Корабелы не могут ждать у моря погоды

Корабелы не могут ждать у моря погоды

В стране и миреВ мире
В середине ноября в Петербурге состоялось совещание, посвященное реализации проекта «Петербург – морская столица России». Выступая на нем, губернатор Валентина Матвиенко отметила, что Петербург исторически был и остается центром российского судостроения и подготовки кадров для этой отрасли. Что здесь удалось сделать за последние годы? Какие проблемы предстоит решить? Об этом после совещания наш корреспондент побеседовал с заместителем председателя постоянной комиссии по профориентации Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Виталием ШИШЕНИНЫМ

- Виталий Александрович, вы отвечаете за непростой участок работы Морского совета - подготовку кадров. Удалось вникнуть в ситуацию?

- Мне эта сфера хорошо знакома: я десять лет был директором межшкольного учебного комбината, работал в системе профтехобразования, сейчас - в Морском техническом университете. В нашей комиссии не просто люди, профессионально знающие дело, но и заинтересованные: руководящий состав учебных заведений, предприятий.

- Сейчас, по мнению специалистов, как никогда важна пропаганда рабочих профессий. Какие ее формы, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

- Тут трудно говорить определенно - некоторые мероприятия изначально рассчитаны на то, что результат они дадут через несколько лет. Вообще считаю, что начинать нужно уже с детского сада - приходить туда и увлекательно рассказывать о профессии корабела.

Можно с уверенностью сказать, что зарекомендовали себя конкурсы профессионального мастерства. Очень важно, чтобы такие мероприятия находили отражение в прессе - это формирует имидж рабочих профессий, повышает их привлекательность.

Мы, кстати, сами проявляем инициативу: по нашему заказу снят фильм «Профессия - корабел», весь тираж которого разослан по школам. Понятно, что не везде его покажут, но там, где серьезно относятся к профориентации, такой фильм - подспорье в работе. Покажут не для того, чтобы навязать выбор, - прежде всего, дать информацию.

Сейчас готовим «Энциклопедию морских профессий» - это комплексная программа.

- Вы считаете, что сегодня у школьников мало информации о профессиях?

- Мало, а ведь чем ее больше - тем лучше. Недавно прошел Морской молодежный бал, где награждались лучшие школы в сфере профориентации в морской и судостроительной деятельности. Победителем стала 590-я школа Красносельского района Петербурга. Как ни удивительно, но она отнюдь не базовая одного из профильных вузов или техникумов - никого там специально не готовят к поступлению. Зато в рамках индивидуального развития введен факультативный курс «Санкт-Петербург - морская столица». Он чисто информационный, но построен увлекательно, ребята многое узнают. Когда подсчитали количество выпускников этой школы, решивших связать свою судьбу с морем и судостроением, то они по одному-два человека «закрыли» все вузы: «Макаровку», «Корабелку», военно-морские институты и т. д. Думаю, что такой результат еще требует анализа.

Практика показывает, что только за счет умелой профинформации можно в три раза увеличить число желающих выбрать специальность морского профиля. Кстати, мало кто знает, что в Петербурге свыше 40 вузов готовят кадры для морской сферы деятельности. Мы даже дважды в год проводим Морской межвузовский фестиваль. 15 января уже в третий раз будем проводить красочный митинг у скульптуры «Царь-плотник». Именно в этот день Петр Первый получил в Голландии патент корабельного плотника - это первый в России морской сертификат об образовании!

- Не секрет, что некоторые скептически относятся к переориентации молодежи на инженерные и рабочие профессии. Есть здесь какие-то подвижки?

- К сожалению, сейчас нет целостных исследований о ценностной ориентации молодежи. Да, молодое поколение умнее, но в то же время более практичное. Если в наше время многих привлекала романтика той или иной профессии, то теперь иные критерии оценки: уровень зарплаты, перспективы карьерного роста и т. д.

К слову, предприятия отрасли делают выводы. К примеру, оплачивают обучение «своих» студентов в вузе. Используют проверенный еще в советское время на заводе-втузе метод: начиная со второго курса, студенты работают на производстве. В частности, подобная практика внедрена на «Арсенале». Студенты не только познают технологию, начиная от станка, но и четко знают: сейчас я получаю 20 тысяч рублей, а придя сюда с дипломом, буду получать под 40. Не нужно никакой агитации - есть четкие ориентиры.

«Адмиралтейские верфи» оплачивают обучение студентов-очников рабочим профессиям. Зачем? Для того чтобы стать квалифицированным инженером, нужно овладеть и этими специальностями, получить опыт организаторской работы. Такой выпускник не боится производства, он видит там свое место сегодня и в перспективе. Не случайно в большинстве своем руководители высшего и среднего звена на предприятиях судостроительной отрасли в свое время оканчивали профессиональные училища или техникумы, а уже потом - вечерний или заочный вуз.

Сама жизнь заставляет предприятия творчески подходить к привлечению кадров, работать на перспективу. На том же «Пролетарском заводе» своим ребятам дают кредиты на обучение, платят стипендию. Это не просто договор - тут чисто экономические отношения: после учебы отработал на заводе несколько лет - кредит списывается, а если новоиспеченный специалист решил податься к другому работодателю - будь добр вернуть затраченные на тебя средства. Опять же кредит - это стимул учиться, обязательно окончить вуз. В противном случае придется возмещать нанесенный собственной нерадивостью ущерб.

Словом, идей и уже реализованных проектов все больше, поэтому желательно обобщить накопленный в кадровой сфере опыт. Он будет востребован, так как проект «Петербург - морская столица России» неразрывно связан с реальной экономикой города, которая требует настоящих профессионалов.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1861 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире