"Выборы-выборы, депутаты - ..."

"Выборы-выборы, депутаты - ..."

Местные новостиИстория
Главы из книги Вячеслава Водясова "Неизвестный город N". 1947-й: Новый рубль, бразильские фашисты, отмена карточек и один день изобилия...
Закончились листки в первом послевоенном календаре, год лишений закономерно стал историей, и страна встретила новый 1947-й, от которого ждала очень и очень многого. Жизнь медленно, но верно входила в прежнюю колею.
Новый год встречали так, как и положено встречать самый лучший на свете праздник. Экономные хозяйки берегли талоны на продовольствие, но при этом демонстрировали чудеса кулинарии, умудряясь из скудного ассортимента продуктов приготовить массу разнообразных блюд. Из каждого клуба неслись звуки духовых оркестров и трофейных аккордеонов, повсюду шумели балы-маскарады. Правда, без пригласительного билета невозможно было попасть ни на один карнавальный вечер - все зарезервировали загодя еще в начале осени 46-го. Для любителей спокойного времяпровождения 31 декабря в 18 часов в пединституте устроили научно-популярную лекцию «Происхождение человека» с демонстрацией анатомических муляжей и познавательных плакатов и схем. Короче, кто как мог, тот так и веселился.
16 февраля в Америке скончался до неприличия богатый Генри Форд, в отрогах Сихотэ-Алиньского хребта упал метеорит особо крупных размеров, а на сталинском базаре пилоправ комсомолец Гриша Бедарев нашел хлебные карточки на имя Хайрутдиновой и через милицию вернул ценный талон хозяйке. За проявленную честность начальник стройконторы т. Шапочкин премировал Григория чудным диагоналевым костюмом.
В конце февраля много возмущений вызвал единственный концерт Шульженко. Пресса в каждом номере исправно сообщала, что выступление столичной звезды переносится с 28 на 25 февраля. Выяснилось, что газету читают не все. Негодованию не было предела, когда проворонившие концерт узнали, что Клавдия Ивановна давно уже уехала, а им предлагают послушать какого-то виолончелиста Рубахина. Это все равно, что вместо Пугачевой вам подсунут Никиту Малинина.
К Первомаю издали очередной указ о поддержании в городе чистоты. Помимо запрета на уже упомянутое выливание помоев в ящики для корреспонденции, добавили пункты о наказании за выбрасывание пищевых отходов из окон и развешивание белья на деревьях. Также постановили, что в общих уборных нечистоты следует убирать не реже одного раза в сутки, а вывоз фекалий производить с 22.00 до 5.00.
24 мая в Голливуде началась печально известная «охота на ведьм», мировая общественность обсудила бедственное положение туземцев Южной Африки, а в нашем цирке в 18.00 заезжий богатырь Жеребцов поднял зубами быка. Интересно, за какое место он его поднимал? Выступление завершил латвийский укротитель гиен и шакалов с типично прибалтийским именем Антонио.
В первый летний день в драмтеатре прошел городской смотр коллективов художественной самодеятельности. Первое место заняла работник ДК строителей Поля Трофилова, продемонстрировавшая публике свое умение отплясывать гопак. Всегда считал этот танец сугубо мужским. Ай да Поля!
8 июня чуть ли не весь город прибыл на Водную. Главную арку парка культуры и отдыха украсили гербом СССР и портретами Сталина и Молотова, а по бокам аллей и дорожек расставили щиты, отображающие развитие народного хозяйства. Для посетителей играл Ленинградский духовой оркестр, работали вертикальное колесо, аттракцион «Летающие люди» и читальня. К пунктам проката лодок и гамаков выстроилась нешуточная очередь. Ярко светило солнце, а в кружках пенились ситро и свежее пиво.
27 июля вся страна с подъемом отметила День физкультурника. По сему поводу в Сталинске состоялся красочный парад. «Стройной колонной идут спортсменки Молотовского района. С интересом смотрят на их молодые и загорелые тела, пришедшие на праздник зрители». Хорошенькое дельце - молоденькое тельце...
Лето 47-го ознаменовалось постановлением горсовета за №343 «О правилах уличного движения». Был запрещен прогон скота табунами по проспектам и улицам Молотова, Кирова, Ленина и Энтузиастов. Исключение сделали для пастухов, имеющих специальное разрешение от горкомхоза. Ввели ограничение скорости по центральным авеню до 25 км в час. Под особый контроль взяли трамвайные остановки - всему транспорту разрешалось трогаться с места лишь тогда, когда трамвай закроет двери, а все пешеходы перейдут через дорогу. Новокузнечане уже и забыли, что когда-то можно было, смело покидать трамвайный вагон на ходу, не боясь при этом быть раздавленным в лепешку.
Много нареканий вызывали факты продажи дефицитных товаров с нагрузкой. В 47-м самое необходимое и востребованное продавалось в коммерческих магазинах «Главособторга». В нагрузку к спичкам прилагалась 10-рублевая пачка «Беломора». Лакомкам вместе с печеньем подсовывали селедку со специфическим душком. Тут же можно было приобрести галоши за 250 рублей, но только с серпом в придачу. Молот, при этом, в нагрузку к резиновой обуви не прилагался.
Продолжали свои выходки хулиганствующие элементы. Молодые рабочие КМК попросили начальника городской милиции т. Кулдыркаева «пресечь дебоширов», мешающих им проводить досуг. В открытом письме указывалось, что «3 июня в конце вечера хулиганы умудрились перетянуть колючей проволокой выход с танцплощадки. Люди запутались, упали, а комсомолец Лютиков порвал единственные брюки». Петицию подписали 20 с лишним человек. Ох, и круты были хулиганы в Рабочем поселке, раз такая ватага предпочла обратиться за помощью в милицию, а не собственноручно навести порядок.
Практически одновременно появились указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». За нарушение последнего нарушителей карали гораздо строже. Вот характерный пример: некий Ковалев украл со склада 40 кг хозяйственного мыла, но был пойман и получил 2 года лагерей. А 8 июля нигде не работающий Митрофанов взломал окно столярной мастерской паровозного депо и вынес 5 стамесок и одно полупальто, принадлежащее плотнику Марфутину. Вора на 8 лет отправили в отдаленные районы РСФСР. Мораль: если бы Митрофанов стащил только стамески и не позарился бы на гардероб советского гражданина, то и сидел бы в 4 раза меньше.
21 октября Бразилия разорвала дипломатические отношения с СССР. Президент страны, где много диких обезьян, в массовых народных беспорядках усмотрел руку Москвы. Наши тут же вспомнили, что еще в гражданскую бразильцы помогали Антанте душить юное советское государство. Затем МИД объявило дерзких латиноамериканцев фашистами и потребовало от ООН расследовать факт утаивания Бразилией беглых военных преступников. Южная Америка «испугалась» до такой степени, что на следующий день Чили и Парагвай отозвали своих послов на теплую родину. В Сталинске по этому поводу слишком не горевали. И особенно паровозники, так как к концу октября они не только выполнили годовой план, но и подняли производство на 80 %, сэкономив при этом 292 тонны угля. Как им это удалось, пресса не сообщила.
Той же осенью провели перепись скота, поставили на учет все велосипеды, а на КМК при гидросмыве косогора на глубине 14 метров обнаружили кости первобытных зверей: оленя, бизона и мамонта. Директор комбината Белан обязал строителей все подобные находки тщательно отбирать, а наиболее ценные передавать в музей. Старший хранитель Конкордий Евреинов поблагодарил товарища Белана и сказал, что «краеведческий музей необходимо сделать рассадником знаний по истории Кузбасса».
14 декабря вышло постановление Совмина, которого с замиранием сердца ждала вся страна - с этого дня по территории СССР отменялись карточки на питание и товары народного потребления. Ушли в прошлое коммерческие и пайковые цены, а единая цена на хлеб и муку снизилась на 12%. В том же постановлении объявили о проведении денежной реформы. Всего за неделю старые рубли с изображениями шахтеров и летчиков, поменяли на новые, внешне похожие на дореволюционные банкноты. Мелочь трогать не стали, а обмен купюр производили из отношения 10 старых на 1 новый рубль. Новые цены захватывали дух - за спичечный коробок, еще вчера стоивший у спекулянта трешку, просили 20 копеек, а пачку элитного «Беломора» продавали за 4 рубля.
Всех «добили», в хорошем смысле этого слова, выборы в Верховный Совет. Именно с 47-го пошло совдеповское поветрие заманивать избирателя на участки не трескучими лозунгами и кумачовыми лентами, а пищей. Сегодня можно ерничать над этим, а в голодные послевоенные годы, просто увидеть фрукты, чай, сахар, масло, сыры, окорока и много-много колбасы в одном месте, да по доступным ценам... Одной только выпечки было 30 наименований. Само собой был резон прийти как можно раньше, бросить бюллетень в урну, после чего отовариться невиданными деликатесами. А любителей поспать ждали уже пустые прилавки.
Учитывая, что каток власти перестал давить репрессиями, дав народу на некоторое время передышку, при этом «завалил» его едой, настроение в обществе в целом улучшилось. И люди продолжали жить.



















Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 3275 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости