Вошли в роль
В России резко выросло число эльфов, роботов и античных богов

В разгар летнего сезона любители ролевых игр устремляются в леса - сражаться на мечах с врагами, брать города в осаду, похищать прекрасных принцесс и приносить жертвы богам. Причем, если раньше подобные игры строились по мотивам произведений Толкиена, то сейчас вовсю используются сюжеты сотен книг, сериалов, кинофильмов. Игроков сегодня так много, что им уже тесно в подмосковных лесах: рыцари Средневековья делят поляну с роботами из «Звездных войн».

Эксперты убеждены: популярность ролевых игр - следствие неприкаянности нашей молодежи. Юношам и девушкам не нравится их жизнь, и они находят способ уйти от нее - в игру. Некоторые так и не возвращаются.

Все минувшие выходные жители дачных поселков возле станции Заходское в Ленинградской области боялись зайти в лес. Грибники наперебой рассказывали, что там «происходит что-то невообразимое». Под соснами и березами наших северных краев шли настоящие сражения между вооруженными до зубов людьми в древнегреческих туниках.

«Спартанцы», «афиняне» и «дельфийцы» оказались под Санкт-Петербургом не случайно. В конце июля здесь проходили «Игры патриотов». Менеджеры, инженеры, рекламщики и студенты из Москвы, Петербурга, Волгограда и Выборга на один уикенд перевоплотились в участников Пелопонесской войны. Всего за пару часов в лесу выросли Афины, Спарта и Дельфы. В Афинах жрецы совершали священные обряды. Аристофан, которого играла миловидная девушка, ставил первые пьесы. Сократ в очках в модной оправе ругался со своей женой. Рабы делали сандалии и готовили пищу. Афинские гетеры заглядывались на сирийских рабов стратега Перикла. Тут же устраивались свадьбы и похороны.

Мирное течение жизни нарушил отряд спартанцев, пришедших под стены славного города и предложивший ему покориться. Афинские мужчины уже были готовы согласиться с требованием. Но афинянки вовсе не собирались сдавать родной город. Под предводительством самой уважаемой гетеры они закидали граждан Афин гнилыми персиками, обвинив их в трусости. Тем ничего не оставалось делать, как кинуться в бой со спартанцами.

Впрочем, вскоре войну пришлось прекратить. Пришло время Пифийских игр, на время которых всегда объявлялось перемирие. В одних набедренных повязках и вымазанные маслом три десятка атлетов состязались в метании копья, беге и борьбе. А вечером победители и побежденные, боги и рабы переоделись в джинсы и куртки и дружно погрузились в электричку...

Сначала был хоббит

История ролевых игр в мире насчитывает уже не один десяток лет. В России же первое масштабное действо такого рода прошло в 1990 году на реке Мане. 130 человек съехались в Красноярский край со всего Советского Союза, чтобы на сибирских просторах «оживить» события, описанные в произведениях Толкиена. Именно с «Хоббитских игрищ» и началась история ролевых игр в России. Несколько лет назад от толкиенистов откололись ролевики, для которых важен был сам процесс игры, нежели погружение в мир фантазий.

С этого момента ролевые игры начали множиться как грибы после дождя. В мае 2007 года в подмосковных лесах прошла игра Guantanamera, полностью посвященная событиям кубинской революции. В июне в Московской области «турки» атаковали деревянный Константинополь. Даже сказочный город Ехо из книг Макса Фрая не раз появлялся в российских лесах. А в середине августа подмосковные грибники смогут увидеть Темную башню из одноименной книги Стивена Кинга. Появляются и набирают популярность и игры по мотивам фильмов. Уже состоялись игры по «Крестному отцу», «Заводному апельсину», «Звездным войнам». А уж такие культовые истории, как «Пираты Карибского моря» и «Гарри Поттер», были переиграны не один десяток раз.

Сегодня ролевиков в России так много, что им уже тесно на просторах нашей необъятной родины. Так, например, на прошлых выходных в Раменском районе Московской области проходили сразу две игры - «Осколки Власти» по мотивам «Звездных войн» Джорджа Лукаса и «Кринн: Судьба Истара» по одной из книг в стиле фэнтези. От космической станции до фантастического замка можно дойти за пять минут. Из-за того, что Кринн закончился чуть раньше, его участники - рыцари, жрецы и короли - стали появляться среди «инопланетян» и космических пиратов. По правилам появление чужеземцев приходится как-то обыграть, и поэтому чаще их называли «галлюцинациями, вызванными недосыпом, нервами или спецификой местного климата».

Дорогое удовольствие

Со временем изменилась не только тематика, но и сама манера проведения ролевых игр. Если раньше достаточно было обувного шнурка поперек лба и плаща из занавески, то теперь без накладных ушей и дорогостоящего оружия и думать нечего соваться в стан ролевиков - засмеют. О декорациях и говорить нечего. Спецэффекты, пиротехника, музыкальное сопровождение, видеоролики для современных игр - обычное дело. Так, во время игры «Константинополь» участники жили в полноценных деревянных домах, обтянутых тканью.

Ролевые игры становятся масштабнее, а значит, дороже. Чтобы попасть на полигон, как называют место мероприятия сами участники игр, надо заплатить взнос в размере от 400 до 1 тыс. рублей. И это уже не говоря о расходах на питание, транспорт и, конечно, на одежду и амуницию. Не всякое платье можно сшить самостоятельно: сложно подобрать нужные фасон и ткань. Приходится идти в ателье, покупать готовую одежду или брать ее напрокат. Аренда костюма обойдется в сумму от 200 до 20 тыс. рублей в сутки, плюс залог - пятикратная «такса». Купить самую дешевую кольчугу можно за 2,5 тыс., лук - за 4,5 тыс. рублей. «Самый дорогой костюм, который мы шили в нашей мастерской, - это платье Марии Антуанетты, - рассказал «НИ» мастер по пошиву дизайнерского центра «Дизайн-Бюро» Леонид Митяев. - Оно было украшено кристаллами, на него ушло более 30 метров ткани и обошлось покупателю в 70 тыс. рублей».

Ради того, чтобы должным образом подготовится к игре, ролевикам приходится работать в три смены, влезать в долги и даже брать кредиты. Однако, по их мнению, такие жертвы оправданны. «На любое хобби нужны средства, - рассказал «НИ» ролевик Станислав. - Можно заниматься спортом, коллекционировать марки или монеты, и на это уйдет не меньше денег. Чтобы все было на должном уровне, нужно вкладываться».

Не хочу учиться

По мнению экспертов, растущее число ролевых игр свидетельствует о неприкаянности современной молодежи. Единственный вид досуга в последнее время для них - посиделки во дворе с пивом. «Молодежь старается абстрагироваться от обыденной реальности, которая для них кажется невыносимо скучной, и создать свой мир, - поясняет «НИ» социолог Михаил Тарусин. - Многие, правда, задерживаются в «ролевом» мире лет до 50, но это уже связано с болезненным мировосприятием».

«Среднестатистический ролевик - это, как правило, молодой человек 22-30 лет, в котором хорошо развиты творческие способности, - рассказала «НИ» психолог Анна Венедиктова. - Ребята помладше обычно ленятся готовиться, ездить куда-то, а людей постарше уже держат семья, работа, дом. Почти все они увлекаются литературой в стиле фэнтези. Большинство игр приходит именно оттуда».

По мнению экспертов, в ролевые игры наши современники идут не только себя показать, но и на других посмотреть. А точнее, послушать и пообщаться. «Каждый день мы встречаемся с десятками людей, но это общение поверхностное, формальное, бездушное. А в ролевых играх люди находят то самое искреннее, эмоциональное общение, которого им так не хватает в обычной жизни, - говорит «НИ» психолог Марк Сандомирский. - В данном контексте это выступает как средство от одиночества».

«Примерить время на себя»

По большому счету в ролевых играх ничего плохого нет. Они дают возможность «прожить» такие ситуации, которые вряд ли встретятся в жизни, а если и встретятся, то цена ошибки будет слишком высока. Только во время игры «кухарка может управлять государством», и именно от ее решения зависит не только исход игры, но и будущее игрового мира. Повышается общий уровень образования, коммуникативные навыки, появляется привычка работать в команде. «Когда ролевики воссоздают ту или иную историческую эпоху, они не только перелопачивают много литературы на эту тему, они еще и примеряют на себя это время, - рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Почувствовать себя русским витязем во время Куликовской битвы можно не каждый день, и ребята, естественно, тянутся к этому»

«Но одно дело читать, а другое - попробовать все это на себе, пожить в той эпохе, прочувствовать ее, - дополняет историк Филипп Леус. - Нет ничего страшного, когда сюжет расходится с реальными историческими событиями. Это ведь не экзамен по истории, а игра. А кому интересно играть, когда исход известен заранее?»

Но есть в ролевых играх и минусы. Как и в любом уходе от реальности, существует вероятность появления психологической зависимости. Людей, которые потеряли грань между игрой и жизнью, сами ролевики называют «дивными». Сейчас их намного меньше, чем в 90-х, потому что разнообразие игр не дает зациклиться на чем-то одном. «Ролевые игры моделируют полноценное существование, - рассказала «НИ» психолог Венедиктова. - То есть игрок не говорит, что пьет чай вместе с рыцарем, а действительно пьет чай вместе с рыцарем. Из-за этой полноценности и риск зависимости сходит на минимум. Участники реализуют все, что хотели, за эти два-три дня, в то время как в on-line-играх нет этого эффекта законченности, и их хочется продолжать снова и снова».

Впрочем, эксперты не исключают полностью вероятность психических расстройств. «Причины появления зависимости от ролевых игр обычно кроются в серьезных проблемах человека в реальности, - пояснила «НИ» г-жа Венедиктова. - Если у человека не ладятся дела на работе, в личной жизни, у него становится намного больше причин, чтобы уйти из мира реального в фантастический. У кого-то есть склонность к зависимости, и они свою зависимость рано или поздно найдут. Если не в ролевых играх, то в алкоголе или... спорте».

Игры не на жизнь, а на смерть

Если с психологической зависимостью ролевики сталкиваются не столь часто, то физические травмы - понятие весьма привычное. Рубленые раны головы, переломы ребер, ключиц, костей предплечья и кисти, травмы глаз, ушибы мягких тканей встречаются нередко. Весной 2006 года на встрече ролевиков в Ангарске одному из подростков, участвовавшему в поединке на мечах, соперник отрубил пальцы на руке. Но самый громкий инцидент произошел летом 2005 года в Новоуральске. Руководитель клуба ролевых игр во время фехтовального турнира смертельно ранил 16-летнего подростка. Сергей Живаев двуручным мечом из текстолита попал в глаз 16-летнему Олегу Брусницыну. От полученной травмы через пять дней подросток скончался. «Ролевые игры особенно чреваты травматизмом при падениях, - рассказал «НИ» травматолог 33-й клинической больницы Москвы Александр Гирчев. - Чаще всего к нам обращаются с различными вывихами, растяжениями и переломами. Реже - с ранами от холодного оружия. У некоторых возникают проблемы с дыхательными путями».

Основные причины травм - пренебрежение правилами безопасности, недостаточный уровень подготовленности игрока, а также традиционная беда - алкоголь. «На полигонах всегда должна быть как минимум аптечка, - рассказала «НИ» Александр Гирчев. - Лучше всего, если сами игроки имеют представление о первой медицинской помощи. Поставить шину и сделать перевязку проще простого, но, как показывает практика, современная молодежь этого не умеет». Может, потому что еще не придумали игру про врачей?

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1660 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире