Новокузнецк неотделим от КМК (ОАО ЕВРАЗ – ЗСМК), они рождались вместе. Угольная и металлургическая промышленность в дореволюционной России была сосредоточена, в основном, в Донбассе. В 1912 году по просьбе Императора Николая Второго иностранные капиталисты из общества «Копикуз» (Акционерное общество Кузнецких каменно-угольных копей) изучали место под будущий завод. М.К. Курако предлагал Тельбесскую или Туштулепскую площадку в районе современного города Осинники, подготовка к строительству частично завершилась в 1917 году, но гражданская война помешала осуществить планы.
В 1926 году председатель Госплана СССР В.В. Куйбышев утвердил строительство Урало-Кузнецкого Комбината. План предусматривал перевозку высококачественной железной руды с Урала в Кузбасс и коксующегося угля в тех же эшелонах из Кузбасса на Урал. С зимы 1929 года Кузнецкстрой (как и Магнитка) – ударная стройка первой советской пятилетки. Под строительство завода были снесены три старинные деревни: Горбуново, Бессоново, Араличево (занимали площадь современного комбината до остановки «Ласточка»). Абаканский хребет защищал высокие трубы от ветра, в раствор добавляли воду из реки Конобенихи. Из европейской части Союза от голода и неурожая ехали самостийно и организованно рабочие, кое-как знакомые со стройкой. Основная же масса, прослышав о невиданном строительстве, стекалась из алтайских, новосибирских и местных деревень. Всего строило завод, по разным данным, от 15 до 50 тысяч человек. Жилья не было, рыли землянки из двух комнат, утеплялись соломой, еловыми ветками, буржуйки и уголь выдавали бесплатно. Половина новорождённых погибла в таких домах. Зимой спали в шапках - проснёшься, голова примёрзла к подушке, роба покрыта коркой льда. Самый большой земляночный городок тянулся вдоль болота от современного кинотеатра «Октябрь» до Вокзала.
Разбивать город-сад планировалось за нынешней остановкой Транспортная, у горы Соколиная в районе Редаково и Точилино. Там был открыт первый Сад металлургов (сохранились ворота), возведён Клуб имени М.К. Курако, каменный, с колоннами в стиле классицизма (здание сохранилось). Были построены прочные деревянные частные дома, утеплённые бараки для первостроителей. 7 января 1929 года Сад-Город отнесён к категории рабочих посёлков при Кузнецкстрое. 20 марта 1931 года посёлок преобразован в город. Около года на территории современного Новокузнецка существовали два города: Кузнецк-Сибирский и Социалистический Новокузнецк. С 1932 по ноябрь 1961 Новокузнецк назывался Сталинском, а Кузнецк превратился в Кузнецкий район города. С 6 ноября 1961 года город носит имя Новокузнецк.
В 1927 году Советское правительство заключило договор с американской фирмой «Фрейн» на проектирование основных цехов будущего завода. Одновременно разработкой проекта завода занимался Ленинградский государственный институт проектирования металлургических заводов. Экскаваторы, краны, трактора, передвижные электростанции, станки были закуплены в Германии, Франции. Считалось, что после гражданской войны СССР понадобится не менее 20 лет, чтобы чёрная металлургия достигла уровня 1913 года. Иностранные специалисты сомневались: не бывало, чтобы тёмный неподготовленный люд, который в глаза не видел не то что домен, но порой и вообще машин, смог единым махом освоить индустрию самого современного толка. Ведь проект Кузнецкого комбината был выполнен на самом высоком техническом уровне. Подобных предприятий не имела тогда даже Америка.
Строительство завода началось в середине января 1929 года. Котлованы под домны и цеха рыли вручную круглосуточно, ночью при свете прожекторов и костров. Морозы не отпускали всю зиму, техника при минус 25 останавливалась, люди прикрывали лицо газетами, полотенцами, продолжали работать - со смены не уйдёшь. Весной копали по колено в воде, а то и по пояс. Многие умирали от воспаления лёгких. Но другого заработка, чтобы выбиться из нужды, не было. Люди работали с неугасающим энтузиазмом, объекты и цеха сдавались раньше срока. На площадке перед заводоуправлением поставили деревянную трибуну, наверху - звезда с лампочкой. Каждую неделю собирались митинги, загоралась звезда, бригады рапортовали о новой трудовой победе. С этой трибуны перед кузнецкстроевцами выступали члены Советского правительства: М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, Серго Орджоникидзе, приезжал вождь немецкого пролетариата Эрнст Тельман. Эта площадка стала первой городской площадью – Площадь трудовых Побед. Первоначально завод носил имя И.В. Сталина, на месте деревянной трибуны установили огромный гипсовый памятник вождю.
На Площади Побед в 1932 году был положен первый в Кузбассе асфальт, рабочие разувались, проходя по нему, старались не трясти грязными калошами и сапогами. По ней в 1933 году прошёл первый в Кузбассе трамвай. Здание заводоуправления – первое каменное в Сталинске. Построено в стиле классицизма по проекту ленинградских архитекторов, в виде буквы «П» - памятник Федерального значения, охраняется государством.
Самый знаменитый землекоп Кузнецкстроя – Андрей Севастьянович Филиппов. Иностранные специалисты прозвали его «человек-экскаватор», своей лопатой-грабаркой (50 сантиметров длина и 30 ширина) он поставил мировой рекорд по выемке земли. За смену выполнял 500 процентов нормы. Тачка должна была подъехать к бригаде грабаря и остановиться, мимо Филиппова и его двоих братьев, тачка проезжала не останавливаясь. Лопата Андрея Севастьяновича хранится в Москве в Музее революции. Андрей Филиппов – первый Почётный гражданин Новокузнецка, в его честь названа улица.
Андрей Севастьянович Филиппов
Первостроители вспоминали, что несмотря на крайне тяжёлые бытовые условия (жизнь в землянках, затем в многосемейных бараках), было хорошее питание. В магазинах - иностранные консервы: мясные, рыбные, фруктовые. Много картошки, селёдки, молока, сахара, хлеба.
К некоторым баракам боялись подходить даже милиционеры, в них собирались бывшие зэки, тоже строители комбината, пили, дрались, играли в карты на жизнь человека.
В гости к кузнецкстроевцам приезжали московские артисты, писатели, цирк. Был с гастролями симфонический оркестр Большого театра, балет. В.В. Маяковский никогда не был в нашем городе, но является первым поэтом, воспевшим Кузнецкстрой. После беседы в Москве со своим знакомым Яном Петровичем Хреновым, строителем завода, за год до своей смерти поэт написал замечательное стихотворение «Рассказ товарища Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (ноябрь 1929 года). Главный инженер Кузнецкстроя и КМК, мозг и душа завода – Иван Павлович Бардин вспоминал: строки Маяковского оказались живительными, в самые, пожалуй, тяжёлые времена, в момент, когда приехавшая комиссия «распушила» нас в пух и прах, он поддержал наш дух, и мы продолжили начатое дело, нашу мечту. Рабочие предлагали назвать город Маяковском. Долгие десятилетия на крышах домов привокзальной Площади встречали приезжих знаменитые строки: «Я знаю – город будет, Я знаю – саду цвесть…».
(Продолжение следует)
Комментарии /68
КМК - это КМК.
А теперь поразмышляйте над первым предложением.
КМК - это КМК.
А теперь поразмышляйте над первым предложением.
КМК - это КМК.
А теперь поразмышляйте над первым предложением.
Прежде, чем писать подобные исторические экскурсы, почитайте книги по истории Новокузнецка, побывайте на экскурсии по городу с хорошим , компетентным экскуросоводом, а не гидом по тошниловкам, сходите в Музей КМК, что на Площади Побед. А то складывается впечатление, что этот опус - последнее учебное сочинение школоты- жертвы ЕГЭ.
ты в курсе, что во круг тебя пустота?
ты в курсе что все выглядит не так, как твой мозг представляет?
ты думаешь ты знаешь свою историю?
ты знаешь, только то, что тебе дали почитать, но правда это или нет, вот в чем вопрос?
не веришь, к примеру тебе Украина, взгляд изнутри и снаружи. но правды не там и не тут.
ты в курсе, что во круг тебя пустота?
ты в курсе что все выглядит не так, как твой мозг представляет?
ты думаешь ты знаешь свою историю?
ты знаешь, только то, что тебе дали почитать, но правда это или нет, вот в чем вопрос?
не веришь, к примеру тебе Украина, взгляд изнутри и снаружи. но правды не там и не тут.
На аллее памяти у заводоуправления КМК есть фамилия моего отца и дяди. Но отец выжил, хоть и стал после многочисленных ранений и контузий безногим инвалидом, а дядя пропал без вести...
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: