Мэр Якутска отстаивает права РПЦ на остров возле Аляски

Мэр Якутска отстаивает права РПЦ на остров возле Аляски

В стране и миреИстория
Мэр Якутска Айсен Николаев утверждает, что находящийся у берегов Аляски и принадлежащий сегодня США остров Еловый (Spruse Island) необходимо вернуть Русской православной церкви.

Он призвал российские власти политическими и дипломатическими средствами способствовать возвращению острова РПЦ. Речь об этом идет в обращении главы администрации столицы Якутии, которое он направил Владимиру Путину, спикерам Совета Федерации и Госдумы Валентине Матвиенко и Сергею Нарышкину, а также главе МИДа Сергею Лаврову. Об этом сообщила в среду газета "Известия".

Отметим, что обращение Николаева к властям последовало после официального визита делегации столицы Якутии на Аляску, с которым она отправилась туда 14 марта. Программа поездки включала посещение ряда городов и территорий, связанных с историей духовных и культурных отношений между Россией и США. В рамках визита были предусмотрены встречи с представителями общественности и работа в архивах. В состав делегации входил пресс-секретарь епархии иеродиакон Симеон (Березкин), сообщал сайт "Православная Якутия". Поводом же обращения мэра Николаева послужили документы, доказывающие право РПЦ на небольшой островок у побережья Аляски.

Эти документы были обнаружены якутской научной экспедицией в архиве эмигрировавшего из России после революции 1917 года библиографа Михаила Винокурова, который хранится в Исторической библиотеке города Джуно (штат Аляска). Среди собранных Винокуровым документов исследователи обнаружили датированное 1868 годом свидетельство комиссара российского правительства по уступке североамериканских территорий Российской империи США капитана второго ранга Алексея Пещурова о том, что остров Еловый (Новый Валаам), на котором жил, проповедовал и захоронен преподобный Герман Аляскинский, передается в вечное пользование Русской православной церкви. Именно Алексей Пещуров в октябре 1867 года подписал протокол о передаче Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам.

В упомянутом свидетельстве Пещурова говорится, что "остров Еловыи ни продаже, ни аренде не подлежит, это святои остров, принадлежит Русскои православнои церкви". Интересно, что документ этот был найден еще в 2008 году, однако официальные власти Якутии обратили на него внимание только теперь.

Как заявил мэр Якутска, он не первый год серьезно интересуется этой историей, поскольку якутские ученые уже в течение нескольких лет изучают бумаги и организовали уже несколько экспедиций в США. "В 2014 году исполняется 220 лет деятельности Русской православной церкви в Северной Америке, а именно Кадьякской миссии: когда, как не сейчас, заниматься Русской Америкой?" - приводит слова Айсена Николаева газета "Известия". "Я выступаю за восстановление исторической справедливости - возвращение острова Еловый законным владельцам, то есть Русской православной церкви", - подчеркнул мэр.

Между тем в Госдуме РФ на обращение Айсена Николаева отреагировали сдаржанно. Первый зампред комитета по международным делам Светлана Журова, представляющая "Единую Россию", считает, что относиться к подобным инициативам надо с максимальной осторожностью.

"Не видя документа, очень сложно сказать, есть ли там предмет для обсуждения или нет. С этим должен будет разбираться МИД. Но в любом случае главное - не открывать ящик Пандоры. Если сейчас все начнут делить каждый островок, который был неправильно оформлен, мир погрузится в хаос", - приводит ее мнение газета.

Американские власти, убеждена она, с тревогой воспримут любые действия России в отношении Аляски.

"Можно представить, как напрягутся американцы, когда шутки про Аляску, которые заполонили интернет, вдруг превратятся в реальность", - заявила Журова.

Упомянутые парламентарием "шутки" - это петиция по поводу возвращения Аляски России, опубликованная на официальном сайте президента США и набравшая уже более 20 тысяч голосов, что составляет пятую часть от того количества, которое необходимо для официальной реакции Белого дома.

В документе указано, что славяне пересекли перешеек (теперь это Берингов пролив) тысячи лет назад и селились на арктическом побережье, алеуты занимали Алеутский архипелаг. А первыми представителями России, побывавшими на Аляске, были члены команды бота "Святой Гавриил": геодезист Михаил Гвоздев и подштурман Иван Федоров, участники экспедиции Афанасия Шестакова и Дмитрия Павлуцкого в 1729-1735 годах.

Кстати, об этой "шутке" в эфире BBC упомянул постпред России при ЕС Владимир Чижов, отреагировав на выраженные американским сенатором Джоном Маккейном опасения, что следующей целью российской экспансии может стать Молдавия и Приднестровье. Чижов иронично предложил ему следить за Аляской.

На заявление мэра Якутска уже отреагировал и официальный представитель РПЦ. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что пока самое главное - досконально изучить найденные документы.

"Нужно посмотреть, о каких документах идет речь. Насколько они могут быть сегодня признаны властями Соединенных Штатов", - сказал священник.

Однако он обратил внимание на то, что приходы РПЦ на территориях Русской Америки, отошедших к США, стали теперь частью автокефальной Православной церкви в Америке, хотя, согласно договору, должны были остаться в структуре РПЦ.

Аляска и Алеутские острова, напоминают "Известия", были проданы Российской империей Соединенным Штатам Америки в 1867 году за 7,2 млн долларов золотом. Остров Еловый площадью 44 кв. км входит в состав Кадьякского архипелага. На нем похоронен святой Русской православной церкви преподобный Герман Аляскинский, один из первых православных проповедников в Америке.

Уроженец Якутии библиограф Михаил Винокуров посвятил свою жизнь сбору книг и документов по истории Русской Америки, миссионерской деятельности Русской православной церкви и преподобного Германа Аляскинского среди алеутских племен. В 1919 году он навсегда покинул Россию и выехал на Аляску, поэтому его архив оказался в Исторической библиотеке Джуно.

 

Страницы истории православия на Аляске

Присутствие представителя Русской церкви в составе официальной делегации Якутска вполне оправдано, если вспомнить об истории православия на Аляске, которая насчитывает не один век. Существует даже понятие "Русская Америка", под которым подразумевают совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшую Аляску, Алеутские остова, Александровский архипелаг и поселения на Тихоокеанском побережье в нынешней Калифорнии (Форт-Росс). Эксперты при этом отмечают, что без православия понять феномен Русской Америки невозможно.

Подробный экскурс в эту историю сделал несколько лет назад американский ученый Джеффри Макдональд - выходец из протестантской семьи, во время учебы в баптистском университете в США принявший православие. Его очерк был опубликован порталом "Православие и мир".

По словам Макдональда, который сам жил на Аляске, после появления там первых русских торговцев пушниной и моряков (до середины XVIII века), они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. Ну судах присутствовали в том числе и корабельные священники, которые некоторых алеутов обратили в православие, хотя это было еще в ту пору неорганизованное, индивидуальное обращение в новую для жителей Аляски веру.

В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения, сейчас там располагается база американских морских пограничников.

Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей. Одним из них был иеромонах Ювеналий, который во время миссионерской поездки был убит местными жителями. Место его гибели точно не известно.

В городе Гавань Святого Павла были основаны детский дом и школа, в которой, помимо религиозного образования, учили также и практическим навыкам, таким как навигация, и другим подобным предметам.

Однако постепенно назрел конфликт между администрацией Русско-американской компании (она была частной торговой корпорацией) и монахами-миссионерами. Суть конфликта состояла в том, что монахи заступались за местных жителей, которых спаивали и притесняли торговцы. В результате этого конфликта компания урезала фонды на миссионерскую деятельность и в конце концов на Аляске остался только один монах по имени Герман, который сейчас известен как преподобный Герман Аляскинский.

Он покинул Гавань Святого Павла и поселился на маленьком островке Еловом, где жил один в безмолвии как подвижник-исихаст. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но тем не менее интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман - главный молитвенник. В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершив много чудес. И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на его могилу, берут с нее землю и получают исцеление и решение своих проблем.

Долгое время преподобный Герман внешним миром был забыт. Его широкое почитание началось после его канонизации Православной Церковью в Америке в 1960 году.

Вторая важная фаза миссионерской деятельности началась с прибытием на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Он прибыл на остров Уналашка, построил прекрасную церковь, в которой и служил. Отец Иоанн был человеком разнообразных дарований, в том числе одарен как инженер-механик. Помимо неустанной миссионерской работы, он занимался этнографическими записками и был избран почетным членом Петербургского этнографического общества. Он выучил местные языки и начал переводить на них Священное Писание. Им было переведено огромное количество текстов.

Приехав в Ситху, отец Иоанн построил кафедральный собор, изучил очень сложный язык индейцев калошей и начал переводить на него Священное Писание.

Через несколько многотрудных лет он поехал в Петербург, чтобы получить разрешение на опубликование своих переводов. Во время этого многомесячного путешествия его жена скончалась, и его постригли в монахи под именем Иннокентий и возвели в сан епископа.

Епископ Иннокентий вернулся в Ситху и продолжил миссионерскую деятельность своей епархии, основал школу. К сожалению, построенный им храм был деревянным и в 1890-е годы сгорел. Он рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, который был наполовину алеут, наполовину русский. Отец Иаков работал среди алеутского народа, был направлен к эскимосам-юпикам, и с 1840-х по 1860-е годы перенес центр миссии в деревню, которая до сих пор носит название Русская миссия. Он евангелизировал в этих районах не только эскимосов, но и индейцев.

В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители ее покинули. Это было очень хаотичное время, когда там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики. Представители американского правительства поначалу отсутствовали, и церковная миссия от этого очень пострадала.

В это время епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве Миссионерское общество. Усилиями русских миссионеров продолжилось распространение православия на Аляске, и вскоре работа этого общества превзошла ту деятельность, которая проводилась в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии, церковь процветала. Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия, уже на основной территории США, по обращению в православие эмигрантов, прибывавших из Восточной Европы. Усилиями миссии более 100 тыс. униатов вернулось в православие. Таким образом, оказалось, что в континентальных штатах сделалось гораздо больше православных, чем на Аляске.

В ХХ веке епископом Американским стал святой Тихон. Он сновал много монастырей, семинарий, школ. Основную финансовую поддержку миссия в это время получала из Русского миссионерского общества.

На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что нужно наконец дать настоящее образование народам Севера. Аляска была поделена между разными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, просвещая темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк - баптистам, Ситха - пресвитерианам, Юпики достались Моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. Были организованы школы-интернаты, детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 года миссионеры убеждали американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов православие почти что приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на "нормальном цивилизованном", то есть английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.

Православные миссии использовали местные языки, готовили местных жителей к священству, уважали местные традиции. Православные видели, что не все в местной дохристианской жизни нужно бездумно уничтожать, поэтому даже шаманы во многом подготовили людей к тому, чтобы они приняли христианство.

В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России, но и для Американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено. И на Аляске, и в континентальных штатах вся административная структура церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось. Церковь раскололась на многие этнические группировки, которые занимались в основном сохранением своей собственности. Это разделение совершенно исказило направление деятельности церкви: вместо того чтобы быть миссионерской церковью, которая направлена на внешний мир, она превратилась в множественные этнические группировки, заинтересованные в основном в том, как сохранить свое культурное наследие, понимавшееся к тому же весьма узко: в основном народные обычаи, а не высокую культуру.

Кроме того, для эмигрантской психологии характерно желание влиться, вписаться в культуру страны, в которую люди въехали, ничем не выделяться и не пытаться эту культуру изменять. Таким образом, после революции миссия постепенно сходила на нет.

Но постепенно происходили следующие процессы: с одной стороны, церкви научились создавать механизмы, чтобы поддерживать свою собственную жизнь, а с другой стороны - новые поколения, родившиеся в Америке, меньше думали о своей национальной принадлежности, а больше - о религиозном содержании своей веры. Вернулось понимание того, что необходимо поддерживать миссионерскую работу на Аляске.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. Большая, конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов вместо двух. Прилагались усилия, чтобы туда поступали именно местные жители. Территория расселения эскимосов-юпиков (самого многочисленного православного народа Аляски) никогда не находилась под прямым русским административным управлением, и большая часть клириков миссии состояла в основном из алеутов. И теперь по-прежнему территория юпиков - это самая большая территория на Аляске, где народ обращен в православие.

Во время периода упадка на всей Аляске было от четырех до девяти священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте.

До сих пор на Аляске остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, в местных храмах служат на английском и на местных языках.

Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски.

Православная церковь на Аляске - часть Православной церкви в Америке. Отношения с Русской православной церковью хорошие. В 1970 году РПЦ предоставила Американской православной церкви автокефалию - независимость. На 200-летие православия в Америке приезжал патриарх Алексий II, который, в частности, посетил и Аляску.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /5

11:1427-03-2014
4
4
Читатель
Забрать надо этот остров!!!

11:2427-03-2014
1
2
Читатель
Началось

12:2627-03-2014
 
1
Читатель
1-е апреля наступило раньше?!

13:3627-03-2014
 
2
Читатель
Вот всю РПЦ туда и сослать...

08:2728-03-2014
 
 
Кон
Чем бы дитя не тешилось...Лишь бы не работать..." ...если чешется-чешите в другом месте.."В.С.Черномырдин.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире