Ученье - $вет
Российские реформаторы от образования гонят школяров на ЕГЭ с таким же пылом, с каким в свое время Петр Великий отправлял в Голландию недорослей боярских учиться наукам. Станет ли для нас Единый государственный экзамен "окном в Европу"? Журналист Алексей Венедиктов в этом очень и очень сомневается

Моему сыну всего шесть, так что раздавать какие-то преференции во время вступительных экзаменов пока не доводилось. Рановато. Однако как бывший учитель с проблемами при поступлении в вуз я, естественно, сталкивался. Правда, тут надо понимать, что работал я все-таки в Советском Союзе, и ограничения при поступлении проходили совсем не по имущественному цензу. Мальчики-девочки могли столкнуться с проблемами, связанными с их социальным происхождением, национальностью, партийностью. Грустно, конечно, бывало, когда кто-то мечтал, скажем, о МГИМО. А ты видел, что человек действительно сильный, но рекомендации и характеристики от бюро райкома комсомола ему точно не получить. Если читатели не знают, что это за птица такая - райком комсомола, - пускай поинтересуются в Интернете...

В прошлом я преподавал историю, поэтому могу говорить только о гуманитарном образовании. А для него введение Единого государственного экзамена - ошибка, и грандиозная. Реформу, благодаря которой появился ЕГЭ, разрабатывали физики, математики и естественники. Возможно, в этих областях тестовая проверка знаний действительно себя оправдывает. Но представляю себе задание по истории. Александр I был: хороший, плохой, так себе. Нужное подчеркнуть... Проблема в том, что для гуманитарных наук не существует правильного ответа. Цель такого образования должна быть в том, чтобы люди учились формулировать, фантазировать, расширять диапазон своего понимания, представлять картину мира не по частям, а целиком. Что контролирует тест в гуманитарном предмете? Только память. Или умение пользоваться шпаргалкой. Продолжая общаться с учителями-гуманитариями, могу утверждать, что с введением ЕГЭ последний год школьного обучения можно выкидывать на помойку. Ведь весь он посвящен исключительно зубрежке, попыткам запомнить несчетное количество дат и определений. Конечно, хорошо бы представлять, в каком году произошло восстание декабристов. Но куда как важнее понимать, почему они вышли на Сенатскую площадь. Каждый вправе оговориться, описаться, добавить ненужную палочку в римское обозначение века, и это будет ошибкой, но сущностной она станет, только если ребенок припишет декабристам реформы Николая Павловича.

Должен признаться, что мне странно слышать от весьма уважаемых людей, что цель реформы - искоренение коррупции в высшей школе. Позвольте, но реформа образования - не метод борьбы с коррупцией, для этого есть милиционеры. И вообще какая-то особенная коррупция в образовании - на мой взгляд, не более чем миф. Проблема в том разрыве, который существует между средней и высшей школой. Среднее образование в массе своей не может обеспечить уровень знаний, необходимых для поступления в профильный вуз. Еще в 80х годах, работая учителем в хорошей московской школе, я отлично знал, кто из моих детей занимается с репетитором и по каким предметам. А что касается коррупции, то я уверен, что в последние годы она, напротив, уменьшилась. И в первую очередь благодаря введению платного образования. Зачем кого-то натаскивать, совать деньги втемную, если можно заплатить совершенно официально? Это родители могут мериться друг с дружкой толщиной кошелька или престижностью вуза, но поверьте: подробности поступления очень быстро нивелируются, и дети отлично вливаются в единый коллектив. Тот, кто хочет и достоин, и так пробьется. Ну а счастливым обладателям толстых бумажников нужно предоставить возможность ими воспользоваться.

Введение ЕГЭ в гуманитарных областях не выполняет главной из заявленных целей реформы: повышение конкурентоспособности образования внутри страны и за рубежом. Мы сделали шаг назад. О чем я говорил и продолжаю говорить министру Фурсенко. Но Министерство образования и науки пытается сохранить лицо. Решение было принято, его сочли прогрессивным и модерновым. Я уже не говорю о пущенных на это дело бюджетных средствах. Хотели как лучше, получилось... Молодец все-таки Виктор Степанович, лаконичнее не скажешь. Но я уверен, что рано или поздно мы вернемся к творческим формам сдачи экзаменов. Образование - система гибкая, и установленные сегодня правила с учетом развития информационного общества неизбежно трансформируются. Дебилизация - не побоюсь этого слова - в гуманитарных науках сойдет на нет. Не случайно уже сегодня крупнейшие гуманитарные факультеты заняты альтернативными поисками абитуриентов. Скажем, разыскивают творчески мыслящих людей через систему олимпиад. И получают за это: мол, Государственная дума закон приняла, президент поддержал, а вы, значит, против президента? А-а-а, какие негодяи! Все делают возможное, чтобы сохранить при себе такую чудную кормушку, как вступительные экзамены! Но у меня вопрос: а куда денутся деньги, уже давно циркулирующие в этой области? Да они просто перейдут в параллельную плоскость: начнется повальная продажа результатов ЕГЭ. Все, наверное, слышали о недавнем скандале, когда результаты тестов появились в Интернете. Несчастного мальчика, который их выложил, разыскивают, но ведь кто-то ему эти результаты отдал. Или продал. О чем моментально стало известно всей стране. Другими словами, чтобы свести на нет труд десятков тысяч учителей, достаточно одного-единственного человека. ЕГЭ - это унификация, а именно при ней коррупция расцветает пышным цветом, это подтвердит вам любой младший прокурорский работник.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1480 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: