- Господин Кланг, каждому, кто побывал в Германии бросается в глаза, что на улицах и перекрестках нет полицейских постовых, при этом движение прекрасно организовано.
-Зачем полицейскому целый день торчать на перекрестке, если там исправно работает светофор? Регулировщики появляются только если он сломался. Прибор обходится дешевле полицейского: купил один раз – служит десятилетия. На трассах светофоры работают в режиме «зеленой волны». Для полицейского главное, чтобы транспорт двигался без заторов и пробок! Это очевидно. Не очень? Тогда давайте начнем с азов: с принципов работы.
Вся работа транспортной полиции стоит на трех китах: «эдьюкейшн» - обучение и разъяснение, «энфорсмент» - наблюдение за движением и «инжиниринг» - участие полицейских структур в создании безопасных дорог и оптимальной организации движения. Вообще, мы не проводим четкого разграничения между транспортной и обычной полицией.
- А наказание нарушителей? Если полицейских нигде не видно?
- Хорошо. Превышение скорости – главная причина аварий. В распоряжении полиции Берлина около сорока радаров, вмонтированных в автомобили. Три раза в день они меняют дислокацию. Измеряется скорость всех автомобилей, проезжающих мимо радара. Нарушителей не останавливают, но фотографируют так, чтобы было видно лицо. Уведомление о штрафе они получат по почте. Кроме этого, есть еще два вида контроля – стационарный и в движении. Главная цель – выявить водителей, находящихся в состоянии сильного опьянения или под воздействием наркотиков. Для мобильного контроля создан специальный отряд полицейских. Он насчитывает шестьсот человек. В первую очередь это мотоциклисты. Их называют «белые мыши» – раньше они были одеты в белые комбинезоны. Сейчас форма зеленая, но прозвище сохранилось. Используются и автомобили без опознавательных надписей.
- На алкоголь проверять просто: дунул в прибор со сменным мундштуком и смотришь на табло промилле. А как определить наркотическое опьянение?
- Полицейские проходят специальное обучение. По тому как водитель управляет машиной можно предположить воздействие наркотиков. Например, автомобиль неуверенно движется в потоке, тормозит перед светофором в последний момент, едет с включенным «поворотником». Поведение водителя тоже говорит о многом: почему он нервничает, не слишком ли словоохотлив? Не слишком ли у него расширены или сужены зрачки? Специальный приборчик в виде авторучки ( стоит десять евро) определяет в организме наличие опиума или кокаина. Есть и более сложные и дорогие приборы. Их показания принимаются судом уже как вещественные доказательства.
- Теперь об искушении властью. Знаю, что дать взятку немецкому полицейскому практически невозможно. Как удалось этого добиться?
- В нашем обществе есть такая философия: «Беруфсбеамтентум» - опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон. Фактически, полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и о его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов (в Германии сегодня около 5 млн. безработных, это крайне важно!) Вместе с тем, полицейские не имеют права на забастовку. Неоплачиваемые сверхурочные для них – обычное дело. Все полицейские, включая низшие чины застрахованы в частных страховках, значит получают бесплатное медицинское обслуживание самого высокого уровня!!! Это не привилегия: любой полицейский ради защиты интересов государства рискует своей жизнью. Вообще, «философия» нашей полиции направлена против привилегий. Мы находимся практически на самообеспечении – увеличиваем количество дежурств и поступления от штрафов возрастают – таким образом, пополняем казну. С другой стороны, чем выше зарплата, тем меньше соблазн замарать честь мундира. Не случайно Германия – на последнем месте в Европе по количеству нечистоплотных полицейских. Играет положительную роль и тот факт, что полицейским можно стать только с двадцати восьми лет после серьезных проверок. У нас очень жесткая
кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму.
- Как же эти «взаимовыгодные отношения» сказываются на дорожном движении?
- Не удивляйтесь, это больше экономический вопрос. Основная задача полицейского проста: обеспечить беспрепятственное движение транспорта. Тогда бизнес будет работать лучше, предприниматели заплатят больше налогов государству, а оно, имея средства, позаботится о полицейском. Истина проста: больше порядка – богаче страна.
- Представьте себе такую картину. Известный немецкий телеведущий, например, г-н Готтшальк обогнал в неположенном месте и его останавливает полиция. «Спешу на телевидение!» - картинно улыбаясь, отвечает тот, и, показав спецталон, спокойно удаляется.
- У нас в Германии подобная ситуация невозможна. Слышал про российские спецталоны и считаю их «приглашениями к преступлению», транспорт – не игрушка, а источник повышенной опасности. У нас ничего подобного нет и быть не может! Даже синие проблесковые «мигалки» имеют только пожарные, скорая помощь и криминальная полиция на время спецвыездов. Более того, бургомистр Берлина и начальник полиции в обычных поездках не пользуются «мигалками». Они подают пример того, как можно быть свободным от привилегий даже на высоком посту. А потом, знаете (господин Кланг лукаво улыбнулся), если высокопоставленный чиновник вовсю гоняет со спецсигналом, то это наводит на мысль, что он не умеет правильно организовать свое рабочее время и постоянно опаздывает. А включить «мигалку» по дороге со службы домой просто никому не придет в голову, это противоречит здравому смыслу. Полиция против привилегий, даже если они касаются видных политических деятелей. На весь Берлин (по общей площади сравним с Москвой) наберется не более двадцати машин со спецсигналами. Они встречают официальные делегации на самом высшем уровне. Кстати, если движется колонна, мы стараемся обойтись «текучей блокировкой», то есть несколько команд мотоциклистов и автомобилей поочередно, сменяя друг друга, перекрывают перекрестки буквально за считанные секунды до приближения правительственного кортежа. Такая работа, конечно, требует очень четкого взаимодействия, зато не создает хаоса и пробок на дорогах.
Комментарии /6
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: