Больше порядка – богаче страна: как обеспечивают порядок на дорогах в Германии

Больше порядка – богаче страна: как обеспечивают порядок на дорогах в Германии

В стране и миреВ мире
Встретиться с берлинским полицайдиректором по транспорту (по-нашему – начальник ГАИ) оказалось очень просто: звонок в отдел прессы столичной полиции – место и время встречи назначены. И вот - наш покорный слуга, в полицейском управлении Берлина.

- Господин Кланг, каждому, кто побывал в Германии бросается в глаза, что на улицах и перекрестках нет полицейских постовых, при этом движение прекрасно организовано.

-Зачем полицейскому целый день торчать на перекрестке, если там исправно работает светофор? Регулировщики появляются только если он сломался. Прибор обходится дешевле полицейского: купил один раз – служит десятилетия. На трассах светофоры работают в режиме «зеленой волны». Для полицейского главное, чтобы транспорт двигался без заторов и пробок! Это очевидно. Не очень? Тогда давайте начнем с азов: с принципов работы.

Вся работа транспортной полиции стоит на трех китах: «эдьюкейшн» - обучение и разъяснение, «энфорсмент» - наблюдение за движением и «инжиниринг» - участие полицейских структур в создании безопасных дорог и оптимальной организации движения. Вообще, мы не проводим четкого разграничения между транспортной и обычной полицией.

- А наказание нарушителей? Если полицейских нигде не видно?

- Хорошо. Превышение скорости – главная причина аварий. В распоряжении полиции Берлина около сорока радаров, вмонтированных в автомобили. Три раза в день они меняют дислокацию. Измеряется скорость всех автомобилей, проезжающих мимо радара. Нарушителей не останавливают, но фотографируют так, чтобы было видно лицо. Уведомление о штрафе они получат по почте. Кроме этого, есть еще два вида контроля – стационарный и в движении. Главная цель – выявить водителей, находящихся в состоянии сильного опьянения или под воздействием наркотиков. Для мобильного контроля создан специальный отряд полицейских. Он насчитывает шестьсот человек. В первую очередь это мотоциклисты. Их называют «белые мыши» – раньше они были одеты в белые комбинезоны. Сейчас форма зеленая, но прозвище сохранилось. Используются и автомобили без опознавательных надписей.

- На алкоголь проверять просто: дунул в прибор со сменным мундштуком и смотришь на табло промилле. А как определить наркотическое опьянение?

- Полицейские проходят специальное обучение. По тому как водитель управляет машиной можно предположить воздействие наркотиков. Например, автомобиль неуверенно движется в потоке, тормозит перед светофором в последний момент, едет с включенным «поворотником». Поведение водителя тоже говорит о многом: почему он нервничает, не слишком ли словоохотлив? Не слишком ли у него расширены или сужены зрачки? Специальный приборчик в виде авторучки ( стоит десять евро) определяет в организме наличие опиума или кокаина. Есть и более сложные и дорогие приборы. Их показания принимаются судом уже как вещественные доказательства.

- Теперь об искушении властью. Знаю, что дать взятку немецкому полицейскому практически невозможно. Как удалось этого добиться?

- В нашем обществе есть такая философия: «Беруфсбеамтентум» - опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон. Фактически, полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и о его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов (в Германии сегодня около 5 млн. безработных, это крайне важно!) Вместе с тем, полицейские не имеют права на забастовку. Неоплачиваемые сверхурочные для них – обычное дело. Все полицейские, включая низшие чины застрахованы в частных страховках, значит получают бесплатное медицинское обслуживание самого высокого уровня!!! Это не привилегия: любой полицейский ради защиты интересов государства рискует своей жизнью. Вообще, «философия» нашей полиции направлена против привилегий. Мы находимся практически на самообеспечении – увеличиваем количество дежурств и поступления от штрафов возрастают – таким образом, пополняем казну. С другой стороны, чем выше зарплата, тем меньше соблазн замарать честь мундира. Не случайно Германия – на последнем месте в Европе по количеству нечистоплотных полицейских. Играет положительную роль и тот факт, что полицейским можно стать только с двадцати восьми лет после серьезных проверок. У нас очень жесткая
кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму.

- Как же эти «взаимовыгодные отношения» сказываются на дорожном движении?

- Не удивляйтесь, это больше экономический вопрос. Основная задача полицейского проста: обеспечить беспрепятственное движение транспорта. Тогда бизнес будет работать лучше, предприниматели заплатят больше налогов государству, а оно, имея средства, позаботится о полицейском. Истина проста: больше порядка – богаче страна.

- Представьте себе такую картину. Известный немецкий телеведущий, например, г-н Готтшальк обогнал в неположенном месте и его останавливает полиция. «Спешу на телевидение!» - картинно улыбаясь, отвечает тот, и, показав спецталон, спокойно удаляется.

- У нас в Германии подобная ситуация невозможна. Слышал про российские спецталоны и считаю их «приглашениями к преступлению», транспорт – не игрушка, а источник повышенной опасности. У нас ничего подобного нет и быть не может! Даже синие проблесковые «мигалки» имеют только пожарные, скорая помощь и криминальная полиция на время спецвыездов. Более того, бургомистр Берлина и начальник полиции в обычных поездках не пользуются «мигалками». Они подают пример того, как можно быть свободным от привилегий даже на высоком посту. А потом, знаете (господин Кланг лукаво улыбнулся), если высокопоставленный чиновник вовсю гоняет со спецсигналом, то это наводит на мысль, что он не умеет правильно организовать свое рабочее время и постоянно опаздывает. А включить «мигалку» по дороге со службы домой просто никому не придет в голову, это противоречит здравому смыслу. Полиция против привилегий, даже если они касаются видных политических деятелей. На весь Берлин (по общей площади сравним с Москвой) наберется не более двадцати машин со спецсигналами. Они встречают официальные делегации на самом высшем уровне. Кстати, если движется колонна, мы стараемся обойтись «текучей блокировкой», то есть несколько команд мотоциклистов и автомобилей поочередно, сменяя друг друга, перекрывают перекрестки буквально за считанные секунды до приближения правительственного кортежа. Такая работа, конечно, требует очень четкого взаимодействия, зато не создает хаоса и пробок на дорогах.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Михаил Горбачев
echo.msk.ru

Комментарии /6

15:0918-02-2014
1
8
есть вопрос...
МГЕРы - есть комментарии? Продолжаете гордиться нашим государством?

17:1918-02-2014
 
3
разгильдяй
Дисциплина -это все!!!!!, для ВСЕХ,( даже для фрау Меркель, а может для неё в первую очередь) и немцы это поняли, поэтому там высокий уровень жизни.

17:3118-02-2014
 
3
---
-Слышал про российские спецталоны и считаю их «приглашениями к преступлению» как точно подмечено. Наше руководство сами п........ки и друзей своих на это подталкивают. Вертикаль такая вот пр......ая.

18:0618-02-2014
 
1
Ё
Это, что тот самый Михал Сергеич? А, что это он в России не навел порядок? Развалил все и слинял в Германию, а теперь пишет как там хорошо!?

19:5818-02-2014
 
 
Читатель
Эх, вот бы наших полицейский отправлять на стажировку в Германию... Только, боюсь, ни один потом не вернется на Родину

21:0518-02-2014
 
1
Читатель
Читал бы и читал, невозможно оторваться. В России: Нет сынок, это фантастика!

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире