В России снова изменится автомобильное законодательство

В России снова изменится автомобильное законодательство

В стране и миреВ стране
Госдума России 26 апреля 2013 года в третьем чтении приняла законопроект, вносящий изменения в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях.

Документ подразумевает множество нововведений: от новых категорий и подкатегорий транспортных средств до допуска к сдаче экзаменов на получение водительских прав на машинах с автоматической коробкой передач. Законопроект, одобренный Советом Федерации 27 апреля 2013 года, должен привести российское законодательство в соответствие с требованиями международной конвенции о дорожном движении. Кроме того, считается, что после вступления закона в силу автомобилистам в России станет жить намного проще.

Законопроект, в одночасье одобренный депутатами и Советом Федерации, был внесен в Госдуму еще в 2011 году, однако по разным причинам его рассмотрение затягивалось. Вероятно, это было связано со множеством новшеств, предлагаемых документом. В частности, депутаты не могли договориться о введении особых отметок, которые бы указывали, на машине с каким именно типом коробки передач проходил обучение претендент в водители. В конечном итоге законотворцам удалось согласовать все необходимые изменения, которые условно можно разделить на четыре важных блока.

Больше машин нужных и разных

Первым делом новый законопроект после вступления в силу введет дополнительные категории и подкатегории транспортных средств, оговоренные в законе «О безопасности дорожного движения» (статья 25). В настоящее время этот закон предусматривает только пять категорий транспортных средств: A, B, C, D и E. Именно они указывались в водительских удостоверениях старого образца. С 1 марта 2011 года в России появились новые водительские удостоверения, в которых были добавлены категории BE, CE, DE (автомобили категорий B, C и D соответственно с прицепами максимальной массой более 750 килограммов), «трамвай» и «троллейбус» (для последних двух категорий ранее выдавались свои удостоверения). При этом закон «О безопасности дорожного движения» не изменился.

После вступления в силу нового закона работодателям будет запрещено нанимать иностранных граждан, не имеющих водительских прав российского образца. За нарушение этого требования поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают штраф в размере 50 тысяч рублей.

Новые водительские права с увеличенным списком категорий транспортных средств (с сопутствующей расшифровкой) были введены для того, чтобы полиция зарубежных государств, где такие обозначения не действуют, могла определить, какими именно машинами имеет право управлять водитель. Новый же законопроект закрепляет указанные в водительских правах новые категории и вводит новую M (мопеды и легкие квадроциклы). При этом категории «трамвай» и «троллейбус» получают обозначения Tm и Tb. Кроме того, законопроект вводит и подкатегории транспортных средств: A1, B1, C1, D1, C1E и D1E. Они уточняют особые характеристики транспортных средств, например, максимальную разрешенную массу, количество пассажиров, а также возможность использования прицепов разрешенной массой более 750 килограммов.

В частности, к категории A1 относятся мотоциклы с объемом двигателя менее 125 кубических сантиметров и мощностью не более 11 киловатт. В категории B1 речь идет о трициклах и квадроциклах, C1 автомобилях разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, но менее 7,5 тонны, D1 машинах с числом сидячих мест более девяти, но меньше 16, а C1E и D1E автомобилях категорий C1 и D1 с прицепами разрешенной максимальной массой более 750 килограммов. Все эти категории и подкатегории оговорены международной конвенцией о дорожном движении, к которой СССР присоединился в 1968 году. То есть фактически введение дополнительных обозначений всего лишь приведение внутренней номенклатуры в соответствие с международными стандартами.

Тем не менее, депутаты полагают, что введение дополнительных категорий и подкатегорий упростит процедуру получения водительских удостоверений гражданами России. Например, после вступления в силу закона россиянам, желающим ездить на тяжелых внедорожниках массой более 3,5 тонны, теперь не понадобится обучаться и сдавать экзамен на вождение полноценного грузовика с категорией C. Таким образом, вводится более узкая специализация водителей, причем обратной силы подкатегории не имеют: если водитель с категорией C может управлять автомобилями и категорий C1 и C1E, то человек, получивший права подкатегории C1E, управлять грузовиком уже не может.

С 16 и старше

Второе существенное изменение, предусмотренное одобренным Госдумой и Советом Федерации законопроектом, касается мопедов и скутеров, то есть тех транспортных средств, которые подпадают под новую категорию M. После вступления закона в силу всем владельцам такого транспорта, не достигшим 16 лет, придется поставить мопеды в гараж до лучших времен. Тем же, кому уже исполнилось 16 лет, необходимо будет сдать экзамены и получить водительское удостоверение соответствующей категории. Необходимость введения такого требования в законе «О безопасности дорожного движения» в мае 2012 года обосновал депутат Госдумы Антон Беляков, сославшийся на статистику ГИБДД.

В частности, Беляков напомнил, что в 2008 году в России было зафиксировано 7822 дорожно-транспортных происшествия с участием мопедов и скутеров; ранения получили 6379 человек и погибли 289 человек. При этом депутат отметил, что количество таких ДТП в России возрастает, причем связано это с тем, что несовершеннолетних владельцев мопедов и скутеров становится все больше. При этом 13-14-летние «скутеристы» как правило не знают правил дорожного движения и, в соответствии с законодательством, не могут быть привлечены к ответственности.

Популярность мопедов как среди подростков, так и у более старших граждан России связана с тем, что такие транспортные средства стоят существенно дешевле других видов транспорта. Для сравнения, цены на скутеры начинаются от 25 тысяч рублей, в то время как новый мотоцикл или легковой автомобиль дешевле, чем за 200-300 тысяч, найти крайне трудно. Кроме того, согласно действующему пока законодательству, гражданам не нужно получать водительские права для управления транспортными средствами с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров.

Методика сдачи экзаменов на водительские права категории M пока не прописана; ее должна разработать Госавтоинспекция России. Как пишет «Российская газета», пока известно только, что экзамен будет теоретический, то есть о практическом экзамене с выездом на городские улицы, как при получении прав других категорий, речи не идет. При этом в ГИБДД полагают, что после вступления закона в силу ажиотажа вокруг получения прав на управление мопедом не возникнет. Дело в том, что если человек уже получил водительские права категорий с A по E включая и подкатегории, согласно новому закону, он имеет право управлять мопедом или квадроциклом без получения категории M.

В настоящее время водительскими правами различных категорий располагают более 50 миллионов россиян, и все они, при желании, смогут сесть за руль мопедов или легких квадроциклов.

По дороге с «автоматом»

Положением нового законопроекта, вызвавшим в Госдуме наибольшие споры, стала необходимость разделения прав в зависимости от типа коробки передач автомобиля, на котором водитель сдавал экзамен. Изначально в законопроекте такое разделение было предусмотрено. При этом авторы документа заявляли, что человеку, научившемуся водить на машине с автоматической коробкой передач, будет сложно ездить на машине с «механикой», а значит он будет представлять определенную опасность для других участников движения. Депутаты предлагали сдавшим экзамен на «механике» разрешить ездить на автомобилях с любой трансмиссией, но ограничить «автоматчиков» только машинами с автоматической коробкой передач.

Стоит отметить, что такое требование законопроекта выглядело как минимум странно. Дело в том, что в 2011 году, когда готовился документ, обучение вождению в автошколах и сдача экзаменов в ГИБДД производились только на автомобилях с механической коробкой передач. Сегодня автошколы, обучающие вождению на «автомате», найти очень сложно, а подразделения ГИБДД, в которых можно было бы сдать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач, и вовсе невозможно.

В середине апреля 2013 года в ходе второго чтения законопроекта Госдума исключила из законопроекта разделение водительских прав по типам коробки передач на автомобилях водителей. «Водитель может обучаться и сдавать экзамены как на транспортных средствах с механической, так и на машинах с автоматической трансмиссией. Мы не будем никаких отметок вводить», заявил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев. Впрочем, на третье чтение документ все равно поступил с поправкой о разделении водительских прав и в таком виде был принят Госдумой, а впоследствии подписан Советом Федерации.

Любопытно, что уже после принятия законопроекта поправку стали преподносить не как разграничение прав по типу трансмиссии, которой владеет водитель, а как разрешение сдавать экзамены по вождению на автомобилях с любым типом трансмиссии. «Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии», говорится в одобренном законопроекте. Согласно этому же документу, «лица, сдавшие экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией», смогут водить только автомобили с «автоматом»; для «механики» придется пересдавать экзамен.

Немаловажным пунктом нового закона является то, что после его вступления в силу водителям не потребуется менять права водительские удостоверения с новыми категориями будут выдаваться по истечении срока действия уже выданных. При этом сохранятся все «открытые» в правах категории, действие которых будет распространяться и на новые подкатегории.

Никакой самодеятельности

Наконец, новый законопроект исключает возможность самостоятельной подготовки к экзаменам в ГИБДД. В настоящее время сдать на права экстерном все еще можно, правда пользуются этой возможностью немногие (но число их ежегодно растет). В апреле 2012 года ГИБДД России раскрыло детализированную статистику выдачи водительских удостоверений в 2011 году. Согласно этой статистике, за год права получили 2,2 миллиона человек, из которых 130 тысяч человек после самостоятельной подготовки. При этом сдать экзамен с первого раза получилось только у 39,5 тысячи человек, не обучавшихся в автошколах. По данным ГИБДД, в 2012 году права получили 2,3 миллиона человек.

Теперь же прийти на экзамен в Госавтоинспекцию можно будет только после окончания автошколы, причем новые требования к подготовке водителей и автошколам в ближайшее время должно будет разработать правительство России. Законопроект также предусматривает аккредитацию автошкол в ГИБДД, благодаря которой они получат право самостоятельно проводить теоретический и первую часть практического экзамена (площадка). Сдавать вождение на улицах города по-прежнему придется в одном из подразделений Госавтоинспекции.

Предлагая такую поправку в действующее законодательство, депутаты заявляли, что при самостоятельной подготовке будущие водители не получают важных знаний об оказании первой доврачебной медицинской помощи или выборе оптимальной скорости движения на дороге в зависимости от времени суток или погодных условий. Законопроект поддерживали российские автошколы. Представители последних, в частности, утверждали, что на рынке появилось множество автошкол, которые за существенные меньшие деньги и в гораздо более короткие сроки берутся подготовить кандидатов в водители. При этом выпускники таких автошкол сдают экзамены в ГИБДД именно экстерном.

В общем и целом

Пока все поправки, предлагаемые одобренным законопроектом, выглядят разумными. Основные цели документа коротко можно сформулировать так: кандидатам в водители станет проще сдавать экзамены, количество «фальшивых» автошкол сойдет на нет, а на дорогах станет безопаснее из-за узкой специализации водителей не только по категориям транспортных средств, но и по типам коробок передач, установленных на них. Однако, как этот законопроект будет работать в действительности, сказать пока невозможно. Дело в том, что многие сопутствующие нормативные акты, которые призваны обеспечить исполнение закона, еще пока не проработаны или не утверждены, а ведь, по большому счету, все будет зависеть именно от них малейшая непродуманность может испортить любое дело.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /16

15:5930-04-2013
 
10
Читатель
"а на дорогах станет безопаснее из-за узкой специализации водителей не только по категориям транспортных средств, но и по типам коробок передач" - не вижу никакой связи между этими двумя понятиями

16:1330-04-2013
2
7
Читатель
единственное положительное здесь - введение прав на скутеры, остальное, как всегда близко к бреду.

16:1730-04-2013
 
5
333
Из всего текста полезно только обязательное получение ВУ для любого транспортного средства (т.е. даже езда на велосипеде по дорогам общего пользования ДОЛЖНА предусматривать знание ПДД - а это и есть водительское удостоверение) - все остальное втростепенно.

17:0330-04-2013
 
1
Читатель
# конвульсии какие то...

17:1430-04-2013
 
1
Читатель333
Из всего текста полезно только обязательное получение ВУ для любого транспортного средства (т.е. даже езда на велосипеде по дорогам общего пользования ДОЛЖНА предусматривать знание ПДД - а это и есть водительское удостоверение) - все остальное втростепенно.

Т.е. "водитель кобылы" и пешеход тоже должны иметь водительское удостоверение?

18:4830-04-2013
 
4
Zerkog
ну автошколы то понятно, что отмену самоподготовки поддержат, кто бы сомневался.
а вот скорость движения ночью- бред, кто ж ночью ездить учит то? да и ездят только по городу и с ограничением, доводы для отмены самоподготовки несостоятельны.
вывод теории и автодрома под крыло школ приведет только к росту коррупционной составляющей.

короче, из пользы только права скутеристам,в се остальное бред сивой кобылы.

19:0430-04-2013
1
 
333 для 17-14
Водитель кобылы, запряженную в телегу такой же участник движения, если движется по дороге - он в селе может без соблюдения правил гонять, а в городе и на дорогах с покрытием ему делать нечего, так же как пешеходу на магистрале - есть тротуар, обочина и пешеходные дорожки, а на крайний случай должна быть голова. Всем знать ПДД жизненно необходимо.

17:5601-05-2013
 
1
эксерг-16-13
За каждым бредом видны ,,уши,, вполне заинтересованных сторон.

21:0701-05-2013
 
2
Читатель
"""""19:04он в селе может без соблюдения правил гонять,""""

А в селе нет дорог что ли? Там что в лесу партизаны на лошадях скачут?
И пешеход то же считается участником движения.
И по этому то же должен сдавать экзамены на право ХОДИТЬ
Вот исполнился годик, ему инструктор по ходьбе, в виде родителя будет объяснять как он должен ходить,
как будет готов человек ходить без инструктора,
он должен сдать экзамен на право ХОДИТЬ что бы иметь УДОСТОВЕРЕНИЕ которое он будет обязан всегда носить с СОБОЙ. И предъявлять его по требованию властей.
А если он нарушит правило ходьбы то в зависимости от наказания или штраф или лишение ПРАВ человека, ЗАПРЕТ на определенный срок ХОДИТЬ .

21:1101-05-2013
 
2
Читатель
На штраф стоянку поставят пешехода за не пройденный тех осмотр,
или
не оплаченную страховку на транспортное средство, а именно НОГИ.

А ВЫ ДУМАЕТЕ ЭТО НЕ ВОЗМОЖНО ?

21:1401-05-2013
 
1
Читатель
ДЕНЬГИ ДЕНЬГГГИИИ Я ХОЧУ МНОГО МНОГО МНООООООГООООО ДЕНЕЕЕЕЕЕг , ВСЕ БУДЕТЕ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПУКАТЬ.

21:2001-05-2013
 
1
Читатель
"""""19:04он в селе может без соблюдения правил гонять,""""

Управлять транспортным средством, человекам у которых нет ПРАВ , запрещено.

СВОБОДА В НАШИ ДНИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕНЕГ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ, ТЕМ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ, тем больше прав.

21:2501-05-2013
 
1
Читатель
Пукнул? Покажи удостоверение ! На право пукать с пометкой категории.
Громко пукнул? Должно быть удостоверение на определенные децибелы.

21:4801-05-2013
 
 
Читатель

12:0002-05-2013
 
1
Инн
А еще медведев хочет закончик хочет продвинуть очень хитрый!Машина выходит из пункта"А" в пункт"Б",происходит фотофиксация (время,дата)в пункте "А" и потом фиксация в пункте "Б".Производится расчет из расчета 100 км/час,если приехал раньше,значит летел как ястреб,значит получай штраф!Спасибо огромное медведеву за то что очень ратует за наше здоровье.Рабы должны гибнуть на галерах хозяина,а не на разбитых дорогах бесхозяйственников!Так конечно проще,чем спросить(произвести массовые посадки)с чиновников,они ведь свои!А своих обижать ,как-то не с руки,тем более с руки которая ни чего не производит,но кормит!

16:1004-05-2013
 
 
Читатель
лучше бы дорОги за ответственными закрепили сегодня в районе КХП ЗАПСИБА вьехал в я му пробил колесо ипогнул диск- убыток 10 шт. при Кустове-директореЗСМК имел АСФАЛЬТНЫЙ ЗАВОДИКдороги были отличные а сейчас бедный ЕВРАЗ НЕ МОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ у себя под носом нормальную дорогу. Далее без комментариев

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире