Ушел в плавание. Вернусь через 10 лет

Ушел в плавание. Вернусь через 10 лет

В стране и миреПутешествия
На пляжи Гоа уходят те, кто сдался и не желает более противостоять жизни. А эти люди годами живут в океане, чтобы преодолевать трудности. Это совершенно новый, невиданный народ. Для них нет границ и виз и тысяча миль для них не крюк

Дима Вознесенский называет себя инвестором и проводит в море 8 месяцев в году. Найдите еще одного такого инвестора, если сможете. Не важно, чем зарабатывает, он давно уже влился в племя россиян, отдавших себя океану. По всему миру их десятки тысяч. Но в России таких еще не было. Это совершенно новый, невиданный у нас прежде народ. Все они родились в СССР, но ждали эпохи свободного въезда-выезда. Для них нет границ и виз.

Вознесенский сидит в кабинете (с бокалом коньяка) и тоскует. Ему хочется назад, в море. В прошлом году у него там состоялось сразу несколько, как он их называет, «смешных встреч». Я решился добавить к этому лишь расстояния в скобках. Если кто посчитает, что я ошибся или сошел с ума, - напрасно. Цифры верные, с поправкой на ветер, дрейф и  магнитное склонение. Как вся их жизнь.

Новые капитаны        

- Паспорта в нашем деле нужны редко. Просто понять, на кой ляд они нужны, не всегда получается. Умом понимаем, но в памяти не держим, как супруги Бондаренко.

Бондаренко достаточно странные ребята. Во время развала СССР они построили небольшую лодочку в Мариуполе. И сразу поперлись через Атлантику, прихватив ребенка.

Не надо их путать с Жаковым и Леной Чупининой - это отдельная история. Жаков тоже из Мариуполя. Построил две свои лодки и ушел на одной из них. Сначала на Мальту. Там он провел несколько лет, а потом и вовсе ушел к мысу Горн (14 000 км). На второй его лодке тоже кто-то ушел из Мариуполя.

А Виталий Бондаренко с женой Леной шли на своей лодке. С первым сыном, уже достаточно взрослым, они вышли в плавание. Под парусами перешли Атлантику, пришли в Штаты (12 188 км). Некоторое время они там бродили в территориальных водах Восточного побережья. Пока пришли, у них родился еще один ребенок. Ну и в Штатах оставили малыша в каком-то детском доме или другом таком заведении - для безопасности. А со старшим пошли дальше в плавание.  

Прошли через Панамский канал и двинули в сторону Океании (17 093 км). Тут дорога их легла в Австралию. В Мариуполе-то они семейную кругосветку планировали, но со сроками не все гладко вышло. Пришлось задержаться. В Австралии они несколько лет подрабатывали. Мать была учительницей и сама детей учила. Дело в том, что у них в Австралии еще один ребенок родился. Третий.

Тут я должен пояснить кое-что. Не надо искать в поступках Бондаренко и остальных социальной или психической патологии. Они не бросали детей, тут другое. Если альпинисты идут штурмовать шеститысячник, мы не требуем, чтобы они взяли с собой на верную смерть грудного младенца. Мы понимаем, что им предстоит.

Среди новых русских капитанов встречаются такие, что любят и детей, и море. Но кругосветка - не восхождение на 6000 м в плановый месячный отпуск. Тут другие сроки и опасности.   

Они не ходят по океанам как по зеркалу. Что значит перейти Пасифик на самодельном двенадцатиметровом корыте, сработанном в Мариуполе? Там в любой момент ты окажешься в центре попутного недельного урагана. Там тайфун как бревна волочит 20-тонные яхты по волнам выше топа мачты (30 м) на гребень. И яхты выходят на глиссирование с убранными парусами, под одним такелажем, развивая скорость 60-70 км/ч - такова сила ветра, дующего в узкую корму. Тогда шкипер выбрасывает за борт как последнюю надежду привязанные к корме 200-метровые бухты канатов: волочась за яхтой, эти тормоза заставляют взлетающую в небо махину сойти с глиссирования в нормальный водоизмещающий режим.

Это не страшилка для смирного горожанина, это стандартное описание любого учебника в разделе «Принципы и методы штормования». Важно понять разницу: на пляжи Гоа уходят те, кто сдался и не желает более противостоять жизни, в океан уходят те, для кого сама жизнь - преодоление. Психически это чрезвычайно устойчивые люди, из них можно космонавтов набирать. По мировой статистике, дольше всех на свете живут балерины и яхтсмены - люди, принимающие максимальные распределенные (среднесуточные) физические нагрузки.

Битва при госдепе

Многие сотни семей из самых разных стран воспитывают детей в море. После отмены Горбачевым в СССР выездных виз среди них появились и русские. Итак, Бондаренко решили вернуться в США на своей лодке, забрать среднего из приюта. Он-то у них был уже гражданин США. Перешли через Панамский канал в обратную сторону (17 823 км) и подошли к Восточному побережью в районе Норфолка. Попросили у береговой охраны право на заход. Ну, те возражать не стали - пожалуйста.

Итак, приходят они в Норфолк - встречает их иммиграционная служба, требует паспорта. Супруги Бондаренко, из советского еще Мариуполя, сообщают: нет паспортов, 10 лет в плавании, все просрочено.

- В других странах они ходили без паспортов спокойно. Всего они со своими странными документами посетили за время плавания не менее 11 стран, многие из них по два раза. При этом они выходили на берег, осматривали достопримечательности, ездили по городам закупать запчасти для яхты. Никто ничего не спрашивал...

Мало ли куда я заходил за свою жизнь? Ну, в некоторых маринах иногда спрашивали паспорт. Да и то, лишь бы записать имя капитана. А экипаж никого не волнует. Во многих маринах вообще всем было по барабану. И так у нас у всех.

А тут папашу Бондаренко без документов просто посадили в местную КПЗ. До прибытия адвоката. А Лену оставили на яхте за ребенком ухаживать. И впряглась уже вся марина, где она на лодке жила. Подкармливали Лену всем миром, начали ей юридическую помощь оказывать.

Так Бондаренко в КПЗ неделю отсидел, потом выпустили его на родную лодку до окончания разбирательства под поручительство соседей по марине. Там ведь народ-то был непростой, по нашим понятиям. В Норфолке одна из самых влиятельных марин по части личного состава. Тут госдепартамент, cенат, конгресс, вершина бизнеса США.

А наш консул* энтузиазма-то поначалу не проявил: из Мариуполя, да без документов - это кто такие? Тут некоторые, которые в марине Норфолка яхты держат, так и сказали: «А как это МИД может своим собственным гражданам паспорта не дать? Таких надо сразу увольнять. Он у нас сейчас с паспортом в зубах приползет...». И позвонили знакомым в вашингтонских верхах, описали ситуацию. Мол, надо выручать соседей.

Подключился госдепартамент США, и, действительно, скоро появился российский консульский сотрудник и выправил горемычным яхтсменам документы.

И Бондаренко отправились обратно в сторону Таиланда (23 476 км). А там как раз наши плавали...

Встреча на купании

Два года назад самодельный катамаран «Благовест» тоже сделал капитану Вознесенскому предложение отправиться в кругосветку. «Благовест», в отличие от Бондаренко, планировал начать плавание не из Мариуполя, а с Канарских остовов. Вознесенский отказался. Он их потом через два года встретил в Андаманском море (18 070 км). Один приятель сообщил, что они там ходят.

Еще один русский капитан, Рогов, катал там знакомого, Колесова. За ним к Рогову присоединился Вознесенский. Ходили  они в свое удовольствие и налетели на шторм с дождем. Укрылись за первой скалой, что торчала из воды.

Как непогода рассеялась, Вознесенский взял маску, ласты и отправился вплавь обследовать скалу. В ней обнаружился очень интригующий, узкий сквозной туннель. Разумеется, как нормальный русский яхтсмен он немедленно поплыл в эту черную дыру со слабым светом в конце. Навстречу ему послышался плеск. В туннеле, с другой стороны одинокой скалы посреди Тихого океана, неспешным брассом двигался незнакомый пловец.

Они поравнялись и развили знаменательный диалог по-русски:

- Здравствуйте, а вы кто?

- Я Дима из Москвы.

- А я Саша из Новой Зеландии.

К этому времени пловцы покинули туннель и плавали у кормы яхты Вознесенского. Саша, как положено русскому интеллигенту, на борт подняться застеснялся. Все-таки незнакомый человек. Москвич его укорил:

- Да, заходи, что там, свои люди.

Выяснилось, что Россию Саша покинул еще до дефолта. Собрал с друзьями спонсоров, построил в Новосибирске лодку, довез ее поездом до Владивостока (3 815 км) и ушел на Аляску, а оттуда в Северную Калифорнию (8 284 км) праздновать вместе с американцами 200-летие Русской Америки. Тогда еще многие уходили на самодельных яхтах: Женя Александров, Бондаренко, Гончаренко. Все они мотались по акватории Мирового океана, на удивление отечественным консульским службам. Проблем не имели.

Только Женя Александров за пару лет до встречи у тайской скалы в Эритрее был ограблен государственными пиратами из местной пограничной стражи.

- Там, кстати, ребята из камчатского яхт-клуба, которые шли через Красное море и Индийский океан к себе на Камчатку (20 075 км), тоже недавно попались тем же грабителям.

Это так случилось. Саша Рогов гнал свою скромную Harmony 38 из Ла-Рошели до Португалии (1441 км), оттуда улетел на Балеарские острова дочку на лодке покатать. А Вознесенский гнал ее в турецкий Мармарис (3930 км). Тут он готовил ее к перегону дальше. И какие-то ребята подошли к причалу. Вознесенский подивился хлипкой натуре мальчишек - на вид это были совсем дети.     

Как выяснилось, здесь купили лодку у местного австрийца Берни (дело происходит в Юго-Восточной Турции) и собирались ее гнать вокруг Евразии через два океана на Камчатку. Смелые ребята, что сказать...

- Они скрылись у берега Эритреи от шторма. Устали, видимо, а ведь говорили им: мимо этих берегов плыть без остановки. В конце концов, хорошо отделались. Забрали только деньги и ценные вещи, а лодку и документы вернули. Счастливая молодежь двинулась к берегам Камчатки...

А Саша из Новой Зеландии, по фамилии Сухоруков, не вполне благополучно, но перешел Тихий океан. Многое на яхте порвалось и поломалось. Встали на ремонт на Тихоокеанском берегу США, и тут грянул дефолт 1998 года. Спонсоры разорились и отвалились. Часть команды осталась в Штатах.

Остальные пошли дальше с Сашей, но до Новой Зеландии (11 083 км) он добрался уже совсем один. В этих краях он пока и проживает, переписываясь по электронной почте с друзьями и идущим замысловатым кругосветным маршрутом экипажем «Благовеста». Остался, продал яхту, познакомился с местным бизнесменом. Теперь у них несколько катамаранов, на которых он катает богатых китайцев из Сингапура и русских. Да и перебрался он поближе к клиентам, в Сингапур.

- Это ведь рядышком (9446 км. - Ред.). Гораздо ближе, чем до Питера.

Он и шел как раз из Сингапура, но решил поплавать вокруг торчащей из океана скалы. А там уже плавал Вознесенский, который поменял Рогова в Андаманском море.

Сухоруков сообщил, что рядом со скалой стоит «Благовест». Ну, что такое для них «рядышком», можно понять из ремарки Вознесенского.

- Вот черт, - хлопнул тот себя по лбу, - мы ведь на Канарских островах так и не встретились. Я как раз брал там лодку с дайвингом. И парапланеристки, которые специально туда прикатили из Москвы, стали меня агитировать на кругосветку с «Благовестом». Но я тогда отказался - меня Рогов разубедил.

У меня лично никаких проблем с визами и паспортами не возникало. Я пришел через Атлантику на Азорские острова без всякой визы. Тетка на ресепшне спросила меня лениво, для проформы, про визу. Я ей отвечаю: откуда я знал, в какую страну я приду?

- А, - говорит, - ну, хорошо. Да, а ведь испанская виза у вас есть. А туда чего не пошли?

- Да вы понимаете, лодку, на которой я должен был идти в Испанию, Гена Гришин расколол об танкер. Он повез учеников яхтенной школы Романова из Турции через Гибралтар на Канары (4867 км. - Ред.). А вышел поздно. Я не знаю, почему они вышли так поздно, - штормовой декабрь, волна постоянно в рожу. Учеников укачивает, холодрыга жуткая. Гришин фактически круглые сутки работал. И так целый месяц. Ну, полный привет. А я как раз собирался на Канарах их встретить.

Это такая у Вознесенского отмазка вышла в вопросе о португальской визе. И не врал он вовсе. Уже в Картахене Геннадий Иванович Гришин, с командой жаждущих получить капитанские лицензии русских заходил глубокой ночью на стоянку по узкому фарватеру. А там танкер маневрировал. У Геннадия Ивановича вся команда влежку валяется внизу. Он смотрит на эволюции танкера по навигационным огням. Ну, выставил свои огни и пошел будить народ. А танкер в это время повернул - у него своя задача, ему эта лодка по барабану. Геннадий Иванович думал, что увернулся. Ан, нет.

Если нужны визы...

Характеристика, данная Вознесенским служителям родного МИДа:

- В целом к парусникам консульства не так плохо относятся. Конечно, если от нищеты идут люди, просят что-то, то они морщатся. А если вскоре появятся люди с достатком, которым ничего не надо, просто пообщаться, - то отношение еще лучше будет.

Я тут с «Благовестом» списался. Они в Сингапуре за визы импровизированный концерт дали. Они вообще ребята веселые - им лишь бы на гитаре что-нибудь забацать. Визы им с удовольствием выдали.

Вот так и ходят по всему Мировому океану наши семейные пары, одиночки и целые компании. По дороге концерты дают - с большим успехом, между прочим. На Азорских островах просто фантастика - там собираются настоящие морские цыгане. Не те, что в Юго-Восточной Азии в домах на сваях живут. Нет, эти продали свои дома и многие годы живут на яхтах.

- Там чартеров нет. Там только те, что гонят лодки через Атлантику, идут из Бермуд или Штатов в Европу или зимуют перед следующим этапом личной кругосветки. Такая вот публика, все как минимум неделю до прихода болтались в море.

Пришел я в порт Хорта. Там все собираются в баре «У Питера». Слышу, кричат мне: это ты в позапрошлом году ушел с островов Кука на Паго-Паго? Даже не попрощался! Помнишь ту марину? Ставь пиво! В ответ кричат: точно, это я был! Всем пива!

И такие разговоры там за правило. Это совершенно другие лица. Совершенно другие истории. У каждой страны свои моряки. Норвежцы в свитерах под горло в два пальца толщиной ходят ледяным океаном до Шпицбергена. Наши рожают детей между Мариуполем и островами Кука.               

Но прогресс связи возвращает России своих отчаянных детей. И молодые боги XXI века со странными именами Yahoo!, Google или Microsoft вернут их нам в снимках с мобильных телефонов. Пришлют им взамен письма близких и фотографии их меняющихся родных городов. Мест, в которые все они когда-нибудь еще вернутся. Так они говорят.

* Бондаренко покинули родину до распада Союза, поэтому и отвечать за них пришлось МИДу России - правопреемнику СССР.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1751 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире