Половине российских регионов грозит дефолт по кредитам

Половине российских регионов грозит дефолт по кредитам

В стране и миреБешеные бабки
Выступая в Госдуме, председатель Счетной палаты (СП) Сергей Степашин заявил: «Уровень долга субъектов Федерации на 1 января 2013 года составил 1,4 трлн рублей. Большинство субъектов с этим долгом не рассчитаются». По безрадостным прогнозам Степашина, около 60% регионов могут объявить дефолт по своим обязательствам. Правда, некоторые все-таки смогут реструктуризировать свои долги.

«Надо решать вопрос о том, чтобы они могли сами формировать свой бюджет, потому что налогов сегодня оставляем не так много. Большая часть регионов живет за счет трансфертов, дотаций из федерального бюджета, отсюда большие долги по кредитам», - пояснил глава СП. По его словам, эта проблема «зависла» в воздухе еще с начала 1990-х годов, и с тех пор «так она и живет своей жизнью».

О том, насколько реально, что половину регионов России объявят банкротами, «СП» рассказал старший эксперт направления «политэкономия и региональное развитие» ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков.

- Начнем с того, что уже пару лет долги регионов находились на уровне 1,1-1,2 трлн рублей, как оценивал их Минфин. Есть разные прогнозы по региональным долгам на нынешний год. Например, Минфин считает, что их уровень останется без изменения, а рейтинговое агентство S&P полагает, что они вырастут чуть ли не в полтора раза. Но нужно иметь в виду, что большая часть этих долгов – бюджетные кредиты, то есть регионы должны деньги Минфину. Эти бюджетные кредиты даются под минимальные проценты, но если возникнут затруднения с выплатами, то очевидно, что Минфин реструктурирует все долги – просто продлит срок задолженности. Так что проблема с дефолтами регионов по кредитам сильно преувеличена. Конечно, у регионов есть и кредиты, взятые в коммерческих банках, проценты по которым достаточно высокие – до 10%-15% годовых, но и с банкирами они всегда договорятся об отсрочке.

«СП»: - А откуда у российских регионов такие большие долги?

- Большинство регионов берут кредиты, чтобы покрывать расходы своего бюджета, если им не хватает для этого налоговых доходов. Однако среди регионов с большим уровнем долга – под 80% от доходов, числятся и вполне благополучные регионы. К примеру, Татарстан, который имеет большую задолженность по кредитам, потому что ведет активную инвестиционную деятельность, дает предпринимателям госгарантии по перспективным и нужным региону проектам. С доходной базой у них все в порядке, и они свои долги сами отдают.

Но есть и другие регионы, например, Подмосковье, которое при губернаторе Борисе Громове оказалось в состоянии дефолта по долгам, и федеральное правительство было вынуждено давать ему деньги из бюджета, чтобы рассчитаться с коммерческими банками. Там были явно мошеннические схемы, когда миллиарды кредитных долларов, взятых под госгарантии, испарились, и бюджет должен был их покрывать. Правда, сейчас Подмосковье сократило уровень долга в два раза. Кстати, есть в России два региона – Мордовия и Северная Осетия, которые уже не один год имеют долги свыше 100% доходов бюджета, и чье существование давно противоречит Бюджетному кодексу.

«СП»: - И в чем заключается это противоречие?

- Противоречие в том, что в Бюджетном кодексе России прописано - долг субъекта Федерации не может превышать 100% доходов региона, но там не написано, что делать с регионом, если это произошло. Были идеи вводить в таких регионах внешнее управление, если власти сами не могут справиться с бюджетной политикой, но законодательного оформления они не получили. Поэтому Мордовия с Осетией так и висят на шее федерального правительства, и что с ними делать, оно до сих пор не решило.

«СП»: - Говорят, Чукотка сейчас резко нарастила долги, это из-за того, что Роман Абрамович ушел с поста губернатора и уже не помогает?

- Действительно, Чукотка умудрилась вдвое повысить размер долгов за год – с 25% до 50% от доходов, но это связано с громадьем планов регионального правительства. Кстати, Роман Абрамович, конечно, сильно помогал бюджету Чукотки тем, что платил там налоги, но и она тоже, наверняка помогала Абрамовичу. Напомню, что когда он стал губернатором Чукотки, его нефтяная компания «Сибнефть» заключила инвестиционное соглашение с правительством региона, скорее всего – весьма выгодное. И хотя содержание этого соглашения является коммерческой тайной, но аналогичное соглашение ЮКОСа с Мордовией в свое время закончилось тем, что его владельца Михаила Ходорковского признали неплательщиком огромных денег в бюджет. Думаю, что по своей конструкции эти соглашения похожи, просто в отличие от Ходорковского, Абрамович не в опале у власти.

«СП»: - Сейчас у регионов забирают много налогов в федеральный центр, а потом им приходится просить свои же деньги, почему так происходит?

- Действительно, большую часть налоговых поступлений у регионов сначала изымают, а потом возвращают в виде трансфертов из центра. По сути, выделение этих трансфертов зависит от «доброй воли» Минфина. В результате, даже регионы-доноры ставят в ситуацию, когда они превращаются из самостоятельных экономических субъектов в просителей. Конечно, такую систему надо менять, сдвигая уровень поступлений налогов в пользу региональных бюджетов.

Такая система существовала в России не всегда, например, еще в 90-х годах поступления распределялись между центром и регионами в пропорции 50% на 50%, но в «нулевых» ситуация резко изменилась, и сейчас это соотношение примерно 65% на 35% в пользу центра. Судя по всему, правительство не намерено менять эту ситуацию, потому что не хочет отпускать деньги от себя.

«СП»: - Как считает Дворкович, в России нужен «административный ресурс» - такая палка сверху, без которой в регионах ничего не будет делаться. Что вы думаете по этому поводу?

- Знаете, еще более ста лет назад гласный Московской думы князь Николай Щепкин писал, что «мнение о неготовности народа к свободе порождается нежеланием власти отдавать ему свои привилегии». Думаю, что и проблема передачи полномочий регионам из той же серии - за сто лет в российской власти ничего не изменилось.

«СП»: - Существует чиновничья версия, что деньги перераспределяются через центр, потому что на местах их разворуют. Так ли это?

- Судя по последним событиям, связанным с огромными суммами хищений «Оборонсервиса» под эгидой министра обороны Анатолия Сердюкова, в центре воруют в гораздо более крупных размерах, чем в регионах. Так что есть другая версия - федеральные чиновники сами хотят их разворовать, и поэтому они конкурируют с губернаторами за налоговые потоки. Кстати, у нас оборонный бюджет за три года должен увеличиться еще на треть. Вот куда, как в бездонную бочку, уходят деньги, которые могли бы пойти на развитие регионов.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Олег Гладунов
svpressa.ru

Комментарии /1

15:4319-02-2013
 
федеральные чиновники сами хотят их разворовать
И делают это весьма успешно, конкуренты им не нужны.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире