ЕГЭ: Казнить нельзя помиловать?

ЕГЭ: Казнить нельзя помиловать?

В стране и миреВ мире
Среднее образование в нашей стране всегда считалось хорошим. В 90-е годы, правда, появились серьезные проблемы, однако это были лишь проблемы, которые подлежали разрешению.
Однако такое положение дел, видимо, кого-то не устраивало, поэтому появились проекты, которые явно направлены на ухудшение ситуации. Мер было принято очень много, и главная из них называлась ЕГЭ. Теперь много спорят о том, что хорошо бы ЕГЭ подправить, исправить, подпилить и перешить. Но почему-то почти ни у кого не возникает мысли о полной отмене единого государственного экзамена. Возникает вопрос: если всем уже понятно, что эксперимент не удался, то зачем пытаться его исправить? Не лучше ли вернуться к тому моменту, когда у среднего образования начались серьезные, но решаемые проблемы?

В вопросе с ЕГЭ самое плохое даже не очевидное несовершенство проекта. Самое плохое, наверное, это то, что проект не поддается контролю и является совершенно непрозрачным и неясным. 

Кто-нибудь объяснял школьникам и их родителям, кто составляет КИМы (контрольно-измерительные материалы), кто ищет в них ошибки? Кто внятно и ясно может объяснить, почему в этом году за несколько часов до экзамена в Интернете появились ответы? Кто все-таки ответственен за то, что множество школьников не смогли в этом году вовремя получить сертификаты с результатами ЕГЭ и были вынуждены идти в вузы со справками?

И дело даже не в том, имеют право в вузе требовать сертификат или нет - в конце концов, это просто унизительно - приходить в лучший вуз региона со справкой и долго объяснять в приемной комиссии, почему так получилось. Ведь не пойдут же за школьников объясняться директора типографий или руководство минобра. А жаль. Ответы на все эти вопросы заставляют задуматься об адекватности людей, отвечающих за проведение единого государственного.

Например, высказывание главы Рособрнадзора по поводу появления материалов ЕГЭ за несколько часов до экзамена в Интернете.

"Основная версия такая: секретный пакет привезли вечером, в ночь перед экзаменом мальчик каким-то образом добрался до него, вскрыл его и решил один вариант", - заявил Виктор Болотов.

То есть глава надзорного органа всерьез полагает, что школьник настолько падок на халяву и приключения, что под покровом ночи как заправский шпион "добрался", вскрыл, да еще и решил, поскольку просто придти на экзамен и решить тест там - это скучно и банально? И это при уверениях, что все КИМы хранятся за семью печатями?

"Секретность КИМов обеспечивается уже тем, что они упакованы в такие спецпакеты, которые распечатать без их физического повреждения невозможно. Естественно, что издаются к тому же соответствующие приказы по безопасному хранению экзаменационных материалов. Сами же пакеты хранятся в помещениях с сигнализацией. В любое время целостность пакетов может быть проверена ФСБ. Если будет замечено их несанкционированное вскрытие, то виновники понесут административную или даже уголовную ответственность", - заявил во время он-лайн конференции "Всероссийского интернет-педосвета" (на которой, кстати, присутствовал и Виктор Болотов) директор регионального центра обработки информации республики Башкортостан Андрей Блинов.

Видимо, накануне экзаменов сотрудники ФСБ в "секретное хранилище" так и не заглянули. И ведь если бы таких примеров было несколько - но ведь о них можно говорить часами! Нет такого пункта в ЕГЭ, который бы не подвергался сомнению. Авторы проекта говорят, что проект находится в стадии "обкатки", что проблемы будут решаться. Но зачем тогда делать его обязательным? Ведь можно (и нужно) сначала решить проблемы, а потом уже внедрять. Или не внедрять.

ЕГЭ задумывался как проект, который сможет уровнять в возможностях абитуриентов из мегаполисов и сел, бедных и богатых, "любимчиков" и "серых мышек". А еще под него были выделены огромные финансовые ресурсы. Ресурсы, об использовании которых почти никто не знает (вы знаете, сколько платят разработчикам КИМов и на основе чего выбор был сделан именно в пользу этих разработчиков?) и вряд ли когда-то узнает. Еще авторы ЕГЭ часто любят говорить о "происках" противников единого государственного. Но кто же эти противники? Ректоры ведущих вузов? Лучшие преподаватели? Школьники, которые находят в тестах ошибки и потом оказываются виноватыми? Если для сторонников ЕГЭ то, что престижные, ведущие вузы отказываются принимать абитуриентов на основе ЕГЭ, не является показателем провальности замысла, то что тогда их вообще может остановить?

Наверное, нет смысла перечислять все те недостатки, которые есть у единого государственного экзамена - про это уже очень много написано и сказано. И лучше всех об этом знают родители выпускников, которые каждый день подмечают все новые и новые изъяны.

Проблема в том, что их слова как будто уходят в никуда. Вряд ли кто-то из чиновников министерства образования и науки понесет ответственность за слова вроде "Сейчас эта проблема решается" или "Мы решаем этот вопрос". Проверить - действительно ли слова соответствуют реальности - практически невозможно.

Например, во время он-лайн-конференции уже упомянутого портала "Всероссийский Интернет-педсовет" прозвучало предложение отдавать школьникам КИМы после выполнения заданий.

"То есть, по окончании экзамена ученик забирает КИМ с собой. Это позволит проконтролировать корректность заданий не только ему лично, но и его учителю, а также даст им доказательный материал на случай подачи апелляции", - вполне рационально предлагали посетители сайта.

"Поднятый Вами вопрос рассматривается, но в настоящее время открыть все задания Банка тестовых материалов ЕГЭ не представляется возможным (публикуется только часть использовавшихся вариантов)", - ответили в центре разработки КИМ ФИПИ (институт, занимающийся разработкой тестов ЕГЭ).

Ни обоснования, ни сроков рассмотрения вопроса. При том, что переход на ЕГЭ полностью планируется осуществить уже в 2009 г. "Разработкой контрольно-измерительных материалов занимается ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений. Он уже не первый год занимается подготовкой тестовых материалов, не первый год там полный провал, работает институт с Рособрнадзором на контракте - за это ФИПИ платят очень большие деньги, и, тем не менее, уровень и качество вырабатываемых тестов становятся не лучше, а хуже. Там очень низкий уровень специалистов, они не внемлют предложениям экспертов, и получается что главный, кто оценивает их работу, это Рособрнадзор. А поскольку последний экспертов тоже не желает слушать, то в итоге получается очень низкое качество с огромным количеством ошибок. КИМы настолько некорректны, что могут трактоваться двояко, трояко. То есть может получиться такая ситуация, когда любой из предложенных вариантов ответов будет правильным, а в некоторых вариантах вообще ни один ответ не подходит. Поэтому здесь либо может сыграть "метод тыка", котгда ничего не знающий ученик просто угадает ответ, либо хорошие ученики, которые задумываются и серьезно начинают анализировать, могут сделать ошибку, потому что они оказываются на распутье. И это не считая того, что в некоторых материалах есть просто ошибки - в частности в материалах по русскому языку", - рассказал Накануне.RU президент всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков.

Среди противников ЕГЭ и руководитель главного вуза страны - ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Он не раз заявлял о том, что проблему коррупции в вузах будет сложно решить одним лишь введением ЕГЭ. Поэтому в МГУ до сих пор продолжают принимать по итогам классических вступительных экзаменов.

Однако вузов, которые будут принимать такие экзамены, со временем останется совсем немного. По словам главы Рособрнадзора Виктора Болотова эти вузы разделятся а три категории.

"Первая категория - вузы культуры, спорта и так далее, где всегда проверялись некоторые индивидуальные способности абитуриентов. В этих вузах были, есть и будут оставаться их испытания. Ректоры этих вузов мне говорят: ну и слава богу, освободили меня от мучений с экзаменами по русскому языку. Это не мое, а мне нужно на другое больше обращать внимания.Что касается вузов силовых ведомств, понятно, что им требуется понимание психологической устойчивости абитуриента. Ведь эти люди получат оружие. И там тоже свои требования по дополнительным испытаниям обоснованны. И третья категория - элитные вузы, где высокий конкурс ребят с высокими баллами по единому госэкзамену. Для определения лучших им будет дано право на дополнительное испытание. А если конкурс полтора человека на место, и все троечники, то никакие дополнительные испытания ничего не дадут", - заявил Виктор Болотов в интервью "Новой газете".

То есть конкурс полтора человека на место - это показатель "неэлитности" вуза"? Но ведь есть специальности, на которые традиционно небольшой конкурс в силу их сложности. Например, в этом году в Уральском государственном университете им. Горького на базе физического факультета появилась новая специальность - "нанотехнологии". Обучение будет только бюджетным, количество мест - 10. "Это будет элитное, штучное образование", - пояснил столь небольшое количество мест ректор УрГУ Дмитрий Бугров. Можно предположить, что конкурс в начале на эту специальность будет тоже не очень велик, но лишь в силу сложности профессии. На нее пойдут абитуриенты, которые уже давно выбрали профессию.

Еще проблема - в ближайшие годы из школ будут выпускаться школьники 1990-1991 гг. рождения - так называемый период демографической ямы. Естественно, количество мест в вузах будет сокращаться, но все равно конкурс заметно сократиться. И что же, все вузы (за редким исключением) можно будет признать "неэлитными"? Вообще, такое разделение на "элитные" и "неэлитные", звучащее из уст чиновника от образования, выглядит не вполне корректным. И это только одна сфера, в которой к ЕГЭ возникают вопросы. В целом таких сфер множество.

Однако о возможности отмены ЕГЭ никто не говорит. Минобр, похоже, вообще решил, что ЕГЭ - как природная данность, которую уже никогда и никакие силы не смогут отменить, поэтому всем несогласным остается только смириться. Даже депутаты Госдумы РФ, среди которых остается все меньше сторонников ЕГЭ, не рассматривают возможность отмены единого государственного, а только предлагают сделать его необязательным, то есть оставить выбор за школьниками.

"Сегодня уже готовится поправка в закон "Об образовании" в части введение ЕГЭ. Правка будет внесена на рассмотрение в осеннюю сессию. Одним из авторов поправки является Олег Николаевич Смолин - первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науки. С ним вместе эти поправки подпишут многие депутаты Госдумы РФ. Суть поправок очень проста: перевести ЕГЭ из статуса обязательного в статус добровольного, так как это сделано во всех странах Европы и Америки. Вторая поправка касается гуманитарных предметов. Предложено полностью исключить из тестирования предметы гуманитарного цикла, поскольку они вообще не подлежат тестовой оценке. Нельзя в тестовой форме сдавать историю, литературу, обществознание. Если поправки будут приняты, в корне будет меняться вся картина с ЕГЭ", - рассказывает Сергей Комков.

Однако тут не все так просто. То, что ЕГЭ продолжает внедряться, несмотря на множество недочетов, говорит о наличии мощного лобби. И действительно, в реализации единого государственного очень много заинтересованных. Например, по словам, Сергея Комкова, в этом году количество коммерческих структур, участвовавших в подготовке и проведении ЕГЭ, было очень большим и превысило прошлогодние показатели. Кроме того, пресловутая проблема с сертификатами ЕГЭ дала весьма благодатную почву для коррупции в вузах.
В 2003 г., когда еще ЕГЭ не был обязательным, автор этого материала имел удовольствие сдать единый государственный в качестве пробы. И уже тогда никаких положительных эмоций ЕГЭ не вызывал, а пресловутыми сертификатами практически никто не воспользовался - большинство предпочли попробовать свои силы в классическом вытягивании билетов. Нынешним же выпускникам не позавидуешь - выбора не оставили.

Вот уж, действительно,  "естественный отбор" - не успеешь документы подать - второго шанса не будет, завалишь ЕГЭ - в любимый, столь вожделенный вуз не поступить, а если все-таки захочешь блеснуть перед профессорами неординарным умом и интеллектом - ищи "элитный" вуз. Да и преподавателям теперь лица будущих студентов заменят безликие сертификаты с количеством баллов. И, возможно, единственной возможностью проявить способности и доказать, что ты знаешь предмет "на пять", а не "на сто баллов", будет знаменитая программа "Умники и умницы" - уж там-то вряд ли соискателей заставят решать тесты, в которых правильных ответов может и не быть.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

всего: 1197 / сегодня: 1

Комментарии /1

18:5027-02-2008
 
 
IRA
Мы, допустим, в этом году сдаем 2 обязательных ЕГЭ- русский язык и математику, 3 ЕГЭ по выбору...Ну ведь не все дети настолько умные и одаренные, чтоб все эти 5 ЕГЭ сдать!!! Мало кто сможет сдать всё на пятерки, если это вообще возможно. Ещё было бы менее страшно, если бы об этом сказали в начале учебного года, чтоб ученики и учителя уже точно определили область, в которой следует работать, то есть уже конкретно готовиться к эказменам. Но нам сказали только недавно-почти что в конце третьей четверти. Наприм

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире