Падающий рубль сотрет стагнирующий авторынок в порошок

Падающий рубль сотрет стагнирующий авторынок в порошок

В стране и миреЭкономика и финансы
То, что 2014-й станет для работающих в нашей стране автомобильных компаний серьезным испытанием, было понятно с самого начала: весь прошлый год продажи активно падали, и январь никаких изменений не принес. Теперь же у нас еще и обвал рубля случился...

С началом «крымской кампании» и после последовавшей за этими событиями реакции фондового рынка финансовые аналитики уже без тени сомнения (и без какого-либо пафоса) говорят о том, что необходимость платить по 40 рублей за доллар — не фантастика, а объективная реальность. Как, собственно, и переваливший за 50-рублевый порог евро... Хотим мы того или нет, но платить эти деньги придется, поскольку ЦБ просто не в состоянии ежедневно тратить по 10 миллиардов на поддержание курса. В ближайшие пару дней финансовый рынок, может, еще и отыграется, но явно не вернется на прежние позиции. Кроме того, учитывая реакцию Запада, ближайшие месяц-полтора мы будем наблюдать вполне отчетливое пикирование национальной валюты.

Государству, к слову, это достаточно выгодно, поскольку такой обвал существенно повлияет на размер внутреннего долга, который за последние годы вырос весьма существенно. То, что при этом обесценятся еще и зарплаты, — не более чем побочный эффект. В любом случае отдельно взятый индивид, так или иначе имеющий отношение к определенной госсистеме, никогда не стоил дороже обрывка использованной туалетной бумаги...

Впрочем, все это лишь наблюдения непрофессионала, являющегося финансистом исключительно на бытовом, сугубо семейном уровне. Тем не менее некоторое отношение к автомобильному авторынку позволяет мне сделать не только пару выводов, но и прогнозов, не самых, надо сказать, обнадеживающих.

Итак, если коротко: российский потребительский рынок последние пару дней находится в нокдауне. Что касается автомобильного сегмента, то тут вполне можно говорить о глубоком нокауте, который, вполне вероятно, вскоре перейдет в кому, и хорошо, если в медикаментозную.

После публикации январских отчетов, совпавших с первым доолимпийским скачком курса, ряд работающих в автомобильной тематике журналистов весьма осторожно начали говорить о том, что повышение цен все-таки окажется чуть выше запланированного: инфляция, утилизационный сбор, валютный рынок... Тогда все сошлись на том, что стоимость локализованных авто поднимется на 3-5%, импортируемых — на 7-10%. Но прогноз тот, как оказалось, был весьма оптимистичным. Разумеется, рассматривали в представительствах и пессимистичные сценарии, однако то, что мы наблюдаем сегодня, попросту сделало ту работу бесполезной.

Дело в том, что компании исходили из максимального курса в 45-47 рублей за евро. Реальное же повышение, как мы видим, гораздо выше, притом никаких предпосылок к коррекции нет и не предвидится. Тем не менее рассчитываться с головными офисами (а они в большинстве случаев европейские) за поставленные машины им все равно придется. Причем, как вы понимаете, не в рублях. Так откуда производитель возьмет эти деньги? Ответ лежит на поверхности: их заложат в стоимость, так что 10% на импортируемые авто можно смело умножать на два, а то и на два с половиной...

С машинами, собираемыми в России, ситуация ничуть не проще. Формально автомобильная компания, в свое время вложившаяся в строительство завода или заключившая соглашение о контрактной сборке, на внутреннем рынке должна платить в рублях. То есть в теории проблем у нее поменьше, но это опять же не снимает с нее обязанности платить по счетам, выставленным головными предприятиями, поскольку именно они обеспечивали первоначальные инвестиции (на этот раз уже в валюте), а теперь занимаются обеспечением бесперебойного производственного процесса. Его, кстати, пускать на самотек тоже нельзя — при загрузке меньше 70% завод начинает работать в убыток.

Таким образом, если импортеры еще могут минимизировать потери за счет физического сокращения поставок, то эти компании оказываются заложниками ситуации: производить меньше нереально, продавать больше — тоже...

И вот тут мы возвращаемся к общей картине, складывающейся на российском авторынке. Январь — минус 6%, февральский показатель будет чуть оптимистичнее, но только потому, что в феврале прошлого года, в отличие от «нулевого» января, динамика была отрицательной. То есть интерес к новым авто за последние два месяца продолжил снижаться. Однако тогда мы еще не платили по 37 рублей за доллар и по 50 рублей за евро!

Притом мы явно находимся в самом начале этого процесса. Снижение стоимости национальной валюты, очевидно, продолжится. То есть деньги в стране в очередной раз подешевеют, жизнь подорожает, и без того неинтересные россиянам (еще и заметно подорожавшие) автомобили станут вовсе никому не нужны. Кстати, а нефтяники под это дело наверняка еще и цены на моторное топливо повысят. У них же нет картельного сговора, зато есть «вкусный» внешний рынок, где платить им будут все в той же валюте.

Таким образом, российский авторынок будет в буквальном смысле слова уничтожен, стерт в порошок и расщеплен на атомы. Посыпятся слабые производители, перекредитованные по самые гланды дилеры, давно взявшие за правило оплачивать текущие поставки за счет операционной прибыли. Кое-кто из клиентов, кстати, по этой причине может остаться без уже заказанного им автомобиля...

К какому уровню продаж мы при этом вернемся? К 2009 году? Вряд ли. Скорее к середине «нулевых», когда многие производители считали за счастье за год выползти хотя бы из 20-30 тысяч экземпляров.

Впрочем, это, может быть, и неплохо. Российский авторынок в последние годы напоминал гигантский мыльный пузырь, существующий не благодаря, а вопреки здравому смыслу. Нас вынуждали переплачивать за новые машины, за кредиты, за страховки (эти виды бизнеса, кстати, тоже сильно просядут), за не всегда качественное гарантийное обслуживание. Теперь денег на это у массового клиента просто не останется, то есть основные игроки столкнутся с банальнейшей проблемой выживания. Вот тут-то в ход обычно и идут проверенные инструменты — скидки, программы лояльности... И как только все это заработает, мы с удивлением обнаружим, что клиент-то, в общем, по-прежнему «всегда прав», что производитель, как, собственно, и дилер в состоянии зарабатывать не только за счет маржи, но и за счет оборота, а также за счет недорогого, но вполне качественного обслуживания, за счет продажи машин на вторичном рынке. Как это, собственно, происходит в тех же Штатах. Иными словами, у России сейчас есть шанс прийти к справедливому ценообразованию, главное, чтобы эта волна локального финансового кризиса продлилась до конца следующего календарного года. Это довольно долго, но оно, пожалуй, стоит того...

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /23

12:4505-03-2014
5
Читатель
все равно, на автотазик не пересяду!!!!!!

12:5905-03-2014
10
Читатель
Пересядешь

13:0405-03-2014
6
С началом «крымской кампании»...
дальше читать не стал. Ничего не началось и не начнется.

13:0505-03-2014
2
Парамон Пантелеевич
Бегает макака по лесу и кричит: - "обвал, кризис!!!"
Мимо пробегает лиса и говорит: - "макака ты и до обвала с кризисом бегала с голым задом, а я вот как была в шубе, так в ней и останусь" )))

13:3505-03-2014
3
Читатель
вывод - покупайте авто пока не подорожало.

13:5405-03-2014
4
Читатель
ходили пешком и будем ходить! Машины не стоят такой цены как здоровье...

13:5505-03-2014
1
Читательница
Ага, покупайте. Приготовьтесь КАСКО оплачивать весь период кредита, если берете оной. ТО делать регулярно, ну и плюсом вложиться придется:резина, сигналка и кое-какая мелочь. Не так давно две машины так тянули с мужем. А вот с нынешним уровнем зарплат остереглась бы брать, подумала бы тысячу раз. Потому и все автосалоны затарены под завязку.

14:0705-03-2014
1
Прочитал
Прульки рулят!
Просто в Японии цена на б/у упадет - и здравствуй Россия.

14:3305-03-2014
11
ЧитательПрочитал
Прульки рулят!
Просто в Японии цена на б/у упадет - и здравствуй Россия.

Прульки рулят в прульных странах. У нас водитель, сидящий на месте бардачка вызывает только смех.

14:5005-03-2014
3
Читатель
..... те - кто не может понять, что от расположения руля ничего не меняется и все зависит от презерватива между рулем и седеньем.

если удобно и безопасно управлять машиной с помощью руля в багажнике, значит такая техника рулит, как на мотоцикле - руль по центру.

единственное сдерживание изготовление машин с рулем по середине - техника превратится в трехместную, а это слишком нерациональное использование внутреннего пространства машины (при той же цене). было бы это выгодно - ПДД переписали бы мгновенно.

а от стада баранов повторяющих байки про левый руль правый руль не избавиться, к сожаленью.

14:5005-03-2014
1
Читатель
Меня удивляет, как долго мир будет заниматься самообманом и вести торги на основе бумажных президентов из небесной сотни?, когда то ведь должен этот абсурд рухнуть, ну где здравый смысл ?если официально мертвый зеленый президент, не обеспеченн золотым запасом страны, а только авианосцем , то в переводе на современный язык, сие бандитизм, но увы ослик готов бежать даже за морковкой из платмассы.

15:0405-03-2014
 
Читатель
Надо вместо президентов на долларах рисовать в порядке возрастания номинала: морского пехотинца, самолёт Ф-16, ракету Томагавк, авианосец и ядерную ракету Минитмен

15:0905-03-2014
1
Арийский гомофоб
Обеспечение экономики за счёт золота это какая-то идея фикс. Золота в мире куда меньше чем экономики. И Чем оно ценно? Из каменного века повелось что жёлтые блестючки дорогие. основывать экономику на золоте всё равно что на фантиках, бусинках или других детских сокровищах. Золото как метал имеет минимальную практическую ценность в элетронике и его дутая цена это наследие экономики оставшееся нам от каменного века. Скажите чем ценен метал похожий на мягкий жёлный помёт? Теоритически если сейчас каки-нибудь термиты сьедят все золотые запасы то экономика дрогнет, но устроит. Потому что золото не более чем абстракция стремительно теряющая смысл. Рения на земле в тысячи раз меньше чем золота добывают его неимоверным трудом он востребован в рельных вещах, а стоит куда меньше. Золото иллюзия и химера.

15:3005-03-2014
1
Читатель
Если люди станут покупать меньше машин, то это к лучшему только.. Станет меньше выбросов, аварий, пробок, люди станут добрее, бензин подешевеет, если спрос упадет, а соответственно подешевеет все остальное и прочее и прочее..Помню смотрел фильм СССровский 70-х годов, как там наши журналюги обсмеивали штаты, что там бесконечные потоки из автомобилей туда сюда снуют, и зачем в городе, в котором развита система общественного транспорта столько личного транспорта, причем зачастую не самого лучшего качества (тогда в америке люди ездили в основном на развлюхах). А теперь мы и сами превратились в такое посмешише, где туда сюда снуют бесконечные потоки шушлаек..

15:3605-03-2014
5
Читатель
Сам думал покупать машину, а потом прикинул..За наличку могу взять только какую-нить прульку начала-середины нулевых (как и у всех в большинстве случаев), е этот вариант не интересен, ибо не уважаю секонд хэнд, из под чьей-то задницы, тем более японской донашивать автомобиль, который постоянно нужно чинить..Новую брать, хорошего качества дорого, только в кредит..Вот и прикинул, взвесил все за и против, на одной стороне конечно мнимое удобство владения своим авто, мобильность, а с другой, постоянный геморЮ мало того,, что жизнь в кредит не по мне, так еще и постоянный стресс где припарковаться, где заправиться, дай бог в аварию не попасть (самое худшее кредитную машину новую разбить), оплатить налоги, страховки, где на ночь оставить, где починить, и прочее..Вообщем посчитал, что не достоин этот предмет пользования затрачивания на него половины своей жизни и нервов, лучше реально ездить на общ. транспорте, на остановку пришел (рядом с домом), заплатил 14 рублев, в кресло бухнул с наушниками в ушах, спишь...

15:3905-03-2014
 
Читатель
А я б купил прульку не задорого, а мож и бесплатно, там такого хломья мама не горюй! а машина не роскошь, а средство передвижения и не чего на него налог повышать, бензин покупаем же вот и налог.Вот когда на воде поедим и покупать не будем бензин за бешенные бабки можно и налогом обложить, пока на воздухе ездить не начнем

15:4105-03-2014
2
Читатель
Приехал, вышел с автобуса, пошел по своим делам.. И все, никаких забот и хлопот, автобусы ходят сейчас хорошо, а в случае острой необходимости можно и такси вызвать..Вообщем такой вид передвижения, как по мне, намного дешевле (а учитывая цены на бенз на очень много), не требует совершенно затрат личного времени, дает свободу ( ты не привязан к своей машине) и прочие плюсы..А вообще, если расстояние не слишком большое, я вообще предпочитаю пешком передвигаться, или на велосипеде, тут еще и полезный эффект для здоровья большой..А деньги, что я копил на машину, потратил часть на путешествия, а часть положил на книжку, вообщем не кредитов, не трат лишних, я свободный и счастливый человек и сознательно сообщаю, говорю нет автомобилю..Кто разделяет мою позицию ставтье плюс, кто не разделяет минусуйте, для статистики так сказать))

15:4805-03-2014
1
ЧитательЧитатель
Приехал, вышел с автобуса, пошел по своим делам.. И все, никаких забот и хлопот, автобусы ходят сейчас хорошо, а в случае острой необходимости можно и такси вызвать..Вообщем такой вид передвижения, как по мне, намного дешевле (а учитывая цены на бенз на очень много), не требует совершенно затрат личного времени, дает свободу ( ты не привязан к своей машине) и прочие плюсы..А вообще, если расстояние не слишком большое, я вообще предпочитаю пешком передвигаться, или на велосипеде, тут еще и полезный эффект для здоровья большой..А деньги, что я копил на машину, потратил часть на путешествия, а часть положил на книжку, вообщем не кредитов, не трат лишних, я свободный и счастливый человек и сознательно сообщаю, говорю нет автомобилю..Кто разделяет мою позицию ставтье плюс, кто не разделяет минусуйте, для статистики так сказать))

Ты студент безнадежный, заведешь семью и купишь бибику сразу...

16:0305-03-2014
 
Читатель
Вам наверняка знакомы эти строчки Пушкина из Евгения Онегина:
Как государство богатеет и чем живет, и почему не надо даже золото ему,
когда простой продукт имеет

16:1905-03-2014
 
для 14-33
Да, у идиотов даже просто поднятый палец вызывает приступ смеха.

17:0205-03-2014
 
Няшенька
В Америке цены на авто ням-ням
Но в России из-за жадности чиновников цены на авто - космические для народа.

17:2105-03-2014
1
БорисычЧитатель
Приехал, вышел с автобуса, пошел по своим делам.. И все, никаких забот и хлопот, автобусы ходят сейчас хорошо, а в случае острой необходимости можно и такси вызвать..Вообщем такой вид передвижения, как по мне, намного дешевле (а учитывая цены на бенз на очень много), не требует совершенно затрат личного времени, дает свободу ( ты не привязан к своей машине) и прочие плюсы..А вообще, если расстояние не слишком большое, я вообще предпочитаю пешком передвигаться, или на велосипеде, тут еще и полезный эффект для здоровья большой..А деньги, что я копил на машину, потратил часть на путешествия, а часть положил на книжку, вообщем не кредитов, не трат лишних, я свободный и счастливый человек и сознательно сообщаю, говорю нет автомобилю..Кто разделяет мою позицию ставтье плюс, кто не разделяет минусуйте, для статистики так сказать))

А деньги, что я копил на машину, потратил часть на путешествия, а часть положил на книжку
__________________________

Даааа, чукча умный и прозорливый. Накопил денег и часть пропил с тайскими шлюхами, а оставшиеся просто подарил банкирам-государству. Теперь вместо удобной теплой машины ездит в холодном зубодробительном грузовике, почему-то называемым "маршруткой".

20:3105-03-2014
 
Читатель

эту статью заказали, те кто зарабатывает на продаже автомобилей - бывшее гебьё

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире