Павел Маркин: "В последние годы в СМИ пришла армия непрофессионалов"

Павел Маркин: "В последние годы в СМИ пришла армия непрофессионалов"

В стране и миреВ мире
Регалии известного петербургского фотографа Павла Михайловича Маркина впечатляют: заслуженный работник культуры РФ, специальный фотокорреспондент газеты "Россия" в Санкт-Петербурге по СЗФО, декан факультета фотокорреспондентов имени Ю. А. Гальперина, председатель секции фоторепортеров при СПбСЖ, член президиума СПб Академии журналистики, призер VIII ежегодного профессионального конкурса журналистского мастерства "Золотое перо". Lenizdat.ru побеседовал с ним об особенностях работы фотокорреспондента и о проблемах фотожурналистики.

- Павел Михайлович, современные фотографы - это и фотохудожники, и рекламные фотографы, и фотокорреспонденты. К какой касте относитесь вы? - Я стопроцентный фотокорреспондент. И был им всю сознательную жизнь, отработав четверть века в газете "Смена", десять лет - в еженедельнике "Ленинградский рабочий", три года - в издательском доме "Калейдоскоп". И сегодня продолжаю трудиться специальным фотокорреспондентом газеты "Россия". Фотожурналистика - это не каста. Фотокорреспондентом может стать любой человек, если у него есть желание и искорка таланта. И напротив, фотокорреспондентом не может стать лодырь, необязательный, непунктуальный и жадный человек. Что касается жадности, то я не понимаю, как молодой фоторепортер после первой съемки, например на премьере в театре, на следующий день пытается продавать фотографии труппе. Он сразу же рубит сук, на котором сидит! И вряд ли его еще раз пригласят на какое-либо мероприятие... Очень многое в работе репортера значат связи, которые нарабатываются десятилетиями.

- У фотожурналистики много родственных жанров: документальная фотография, уличная съемка, фотопортреты знаменитостей... В чем отличия фотожурналистики от других жанров? - Фотожурналисту приходится работать во многих жанрах - это и портрет, и натюрморт, и репродукция, и макросъемка, не говоря уже о репортаже. Кроме того, фотожурналисту под силу и художественная фотография (вспомните работу фоторепортера Associated Press Дмитрия Ловецкого - ангел Александрийского столба на фоне луны), и рекламная съемка (например, снимки фотокорреспондента Европейского Фотоагентства Анатолия Мальцева). А вот чтобы рекламный фотограф или мастер художественной фотографии по заданию редакции смог сделать обычный репортаж из трех кадров с митинга или с заводской площадки - такого не припомню...

- Что изменилось за последние пару десятилетий в фотожурналистике? - Самое главное достижение - это приход цифровых технологий. Сегодня они позволяют не только моментально проконтролировать качество снимка, но в считанные секунды передать фотоматериал на другой конец земного шара. Цифра наступает семимильными шагами. Десять лет назад я был первым в Петербурге фоторепортером, который начинал работать с цифровой камерой. Тогда коллеги смеялись надо мной и утверждали, что никогда не изменят фотопленке.

- Какие основные проблемы современной фотожурналистики вы бы выделили? - Основная проблема фотожурналистики, как и журналистики в целом, в том, что в последние годы в СМИ пришла целая армия непрофессионалов. Мне непонятно, почему телерепортаж ведет вчерашний водитель, почему с экрана телевизора вещает диктор с неописуемыми дефектами речи. То же самое произошло и в фотожурналистике. Сейчас политику оформления в газете или журнале определяет кто угодно, и фоторепортером с обычной "мыльницей" может стать любой сотрудник издания. Так и появляются "репортажи" с VIP-вечеринок и тусовок с полным набором арсенала семейного альбома.

- Считаете ли вы важной проблемой этический конфликт, когда желание фоторепортера прославиться затмевает нравственные нормы? - Я надеюсь, мои ученики никогда не будут наблюдать за умирающим человеком, не станут делать фоторепортаж о последних минутах  самоубийцы или фотографировать расстрел пленного. Сегодня насилие и кровь стали во главу угла мировой теле-, радио- и фотожурналистики. Достаточно вспомнить ежедневную программу любого телеканала или снимки-призеры последних десяти лет World Press Photo... Надеюсь, в Петербурге такие тенденции не пройдут. Наша фотожурналистика всегда отличалась человечностью, добротой и миролюбием.

- Как вы относитесь к папарацци? Как далеко может зайти фотограф в погоне за сенсацией? Не считаете ли вы, что в России, по примеру Запада, должен появиться Этический кодекс фотографов? - Папарацци - это пришлое явление. К сожалению, рынок и у нас нашел поклонников съемки из-за угла. Но если меня пригласили поснимать юбилей, я не опубликую ни одного снимка без согласия пригласивших меня людей или их гостей. Это неписаный закон: тебе доверяют, а ты дорожишь своим именем. Этический кодекс нам не поможет. Нужно воспитание. Если сегодня входишь в вагон метрополитена или салон автобуса и видишь, что места для инвалидов и пожилых людей заняты "спящими" молодыми людьми, уши которых вянут от тамтамов плееров, то понимаешь, что это звенья одной цепи...

- Фотожурналист часто  не может повлиять на то, как редакция или заказчик использует его снимки. Можно ли назвать эту профессию зависимой? - Если фотожурналист не может повлиять на то, как используют его снимки в том или ином издании, то грош ему цена. Я с такими изданиями не имею никакого дела. Я их за версту чую. К сожалению, таких СМИ, которые могут тебя продать в любую секунду, в последнее время становится все больше и больше. И это тоже реалии нашего времени. Надеюсь, это уйдет, а настоящая журналистика возродится.

- За годы вашей работы на факультете фотокорреспондентов что изменилось в процессе обучения студентов? Меняются ли сами абитуриенты, студенты, выпускники? - 24 года назад по просьбе тогдашнего председателя Союза журналистов, легендарного редактора газеты "Ленинградская правда" Андрея Варсобина я возглавил факультет фотокорреспондентов при Университете рабочих корреспондентов при Ленинградском Доме журналиста. Пришел я туда в ноябре, когда занятия у первокурсников были уже в разгаре. Пришлось на ходу перекраивать учебные планы, приглашать для преподавания своих коллег-фотокорреспондентов и отвоевывать выставочные площади для отчетных экспозиций у Союза журналистов. Потом пришла перестройка. Один за другим канули в Лету факультеты корреспондентов, теле-, и радиожурналистики. Выжили мы одни, хотя разные были периоды. Однажды мы пропустили целый год занятий - не смогли набрать даже несколько абитуриентов... Сегодня очередной взлет. Впервые за 48 лет истории факультета мы сделали очередной набор первокурсников, не дожидаясь, пока выпустим наших второкурсников. Сейчас на факультете 140 первокурсников и 80 учащихся второго курса. Очень много девушек. Объяснить этот феномен пока не могу. Лет 30-40 назад у всех на слуху была только одна женщина-фоторепортер - правдистка Майя Скурихина. А сегодня у нас среди слушателей факультета 80% представительниц прекрасного пола! Причем очень талантливых. Достаточно назвать несколько наших выпускниц: Александра Деменкова ("Лучший фотокорреспондент 2006 года"), Аня Майсюк, Татьяна Котова, Елена Бледных, Ольга Миркина (неоднократные победители всевозможных фотоконкурсов), Мадина Астахова (призер I Международного фотоконкурса имени Карла Буллы), рекламный фотограф Светлана Петрова, бильдредактор газеты "Нью-Йорк Таймс" Людмила Кудинова. А какие у нас преподаватели: бильдредактор газеты "Деловой Петербург" Анна Федотова, бессменный куратор всевозможных фотопроектов Солмаз Гусейнова! За годы моей работы на факультете изменилось многое. Первокурсники сегодня  пишут курсовые работы, а выпускники - дипломы. Это, как правило, фотоистория (новый фотожанр, который сегодня особенно востребован) и текст к нему. Темы студенты выбирают сами и работают над ними целый учебный год. Больше стало экспресс-съемок на заданную тему, больше мастер-классов наших выпускников разных лет. Стали обычной практикой творческие конкурсы на практических занятиях, просмотры учебных фильмов, отчетные выставки каждый год. Очень много внимания уделяем цифровой фотографии. И теории, и практике, и работе в Photoshop, а также с электронным фотоархивом.

- Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий фотокорреспондент? - Фотокорреспондент сегодня - это универсальный солдат, для которого не существует невыполнимых задач. Ему нужна надежная профессиональная фотоаппаратура. А как фундамент - высокий интеллектуальный уровень и колоссальный объем знаний. Сегодня уже немыслим репортер без знания хотя бы одного иностранного языка, а лучше двух-трех. И с компьютером фотокорреспондент на ты, и с многочисленными цифровыми технологиями дружит. Очень важно, чтобы репортер был человеком общительным, и в то же время незаметным. Даже одеваться корреспондент должен по-особенному - неприметно, но удобно: по погоде, и по месту, где предстоит работать. И не дай бог опоздать на событие, которое ты снимаешь! Приходить лучше за полчаса, а то и за час до назначенного срока: внимательно изучить обстановку, вникнуть в сценарий, наконец, выбрать точки съемки и предугадать свой маршрут передвижения.

- Сегодня аналоговое фото заменяется на цифровое. Почему вы учите студентов снимать на пленку? - Еще пару лет назад на втором туре вступительных экзаменов мы требовали от выпускников, чтобы они использовали только пленочные камеры. Сегодня осталось только одно ограничение - за час можно отснять не более 36 кадров, из которых ни одного нельзя стереть. Но и пленку мы не забываем. Это особый и долгий разговор. Когда нашего выпускника и преподавателя, одного из талантливейших российских фоторепортеров Сергея Максимишина в очередном издании спрашивают, почему у него такие необычные фотографии, он неизменно отвечает: "Потому что я фотографирую на пленку".

- Как вы оцениваете уровень современной фотожурналистики в Петербурге? - Подобной профессиональной школы не существует нигде в мире. Нет ни одного известного издания в Петербурге, где бы не трудились наши выпускники. Завоевывают они фотографические эльбрусы и во многих странах мира. Другое дело, что эти имена редко встретишь в списках призеров и победителей всевозможных фотоконкурсов. Большинство из них  просто в них не участвуют, поскольку загружены так, что и на секунду отвлечься не могут. Другие, возможно, боятся проиграть молодым коллегам и уронить свой престиж. Именно этим я объясняю парадокс последнего нашего фотоконкурса им. Карла Буллы, когда все ступени пьедестала заняли наши талантливые коллеги из Тюмени, Магнитогорска, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других городов. Хотя работы одиннадцати выпускников фотофакультета попали в итоговую экспозицию в Фонде исторической фотографии им. Карла Буллы на Невском, 54. А наш куратор Александр Смирнов и выпускники Мадина Астахова, Аня Майсюк, Дима Шихин и Таня Котова стали призерами престижного конкурса в различных номинациях.

- На церемонии награждения победителей фотоконкурса "Осторожно, мусор!" вы сказали, что "красиво снять мусор - это большая заслуга". А что еще является заслугой для фотокорреспондента? - Фотокорреспондент на то и мастер своего дела, что он может выполнить любое задание редакции. Портрет академика или простого рабочего, популярного актера или пенсионера только тогда будет шедевром, когда ты сможешь найти общий язык со своим героем. Когда портретируемый станет соавтором твоей работы. Когда не будет видно "ушей" фотографа. Когда на лице удастся запечатлеть интересные эмоции, а руки героя зафиксировать в необычном жесте. И так в каждом кадре. Самое главное для фотокорреспондента - поймать неповторимое мгновение, нажать спусковую кнопку в нужный момент. Никакая автоматика здесь не поможет - ни автофокус, ни серийная фотосъемка. Можно отснять на футбольном матче десять пленок, и ни на одном кадре не будет мяча... Но вот под солнечным сплетением словно накатывает внутренняя команда: "Нажимай!", ты выполняешь ее, и все - ты уже на коне! Я называю это "предчувствием праздника". Не на последнем месте, конечно, и чувство композиции, цвета и света. Практика показывает, что люди, которые занимались живописью, часто становятся замечательными фотографами. А вот фоторепортерами становятся только пять-десять выпускников. Большинство остаются отличными фотохудожниками (Дмитрий Конрадт) или рекламными фотографами (Светлана Петрова, Игорь Смольников). Иные уходят в тележурналистику (Дмитрий Запольский, Игорь Ленкин), а кто-то находит себя в качестве главных редакторов (Николай Донсков, Юрий Сунцов). Хотя на факультете пока нет кафедры бильдредакторов, наши выпускники заполняют и эту нишу. А вообще фотожурналистика - это сильнейший наркотик в хорошем понимании этого слова. Если человек заболел этой странной болезнью, то это до последнего вздоха. Это диагноз, любят повторять коллеги. Но это и тяжелый хлеб. Здесь нужны очень сильные тылы. Не каждому супругу понравится, когда ты работаешь от зари до зари, когда нет выходных, а зачастую и отпуска. И не всякому понятно, когда ты в очередной раз идешь на съемки уникального концерта или спектакля и при этом не видишь, что творится в зале или на сцене. Все твое внимание там - в видоискателе, в поисках очередного кадра. И только когда рассматриваешь готовые отпечатки, начинаешь ощущать и сопереживать увиденное.

- Какие перспективы вы видите для фотожурналистики, и чего бы вы пожелали фоторепортерам? - Перспективы у фотожурналистики, и особенно питерской, я считаю, самые радужные. Очень хотелось бы создать Академию фотографии, где бы были факультеты фотокорреспондентов, рекламных фотографов, мастеров художественной фотографии, бильдредакторов. Чтобы студенты занимались каждый день и на протяжении пяти лет. Чтобы были аспирантура, вечерняя и заочная формы обучения (при наличии интернета это вполне реально). Чтобы студенты изучали иностранные языки, историю фотографии, фотографическую химию, психологию, авторское право, композицию... Но здесь без поддержки государства, без помощи правительства нашего города не обойтись. Пожелать фотокорреспондентам, и особенно молодежи, хотелось бы следующего - ни дня без съемки! И самое главное, чтобы у каждого был свой творческий почерк, чтобы ваши снимки были узнаваемы и каждый специалист мог сказать - это снял великий Иванов, Смирнов или Сидоров.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2989 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире