27 мая со сдачи русского языка в школах России стартует единый государственный экзамен (ЕГЭ). Высокие баллы, полученные за тесты, дают выпускнику шанс поступить в вуз. Но, как говорят практикующие педагоги, анализируя сборники по подготовке к ЕГЭ, ученику, действительно знающему предмет, очень сложно заработать высшую оценку. В задачах много неточных формулировок и даже ошибок, «проскочить» которые можно, лишь механически заучив ответ, заложенный в проверяющем компьютере как якобы единственно правильный!
Сотрудники Института им. Гете (ФРГ) выборочно проверили задания ЕГЭ для российских школьников по немецкому языку, выявив синтаксические, лексические, грамматические ошибки и несуществующие выражения. Представители Рособрнадзора, курирующие госэкзамен, на это ответили, что тесты составляют компетентные специалисты из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), а проверяет их комиссия по ЕГЭ при Министерстве образования. Так что замечания «носителей языка» имеют субъективный характер.
Случай этот не единственный. Ошибки в материалах госэкзамена находят сами школьные учителя. Это и некорректная формулировка задач, и неправильные условия, а иногда верных ответов может быть несколько - поди догадайся, какой из них как единственный отметили составители теста.
- В задании говорится о призме, а нарисована пирамида, - пишет в блоге учитель математики Василий Вайсенберг. - Или дается диаграмма, в которой нужно найти наименьший показатель у европейской страны. Так наименьший там у Индонезии.
Об этом же говорит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:
- Мне показали тест по русскому языку, где сообщалось, что древние люди плавали на «суднах», а не на «судах».
- Недочеты тестовых заданий ЕГЭ по биологии приводят к несправедливой оценке знаний учащихся, - утверждает доцент Борис Садыков. - По этой причине фактически написать тестовые задания на 100 баллов невозможно. Если только не знаешь готовые ответы, известные лишь составителям. Встречаются ошибки, связанные с искажением терминов: отдельный слой листьев растений вместо отделительного, симпатическая нервная система, которая, как следует из ответов, соматическая, и т.д.
Или вот пример, когда выбрать один ответ невозможно:
Какое из перечисленных явлений не характеризует биологический процесс:
1) экологическое разнообразие; 2) забота о потомстве; 3) широкий ареал распространения; 4) высокая численность особей популяции.
Все эти ответы правильные и как раз характеризуют «биологический процесс»! Другое дело, если авторы имели в виду термин «прогресс» - тогда, действительно, ответ №2.
Иногда просто указан неверный ответ:
Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов занимается… Выбрана «микробиология» вместо «клеточная инженерия»;
Конкуренция - это отношения между… Составители назвали «хищник и жертва», хотя должны быть «виды со сходными потребностями»;
Вещества, выполняющие строительную функцию. В ответе - «нуклеиновые кислоты и вода», на деле же «липиды, полисахариды и белки».
Пример задания по русскому языку:
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
Как видите, такого слова нет. Однако составители теста считают правильным ответом №1, принимая суффикс «я» в деепричастии за окончание.
Или вопрос по литературе:
Родион Раскольников - это а) маленький человек, б) лишний человек, в) особенный человек, г) новый человек?
Вариантов несколько.
- Я с 2002 года коллекционирую тесты ЕГЭ с ошибками, - рассказывает учительница химии Галина Александрова. - Многие задания вообще не имеют решения по причине того, что составители знают предмет «на бумаге». Это далеко не безобидно. Столкнувшись с подобным, сильные школьники испытывают большие трудности и сдают экзамен хуже «середнячков». В результате талантливый ученик, недобрав 5 - 7 баллов из-за некорректного вопроса, не поступит в престижный вуз, а его место займет тот, кто не учил химию, а натаскивался на тесты, запоминая ответы, приведенные авторами.
Для примера, такое задание из тестов ЕГЭ по химии:
Поместить 46 г натрия в 156 г воды и определить массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
На самом деле произойдет взрыв такой силы, что не будет ни раствора, ни массовой доли, ни того, кто ее должен считать. Еще пример:
В одну стадию бутан можно получить из:
1) бутанола-1
2) бутановой кислоты
3) бутена-1
4) бутанола-2
Правильных ответов тут не один (№3), как уверяют авторы, а три! Бутан возможно получить в одну стадию и из спиртов: бутанола-1, бутанола-2, восстановив их йодоводородом. Эта реакция вошла в историю химии.
А вот - из нового сборника за 2013 год:
Вариант 6, задание А 4: В качестве вещества с ковалентной неполярной связью приведен озон. Но молекула озона полярна. Ее дипольный момент равен 0, 53 D.
Вариант 30, задание В 5. По версии авторов оксид алюминия восстанавливается угарным газом. Браво! Эрстед с Вёлером зачем-то калий использовали в виде восстановителя. XIX век, одним словом, что с них взять.
И таких ошибок масса. Мне очень жаль способных ребят, которые любят науку и интересуются экспериментальной частью. Именно им будет сложнее всего выбрать верный ответ в тестах ЕГЭ.
Комментарии /15
Никто их не проверяет, не смешите меня.
Кстати, как я понимаю сейчас тех, кто не любил (и не любит) учиться в школе: меньше проблем с единым экзаменом и, соответственно меньше вероятность того, что середнячок вместо способного чела поступит в вуз.
У меня, к примеру, в первой школе была русичка, которая тупо читала пособия по литре и думала, что на этом ее учительская деятельность заканчивается, пришла - "отсидела". И ведь она реально считала, что так и должно быть. Потом предки сунули меня в другую школу, где литру ПРЕПОДАВАЛ мужчина. Вот это был настоящий ПРЕПОД! Он читал свой урок так, что весь класс сидел с открытым ртом, иногда даже мурашки по коже пробегали от его захватывающих речей. В общем литератор от природы. Респект ему за это. Звать его - Новиков Николай Евгеньевич. Лицей 34 на тот момент был. Где сейчас трудится - не знаю.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: