Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года

Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года

Местные новостиЖизнь
Врио губернатора Кемеровской области в интервью ТАСС — о том, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать область туристическим центром.

Врио губернатора Кемеровской области в интервью ТАСС — о том, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать область туристическим центром 

Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев, возглавивший крупнейший российский угледобывающий регион в начале апреля после досрочной отставки Амана Тулеева, руководившего администрацией Кузбасса более 20 лет, намерен провести масштабное реформирование экономической системы субъекта, чтобы снизить его зависимость от цен на уголь. В интервью ТАСС Цивилев рассказал, как Кузбасс будет привлекать зарубежные машиностроительные корпорации, как минимизировать влияние промышленности на экологию и сделать Кемеровскую область не только угледобывающим, но и туристическим центром. 

Зависимость от угля

Сергей Евгеньевич, хотелось бы поговорить об экономике Кемеровской области. Бюджет региона сильно зависит от рыночных цен на уголь. В период их падения с 2013 года регион активно привлекал кредиты, и хотя госдолг не превышал установленный порог, он все же стал существенным бременем для бюджета. За это критиковали Амана Тулеева, много лет возглавлявшего регион. Какую бюджетную стратегию видите вы? 

— Действительно, регион в течение многих лет наращивал долг за счет как бюджетных, так и коммерческих кредитов. Ситуация стала меняться в 2017 году, когда выросли цены на уголь и увеличилась доходность угольных предприятий, соответственно, увеличились поступления от них в бюджет. Мы приняли решение — все полученные деньги направлять на погашение коммерческих кредитов, которые привлекались в разные времена и под достаточно высокий процент.

На сегодня мы почти все коммерческие кредиты погасили, у нас остался долг порядка 35 млрд рублей. По этому долгу мы будем работать отдельно: мы направили уже все соответствующие письма о том, чтобы провести реструктуризацию задолженности. 

Что касается дальнейшей стратегии, действительно, наш бюджет сейчас очень зависит от цен на уголь и металл. По нашим оценкам, они будут еще достаточно высокими в 2018–2019 годах, поэтому наша задача — за это время сделать рывок в развитии экономики и уменьшить зависимость от них. Конечно, за счет высоких цен мы могли бы рассчитаться с долгами, но в это придется вкладывать значительные средства, и мы не сможем развиваться. Поэтому все же будем брать кредиты, но они будут привлекаться уже на других условиях — под конкретную программу, которая нам как раз и позволит в краткосрочной перспективе решить все вопросы с наполнением бюджета. 

— Регион в настоящее время разрабатывает стратегию социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года. Какие основные направления в нее будут включены? Какая роль будет отводиться угольной промышленности? 

— Мы разделим эту программу на три этапа: первый — 2018–2019 годы, следующий — среднесрочная перспектива, это 2020–2024 годы, третий — с 2025 по 2035 год. Первые два года у нас самые важные, это стратегия рывка — как раз то, о чем я говорил, — нам предстоит снизить зависимость экономики от цен на уголь и металл. 

Мы будем развивать другие отрасли нашей экономики: у нас есть и химия, и транспорт, и сельское хозяйство, и машиностроение. А собственно в угольной отрасли стоит задача понизить себестоимость добычи, но увеличить эффективность, чтобы быть готовыми к падению цен. 

Другая задача — вернуть ушедшие из Кузбасса предприятия, ведь многие переехали за последние годы в другие регионы, а также привлечь и создать новый бизнес. Возможности для этого у нас есть: есть 24 моногорода, у которых есть свои льготные программы, есть три территории льготного налогообложения — ТОСЭРы, в которые мы намерены привлекать новый бизнес, создавать новые рабочие места. 

Мы стали по-другому смотреть на многие события, поэтому для бизнеса мы добавили еще одно принципиальное условие — это безопасность работы

Правила для деятельности бизнеса у нас достаточно простые: это быстрый экономический рост, социальная направленность и экологичность. И конечно, события 25 марта в "Зимней вишне" (в ТРЦ "Зимняя вишня" в Кемерове из-за пожара погибли 60 человек — прим. ТАСС) кардинально нас всех поменяли. Мы стали по-другому смотреть на многие события, поэтому для бизнеса мы добавили еще одно принципиальное условие — это безопасность работы. 

— Если говорить об этом экономическом рывке в ближайшие два года, у каких отраслей в Кузбассе, по вашему мнению, есть шансы стать прорывными? 

— Большие перспективы, на мой взгляд, у машиностроительной отрасли. К сожалению, за последние три года объем производства снизился на 40%, но потенциал у машиностроения огромный. У нас сохранились хорошо оснащенные заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, такие как Юргинский машиностроительный завод, но стоит проблема их загрузки. К сожалению, за последние годы потеряно доверие угольщиков к продукции наших машзаводов, потому что их оборудование проигрывает по качеству зарубежному. Сейчас задача поставлена машиностроителям — вернуть утраченные позиции, и не только в угольной отрасли. С угольщиками тоже ведем переговоры. 

Кроме того, есть такое направление, как компонентное машиностроение. Мы ведем переговоры со всеми мировыми компаниями, которые поставляют продукцию для угольных компаний Кузбасса, и предлагаем создавать в наших ТОСЭРах свое производство. Мы предлагаем очень хорошие условия по налогам, предлагаем свою инфраструктуру, и я думаю, что в ближайшее время новые производства увидим. И к этому процессу мы подключаем наше машиностроение, чтобы готовить детали, а не привозить их из-за рубежа. 

Транспортные проблемы и развитие туризма

— А какие проблемы возникают? Что мешает сегодня более активному развитию? 

— У нас, к сожалению, очень острый вопрос с транспортом. Через центр Кемерова проходит федеральная автомобильная трасса (Р-255 "Сибирь"). За сутки через Кемерово проезжает 12,5 тыс. машин, это примерно одна треть всей нагрузки на экологию города. Плюс транспорт разбивает городские дороги, мешает организации движения в городе. 

Объезда нет, хотя этот вопрос поднимался еще в советские времена, но до сих пор он не решен — даже к проектированию не приступили. Мы считаем, что в кратчайшие сроки нужно ситуацию менять, поэтому приступаем к проектированию, выбору варианта трассы. Когда будет составлен проект, прошедший экспертизу, мы обратимся еще и за федеральными деньгами на строительство.

Кроме того, у нас есть еще не достроенная скоростная трасса Кемерово — Ленинск-Кузнецкий, которая должна выйти на автодорогу до Новокузнецка (второй по численности город Кузбасса, один из крупнейших промышленных центров Западной Сибири — прим. ТАСС). Есть недостроенный участок в 17,6 км (из 70 км — прим. ТАСС), работы там велись медленно. Но мы уже в этом году решили эту проблему: нам уже выделили 1 млрд рублей в этом году, и к осени следующего года трасса будет целиком построена. 

Нам также надо развивать и железнодорожное сообщение, потому что производство угля растет, и его надо вывозить. Сейчас недостаточно пропускной способности железной дороги, особенно на восток страны, а это направление — азиатско-тихоокеанский рынок — для нас сегодня стратегическое. Он на сегодня наиболее привлекателен, и доходность угольных компаний в этом направлении максимальна. 

— Как будете решать этот вопрос? Ведете переговоры с РЖД? 

— Кемеровская область и РЖД — это стратегические партнеры, и это не просто слова: 38% от всего грузооборота РЖД дает Кузбасс. Сейчас мы заканчиваем подготовку четырех соглашений. Это соглашения о стратегическом партнерстве, о развитии пропускных мощностей для вывоза угля, развитии пассажирского транспорта и, наконец, об участии кузбасских предприятий в программе развития РЖД. Мы производим рельсы и можем шпалы производить, предприятия Кузбасса могут выполнять для РЖД различные виды работ. Это тоже даст толчок в развитии региона. 

— А какие вы видите приоритеты в части пассажирского сообщения? Где в регионе и какой именно пассажирский транспорт нужен? 

— Мы видим большие перспективы в развитии нашего туристического кластера — это одна из хороших точек роста нашей экономики. В первую очередь, конечно, горнолыжный курорт Шерегеш. В 2000-х годах там было 22 тыс. туристов, а в последние годы мы достигли уровня в 1 млн отдыхающих в год. Даже Дмитрий Анатольевич (Медведев, премьер-министр РФ), когда я ему рассказывал про Шерегеш и убеждал развивать, мне отвечал: "А я сам там два раза был, а я сам катался там на лыжах. Я сам знаю, что "пухляк" (толстый слой свежевыпавшего снега, который особенно ценят горнолыжники — прим. ТАСС) есть только в Шерегеше". 

Но по своему потенциалу этот курорт может принимать и более 3 млн человек, а на сегодня темпы развития приостановились. Если мы не внесем кардинальных изменений, то мы можем увидеть и падение даже — причины в транспортной инфраструктуре. Для начала мы оценили возможность создания современного аэропорта, который мог бы принимать туристов со всего мира. У нас есть в Таштаголе (поселок Таштагол расположен примерно в 20 км от туркомлекса) небольшой аэропорт местного значения, но, к сожалению, на этой территории есть огромные ограничения, связанные с горами и безопасностью полетов. Соответственно, если строить там такой аэропорт, то он не сможет работать круглосуточно и 356 дней в году. 

— И какой здесь может быть выход?

Прорабатываем альтернативный вариант — развитие существующего аэропорта в городе Новокузнецке с целью сделать его большим международным хабом. И уже оттуда запустить комфортабельный пассажирский поезд до Шерегеша со специальными грузовыми вагонами для хранения снаряжения — лыж и сноубордов. Там есть железная дорога, которая используется как грузовая, ее можно достроить и запустить пассажирский поезд. 

В перспективе необходимо дальше поэтапно развивать это пассажирское сообщение: туристы могли бы добираться до Шерегеша по железной дороге из Кемерова, Новосибирска, Томска. Необходимо, чтобы у туриста был выбор: хочет — добирается самолетом, хочет — на своей машине, хочет — поехал на поезде. 

Экология добычи угля

— В угольной промышленности Кузбасса все острее ставятся вопросы, связанные с экологией, все чаще звучат жалобы местных жителей, проходят акции протеста против освоения месторождений. По вашим оценкам, каков на сегодняшний день экологический предел добычи угля? По каким критериям должны выдаваться новые лицензии и как вы будете решать накопившиеся экологические вопросы? 

— Вы правы, вопрос экологии в Кузбассе стоит очень остро, тут нет однозначного и быстрого решения, потому что эта проблема копилась годами. Причина тут в большом объеме открытой добычи угля, на разрезах, а не подземных шахтах. У ориентированности на разрезы есть свой резон — уменьшить количество аварий на производстве. В шахтах были большие проблемы с безопасностью горняков, было даже такое выражение: в каждой горящей лампочке есть капля крови шахтера. 

За счет перехода на открытый способ добычи существенно уменьшили показатели травматизма и аварийности, но получили серьезную нагрузку на экологию. Очень быстро приблизились к населенным пунктам, разрезы стали влиять не только на природу, но и на жителей. Сейчас мы должны найти разумный баланс в развитии подземной и открытой добычи. 

Мы выступаем также и за изменения в подходе к выдаче лицензий на добычу угля. Сегодня выдано 279 лицензий, которые позволяют добывать более 300 млн тонн угля в год, за прошлый год мы достигли объемов добычи более 241 млн тонн, но с конца 2017 года выдача новых лицензий приостановлена. Проблема в том, что мы сегодня в этом процессе не участвуем, а хотелось бы, чтобы было два ключа для выдачи лицензии — не только Роснедра, но и субъект Федерации, в данном случае наша область. Это необходимо, чтобы мы могли отстаивать наши вопросы о социально-экономическом развитии региона, вопросы экологии, вопросы защиты населения. 

— Вы предполагаете некий специальный режим для Кузбасса или изменения в федеральный закон?

— Правильнее здесь идти по пути изменения федерального закона, чтобы ситуацию менять на всей территории России. Не только у нас есть эта проблема. Конечно, с позиции угольной отрасли острее всего она стоит у нас, так как в Кузбассе добывается около 60% угля. Мы сейчас с Роснедрами ищем решения, будем настаивать на изменениях в федеральном законе, и я уверен, что мы найдем компромисс. Думаю, сейчас, когда произошли изменения в правительстве страны, этот процесс пойдет быстрее. 

— Будут ли какие-то изменения санитарно-защитных зон, которые устанавливаются от границы места добычи угля? 

— Санитарно-защитная зона сейчас составляет один километр от границы угольного предприятия, но она установлена не законодательно, а рекомендательно. То есть можно ее пересчитывать, обосновывать и уменьшать границы. Мы настаиваем на том, что границы санитарно-защитной зоны должны быть неизменны — один километр. Но если у предприятия есть экономический смысл подходить ближе к населенным пунктам, этот вопрос должен решаться в диалоге с проживающими там людьми. И если есть такая острая необходимость, люди должны быть переселены в более экологичные места на тех условиях, на которых они хотят. Если это получается в диалоге между властью, бизнесом, жителями — значит, будем дальше продвигаться, если нет — значит, должна быть оставлена зона в один километр, чтобы люди могли нормально жить и чувствовать себя защищенными. 

Остается проблемой и рекультивация земель, на которых завершили добычу угля. Обязанность ее проводить есть у угледобывающих предприятий, но многие из них долгое время проводили ее некачественно. Будете ли менять подходы? 

— К сожалению, это так, нарушенных земель много — это последствия добычи угля открытым способом. И если посмотреть на способы, которыми у нас проводилась рекультивация, лучше было вообще ничего не делать. К счастью, руководители угольных предприятий понимают эту проблему, и мы вместе с бизнесом ищем самые современные, самые эффективные способы рекультивации. Это же проблема не только наша — много стран в мире, которые ведут добычу открытым способом и добывают гораздо больше, чем мы. Поэтому мы ищем передовой мировой опыт и намерены внедрить его в Кузбассе, чтобы получить быстрый эффект по рекультивации земель.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Людмила Борщева
tass.ru
Фото Петр Ковалев/ТАСC

Комментарии /80

11:4725-05-2018
1
гоша
Мечты, мечты....

11:5125-05-2018
3
Читатель
дай то Бог

11:5225-05-2018
 
п
ждёмс.....................туристический рай

11:5325-05-2018
 
Читатель
вы что там употребляете?

11:5325-05-2018
3
Читатель
Я лапши вчера наелся. Причем разных сортов,правда от одного повора. Не уверен что этот повор лучше. Из лапши мяса не получить при всем желании.

11:5325-05-2018
1
Читатель
Новокузнецк по численности второй?

11:5725-05-2018
 
Прынц на сером " козле "
Надо запомнить этот день.. А через два года спросить...про рывок.. Как бы в обратку не рвануть

11:5825-05-2018
 
Читатель
так уже рванули цены на заправках

11:5925-05-2018
13
Дурачек
А я верю!

11:5925-05-2018
 
Читатель
Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года

по бензину?

12:0025-05-2018
1
Столичный
Поржал) Скорее всего за 2 года ваш регион будет напоминать Луну или Марс. Мимо Москвич.

12:0125-05-2018
1
ЧитательЧитатель
Новокузнецк по численности второй?

предыдущий присоединил всю округу к щегловке, чтоб поднять численность, исскуственно

12:0225-05-2018
 
Читатель
С такими ценами на бензин,я думаю мы скорее всего скатимся вниз.

12:0225-05-2018
 
Читатель
А с кем он будет совершать рывок?

12:0225-05-2018
 
Читатель
Замахнулся на святое - поменять стратегию предшественника, подчеркнув ее несостоятельность. Тот, поди недовольно губами шлепает.

12:0425-05-2018
 
Читатель
Вот ведь врио

12:0425-05-2018
 
Читатель
Таштагол уже поселок?

12:0525-05-2018
 
Читатель
Бензин совершает рывок 2ой месяц!

12:0525-05-2018
1
ТаняДурачек
А я верю!

Вам и по жизни везёт.

12:0825-05-2018
 
Читатель
А почему он про скоростной трамвай в Новокузнецке ничего не сказал???

12:0825-05-2018
 
местныйп
ждёмс.....................туристический рай

А что?!
Будут туристов в д.Макариху возить и новую шахту показывать.
Рассказывать и показывать на фотографиях будут какая рыба в Терси водилась.

12:0925-05-2018
 
Читатель
Главное чтобы поскорее построили кольцо оборзения на площади общ.мероприятий.

12:1025-05-2018
 
Читатель
А кто теперь Агафью Лыкову опекать будет?

12:1125-05-2018
 
Читатель
Хорошо сказал,сохраню статью и на главную страницу поставлю.

12:1225-05-2018
 
Читатель

12:1225-05-2018
 
Читатель

12:1325-05-2018
1
Читатель

12:1325-05-2018
 
рывок из кузбасса
останавливает то что вся страна большое болото и по сути бежать не куда.

12:1825-05-2018
 
Садык
Его слова да к Богу в уши!!

12:2025-05-2018
 
Читатель
А кто Медмедева в Шерегеш пустил??

12:2225-05-2018
 
Сказано,сделано
К сентябрю(и это важно) будет полёт между галактиками

12:3425-05-2018
 
Читатель
Пошел доширак поем...

12:3825-05-2018
 
ПавелЧитатель
предыдущий присоединил всю округу к щегловке, чтоб поднять численность, исскуственно

Да, теперь и поселок Кедровка - это Кемерово. А что бы люди не сомневались(так как далеко даже от отдаленных районов), на въезде поставили Стеллу: "Кедровка-район города Кемерово"

12:4125-05-2018
 
Андрей
Модераторы,где вас таких грамотных набрали? Ваш сайт от АКО?

12:4225-05-2018
 
Читатель
Кузбасс на пике численности населения был 3,1 млн человек. Сейчас 2,7. 400 тысяч человек куда то делось. Это и есть главный показатель благополучия региона. И если лет через 5 хотя бы не уменьшится или даже чуть вырастет население-тогда можно будет говорить, что эти рассказы были не только мечтами красивыми

12:4525-05-2018
5
1
Дадада голосуем за Цивилева...

12:5725-05-2018
2
ЧитательЧитатель
Я лапши вчера наелся. Причем разных сортов,правда от одного повора. Не уверен что этот повор лучше. Из лапши мяса не получить при всем желании.

а что конкретно вы хотели услышать?
или может у вас есть КОНКРЕТНОЕ предложение как все сделать чтоб был рай?

13:0225-05-2018
1
Сахалин
"Думаю, сейчас, когда произошли изменения в правительстве страны, этот процесс пойдет быстрее"

О, да. Прям так всё КАРДИНАЛЬНО изменилось..

Ну ок, с хабом и поездом до Шерегеша - идея хорошая. И заодно бы из Кемерово пустить скоростную электричку до Кузни.

13:0725-05-2018
 
ЧитательЧитатель
а что конкретно вы хотели услышать?
или может у вас есть КОНКРЕТНОЕ предложение как все сделать чтоб был рай?

Да. А тут - Кемеровская область и г.Новокузнецк. Когда то один из крупнейших индустриальных центров страны.

13:1625-05-2018
1
ЧитательЧитатель
а что конкретно вы хотели услышать?
или может у вас есть КОНКРЕТНОЕ предложение как все сделать чтоб был рай?

Нет я ошибался. Для начала надо убрать цензуру. А то значит как Навальный - и Овальный и Леха и как не напишут. Это к примеру. А вот про других - жим жим.

13:1725-05-2018
 
Читатель
разрезов станет в 2 раза больше?

13:3225-05-2018
 
Читатель
мечтать оно конечно не вредно

13:3325-05-2018
 
Читатель
иногда даже полезно

13:3425-05-2018
 
Читатель
через два года, здесь будет город-сад!

13:4125-05-2018
 
димка
пока жители не будут получать достойную з.п,никакого рывка не будет.у кучки олигархов с их разрезами-возможно,даже не сомневаюсь!

13:4525-05-2018
3
Читательгоша
Мечты, мечты....

Эй неудачник, плачь тихо в уголке, а не здесь прилюдно

13:4625-05-2018
 
Читатель
От кого то я уже это слышал, по моему от предыдущего губера!!!!! Тот тоже догонял и перегонял

13:4725-05-2018
 
Читатель
Заводы должны работать, а они на Шерегешь надеются, смешно!

13:4925-05-2018
 
Читатель
Кузбасс пошел на рывок!

13:5025-05-2018
 
Читатель
Пойду тоже помечтаю...

13:5225-05-2018
6
Читатель
Знакомый проводил с ним личную беседу и хочу сказать что он хороший энергичный и грамотный руководитель

13:5225-05-2018
 
Читатель
"А собственно в угольной отрасли стоит задача понизить себестоимость добычи, но увеличить эффективность, чтобы быть готовыми к падению цен. " Это как раз за счет закрытия ещё существующих шахт и поддержки разрезов. Больше никак эта задача не решится.

13:5425-05-2018
1
ЧитательЧитатель
Знакомый проводил с ним личную беседу и хочу сказать что он хороший энергичный и грамотный руководитель

Тот предыдущий, тоже был грамотный руководитель.

14:0125-05-2018
 
Читатель
Кузбасс совершит экономический рывок и за два года сделается миллиардером.

14:0625-05-2018
 
7
Выроем всё досрочно...

14:1525-05-2018
 
ЧитательЧитатель
Знакомый проводил с ним личную беседу и хочу сказать что он хороший энергичный и грамотный руководитель

Знакомый вхожий в такой круг с табой раззнакомился уже давно. Придумай что либо правдоподобное

14:2925-05-2018
 
вор-чун
Вангую, что Давоса ( помните, про это говорил АГТ) из Ширика ни через 2, ни через 22 года не получится. Его можно назвать "поселком" как Таштагол, можно "кластером" (по-модному), да хоть как - без комфортных условий для отдыхающих - дорога, доступное жилье, прокат и т.д. - развития не будет. Кто хотел туда тугрики вложить, уже вложил, дальше не так весело.

14:4325-05-2018
 
Читатель
"К счастью, руководители предприятий понимают эту проблему..." А мы-то и не знали, что такое - СЧАСТЬЕ. Спасибо цивилеву, разъяснил.

14:4325-05-2018
1
ЧитательСахалин
"Думаю, сейчас, когда произошли изменения в правительстве страны, этот процесс пойдет быстрее"

О, да. Прям так всё КАРДИНАЛЬНО изменилось..

Ну ок, с хабом и поездом до Шерегеша - идея хорошая. И заодно бы из Кемерово пустить скоростную электричку до Кузни.

и дорогу к хакасам через Кузню а не через щегловку петлю давать

14:5825-05-2018
 
АнтонЧитатель
Кузбасс пошел на рывок!

А рывок, простите, вверх задуман?

15:1725-05-2018
 
Читательвор-чун
Вангую, что Давоса ( помните, про это говорил АГТ) из Ширика ни через 2, ни через 22 года не получится. Его можно назвать "поселком" как Таштагол, можно "кластером" (по-модному), да хоть как - без комфортных условий для отдыхающих - дорога, доступное жилье, прокат и т.д. - развития не будет. Кто хотел туда тугрики вложить, уже вложил, дальше не так весело.

Да я уже и не помню, что там этот АГТ говорил, он много чего говорил, всего и не упомнишь, забудь и не вспоминай больше никогда.

15:1925-05-2018
 
ЧитательЧитатель
Сергей Цивилев: Кузбасс совершит экономический рывок за два года

по бензину?

15:1925-05-2018
 
ЧитательАнтон
А рывок, простите, вверх задуман?

Нет конечно, рывок это в сторону, но в какую пока никто не сказал. Ну типка как марш-бросок..

15:2025-05-2018
 
ЧитательЧитатель

16:0125-05-2018
 
Роман
Уже совершили!!!! Сегодня 39,90!!!!!

16:0325-05-2018
 
РоманЧитатель
Тот предыдущий, тоже был грамотный руководитель.

И хозяйственник!!!
И команда была из крепких хозяйственников!!!

16:2625-05-2018
 
Сеня Васичкин
Что то он не уточнил экономический рывок в какую сторону? Вниз наверное? Так тут и без рывков можно, по тихому и так туда катимся....

17:1825-05-2018
 
Костян
Рывок!...…......

17:3025-05-2018
 
Написано через Android пенсионер
сытые голодных не понимают!

17:4725-05-2018
 
Кузнецова
Новокузнецк сложившаяся агломерация, промышленный центр, городки поменьше, сельские поселения. Сложившийся уклад обеспечивает неплохое качество жизни, большая внутренняя миграция по поиску работы, возможность релаксации горожан в деревне, на дачах, близость природы, возможности селянам сбывать продукцию в городе, разнообразие жизни. Земля даёт устойчивость человеку, помощь в выживании. Открытая угольная добыча бьет прям по нашим корням, уничтожает нажитое, жизненные связи и силы. Последние выступления Хлебунова в сельской администрации, вот это про экономический рывок, (чем рвать будем?) очень пугают своей бесперспективностью и пустотой для местного населения, отсутствием понимания государственных интересов, лишь только- хапнуть сегодня.

18:1525-05-2018
 
Написано через Android Читатель
точно скоро сделают закрытый город и все окончательно убегут

18:1625-05-2018
 
Написано через Android гы
тут даже погоды нету изменение климата

18:4025-05-2018
5
Читатель
Бог, в помощь..
Цивилева лет 10 назад ставить надо было на Кузбасс, может и жили бы лучше, чем сейчас...

20:3125-05-2018
 
7
модераторы молодцы

у нас свобода слова

20:4125-05-2018
 
Для Кузнецовой
Вы абсолютно правы. Происходящее сейчас с разрезами можно охарактеризовать только одним словом - беспросвет. Такого ощущения своей беспомощности, гадливости от происходящего не было никогда в жизни. Происходит какой-то воровской беспредел, с населением идёт война. Причём цинично мотивируя это созданием рабочих мест. Варварски уничтоженная природа . Просто сердце болит от этого.

21:3125-05-2018
 
КузнецоваДля Кузнецовой
Вы абсолютно правы. Происходящее сейчас с разрезами можно охарактеризовать только одним словом - беспросвет. Такого ощущения своей беспомощности, гадливости от происходящего не было никогда в жизни. Происходит какой-то воровской беспредел, с населением идёт война. Причём цинично мотивируя это созданием рабочих мест. Варварски уничтоженная природа . Просто сердце болит от этого.

"Давайте говорить цивилизованно",- несколько раз повторил замгубернатора Хлебунов на встрече с селянами. Он имеет в виду, чтобы народ не орал, а вежливо разговаривал. И, вообще, не путался под ногами, когда такие масштабы алчности у бенефициаров разреза.
Не отчаивайтесь...

21:3525-05-2018
 
Читатель
Серьезный рывок в поддержку поднятия цен на топливо!

23:1825-05-2018
 
ОрионЧитатель
Новокузнецк по численности второй?

Кривая статистика по-кемеровски . Подсчитали городское население вместе с населением всех деревень Кемеровского района

23:2925-05-2018
 
ОрионЧитатель
и дорогу к хакасам через Кузню а не через щегловку петлю давать

Вы о чем, товарищ? Железную дорогу Новокузнецк - Абакан построили еще в 1959 году. И причем здесь Кемерово, лежащее далеко в стороне от этой дороги? Элементарной географии вас , жертв ЕГЭ , учат в школе?

23:4725-05-2018
 
алексДля Кузнецовой
Вы абсолютно правы. Происходящее сейчас с разрезами можно охарактеризовать только одним словом - беспросвет. Такого ощущения своей беспомощности, гадливости от происходящего не было никогда в жизни. Происходит какой-то воровской беспредел, с населением идёт война. Причём цинично мотивируя это созданием рабочих мест. Варварски уничтоженная природа . Просто сердце болит от этого.

Так происходит, когда к власти в стране приходит чернь. Что и произошло в 1917 году. Это невиданный в мире случай , когда страна оказалась в руках люмпенов, иванов, не помнящих родства , людей с атрофированной моралью и нравственностью . ( Отдельные подвижники, блестящие инженеры и ученые, уцелевшие в годы "красного террора" не в счет)

Внимание! Комментарии к этой новости принимаются только от зарегистрированных пользователей.


Авторизация через Хутор:



Местные новости