Защищать репутацию от СМИ опасно

Защищать репутацию от СМИ опасно

В стране и миреВ мире
Наказывать СМИ за ущерб деловой репутации в России научились девять лет назад. Но лучше этим навыком не пользоваться, советовали вчера предпринимателям участники конференции "Защита деловой репутации: юридический и PR-аспекты". Имиджевые потери пострадавшей компании начинаются с момента подачи иска и дальше только растут, даже в случае победы в суде, и тем более в случае проигрыша.

Выступавшие на конференции, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), постоянно возвращались к случаю, который мог положить начало практике серьезных санкций против СМИ, публикующих недостоверную негативную информацию о юридических лицах, — дело "Альфа-банка" против газеты "Коммерсантъ". В 2004 году в издании появилась статья "Банковский кризис вышел на улицы. Системообразующие банки столкнулись с клиентами", в которой говорилось о финансовых проблемах "Альфа-Банка". Суд обязал газету опубликовать опровержение и выплатить компенсацию в 30 млн руб. ("Альфа-Банк" просил в 10 раз больше), но за то время, что длился процесс, компания получила очень много негативных отзывов в прессе — и не от одного "Коммерсанта". Позже в апелляции сумма была снижена до 10 млн руб.

Газета решению суда подчинилась, опровержение под названием "Полный истец" опубликовала, но вверх ногами. И весь номер "Коммерсанта" от 31 января 2005 года состоял, собственно, из одного этого опровержения, других статей в газете в тот день не было. За компенсацией этой репутационной потери "Альфа-Банк" в суд решил уже не идти. 

Партнер АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Денис Архипов уверен, что иск о защите деловой репутации – не самый эффективный способ эту репутацию защитить: на практике подача такого иска обычно имеет катастрофические последствия, "как взрыв атомной бомбы". Старший юрист ЕПАП Алина Кудрявцева, исполнявшая также функции модератора, солидаризировалась с коллегой: "Иски о защите деловой репутации – это та категория [дел], где можно выиграть, но в пиар-плане это может только навредить".

Архипов в своем выступлении назвал иск "Альфа-Банка" к газете "первопроходцем" в российской практике — обычно компенсации по такого рода искам выплачиваются в гораздо меньших размерах: от 50 000 до 500 000 руб. Но успех "первопроходца" больше никого не вдохновил на попытки так жестко наказать СМИ.

По словам Архипова, эффективнее известить СМИ о возможности подобного иска в качестве "средства сдерживания", а в суд идти только при стопроцентной уверенности в нарушении закона со стороны СМИ или же, если какое-либо СМИ публикует статьи, порочащие деловую репутацию компании, на регулярной основе.

А стопроцентная уверенность в таких делах — редкое явление. Журналисты, готовые к тому, что их могут засудить за резкие высказывания в адрес компаний, часто прибегают к различным стилистическим уловкам, чтобы развалить возможное дело против них в суде. "В спорном утверждении не воспроизводится точное, полное название компании, или же журналист формулирует "острые утверждения" в виде вопросов, или намеренно использует маркеры субъективного мнения ("по моему мнению, я так считаю"), но из контекста видно, что он имел в виду", — перечислял Архипов основные проблемы, с которыми сталкиваются юристы компаний при отстаивании таких исков. Бороться с ними, по его словам, мешает неготовность судей применять ст. 10 ГК ("Пределы осуществления гражданских прав")".

Кудрявцева, в свою очередь, предостерегла будущих заявителей от написания различного рода "претензионных писем" в редакции и призвала их использовать в качестве доказательств соцопросы (ВЦИОМ, Институт Социологии РАН и другие "уважаемые организации", которые смогут доказать причиненный репутации вред), благодарственные письма госорганов и бизнес-сообщества. Что касается лингвистических экспертиз, здесь юрист посоветовала избегать формулировок, которые входят в компетенцию судьи – "чтобы не было оценки, что сведения являются порочащими".

Хотя подобного рода дела редки в отечественном судопроизводстве, за последние 10-12 лет определенная практика по ним все же начала складываться, рассказала судья ВАС Наталья Павлова. "Еще в 1998-99 годах мы базировались на классической доктрине, что у юридического лица не может быть моральных страданий и, соответственно, компенсации за них; судьи не могли определить, кто же страдает: юридическая фикция или коллектив, гендиректор или собственник. Но в 2000 году в практике Европейского суда по правам человека [взятой за основу ВАС РФ] случился прорыв: по итогам дела "Comingersoll S.A. против Португалии" европейским стандартом стала компенсация нематериального вреда", — подвела черту Павлова.

Другим поворотным моментом в практике стало решение ЕСПЧ 2005 года по делу "MaХinexportimport Industrial Group против Румынии", которое ввело в активный судебный оборот такое понятие как "клиентелла" ("репутация пострадала в лице действительной и потенциальной клиентуры"). "Каждый бухгалтер сегодня посчитает стоимость вашей деловой репутации, — сделала вывод Павлова. — Это нематериальное благо, которое трансформировалось в материальную ценность, это собственность юридического лица".

Оспорить тезис о реальности расчета репутационных потерь, на котором настаивали почти все спикеры, решилась только бывшая глава юридического отдела газеты "Ведомости" Нана Гобешия. "Такие убытки доказать тяжело, у юридического лица не может быть моральных страданий. Трудно понять, какими критериями будет руководствоваться арбитражный суд, назначая сумму компенсации нематериального вреда", — уверена она.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Алиса Штыкина
pravo.ru

всего: 593 / сегодня: 2

Комментарии /2

13:5111-02-2013
 
 
Читатель
как в том анекдоте-

"ну да, не ты украл, согласен... но осадок то остался..."

15:5411-02-2013
 
 
Читатель
Читать неохота. Митозом или мейозом?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире