Профориентация на школьной местности

Профориентация на школьной местности

В стране и миреВ мире
Как правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьником по окончании 9-го класса. Но психологи рекомендуют родителям задуматься над профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе. Когда и к кому нужно обращаться за помощью в этом вопросе?

В идеале считается, что каждый ученик имеет предрасположенность к определенной деятельности, а грамотные родители и педагоги на основе наблюдений за ребенком без особых сложностей могут определить подходящую для него профессию. Но практика показывает, что на пороге выпуска (11-й класс) большинство полученных в школе знаний оказываются неактуальными - и возникает необходимость оценить свои внутренние наклонности и ресурсы.

Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, надеясь скорее на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома.

Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника университета (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.

Будущее на вырост
«Вовремя» на языке психологии означает не позже 8-9-го класса. «Дело в том, - говорит Ирина Савченко, психолог-консультант центра «Лелека», - что в 14-15 лет подросток начинает переживать потребность в выборе профессии, а исходные знания позволяют ему правильно (или нет) оценивать те или иные виды деятельности».

Кроме учета «правильного» возраста, необходимыми атрибутами качественной профессиональной ориентации являются психологическая диагностика склонностей, мотивов и устремлений ребенка, обзор рынка труда и, конечно, учет финансовых возможностей семьи. Далеко не каждый современный школьник проходит все этапы профориентации от начала до конца.

Мы выбираем, за нас выбирают
Сегодня родители, желающие грамотно сориентировать чадо в «деле его жизни», по большому счету имеют только два варианта действий.

Первый - обратиться за профессиональной консультацией в специализированный центр (как вариант - к школьному психологу) или же оббивать пороги служб занятости.

Второй - надеяться только на собственные силы; всю информацию о методах психологической диагностики, о современной конъюнктуре рынка труда добывать и опробовать самим.

Стратегия №1
По словам г-жи Савченко, психологическая диагностика включает в себя предварительную консультацию психолога (как в режиме «психолог - школьник», так и «психолог - школьник - родители»), непосредственную психодиагностику с помощью специально подобранных опросников. «Профессиональные консультанты всегда используют несколько методик (не меньше трех-четырех тестов)», - говорит Ирина Савченко. По окончании сеансов школьнику выдается специальный отчет результатов тестирования, который носит исключительно рекомендательный характер. «Несмотря на то, что психологическая картина является базовым компонентом профориентации, мы никогда не советуем нашим клиентам слепо доверять тестированию. Это всего лишь диаграмма развитых способностей ученика на данный момент», - говорит психолог.

К слову сказать, в большинстве случаев результаты консультирования в специальных психологических центрах ничем не отличаются от психологической «проверки» специалистами из служб занятости. Единственная разница заключается в оплате: если услуги центра в районе стоят 100-200 грн, то службы занятости обязаны консультировать бесплатно.

Третий вариант действий - помощь школы. По словам Елены Прохницкой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе в гимназии №153, в гимназиях и лицеях процесс профориентации включен в саму систему образования. «Еще в 5-6-х классах профильные предметы в учебной программе школьника отсутствуют, - говорит г-жа Прохницкая. - Но уже в 7-8-х классах увеличивается нагрузка на определенные уроки (или математические, или гуманитарные). Это еще не определения профиля ученика, а всего лишь выбор направления обучения, поэтому ребенок может поменять выбранный гуманитарный класс на математический или наоборот. Работа по профориентации начинается в конце 8-го класса, когда школьный психолог и куратор проводят психодиагностику склонностей и типа мышления учеников, тестируют интеллектуальную зрелость (по принципам, сходным с западным IQ) и исследуют темперамент ребенка. На собрании родители получают результаты всей работы в качестве рекомендаций».

Стратегия №2
В школе уже начинается регулирование вопроса профориентации. «Судя по частоте, с которой подымается сегодня эта проблема, система профориентации будет внедряться не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных школах», - говорит Елена Прохницкая.
Но несмотря на это, в каждой второй школе процесс профориентации учеников пущен на самотек.

Согласно статистическим данным, за помощью к специалистам прибегает лишь незначительный процент выпускников, в большинстве же случаев вопрос выбора профессии решается в узком семейном кругу. Соответственно перед родителями встают проблемы: самостоятельно провести мониторинг рынка труда и своими силами осуществить психологическую экспертизу ребенка.
Если о рейтинге востребованных профессий можно узнать в Интернете (www.profosvita.org.ua) или в специализированных печатных изданиях, то с психологической диагностикой будущего специалиста дело обстоит сложнее. Несмотря на доступность тестов и популярных методик, разобраться в их многообразии рядовому родителю не под силу. Психологи-консультанты для «самопроверки» школьника рекомендуют следующий алгоритм: первое - определить ведущий способ мышления; второе - протестировать на двух-трех профориентационных опросниках.

По словам Ирины Савченко, определение ведущего мышления - «правополушарного» (абстрактно-образного - т. е. гуманитарные науки) или «левополушарного» (логического - т. е. точные науки) можно осуществить простыми «кустарными» методами.
«Подручный» способ таков: сложите накрест руки (или ладони в замок), какая рука (большой палец) окажется сверху, такое полушарие и доминирует. Следующий шаг требует анализа. Для этого подойдет едва ли не самая популярная методика Е. О. Климова.

Все многообразие видов деятельности знаменитый русский ученый разделил на пять типов. Прежде чем относить ребенка к одному из них, вспомните об увлечениях своего чада и обо всех его удачных проектах. Составьте список успешных достижений - в 5-м классе нарисовал красивый школьный стенд, а в 7-м выиграл олимпиаду по литературе. Чем больше список, тем легче определить, к какому типу относится ребенок.

Типы по Климову
1. «Человек - природа»: профессии, косвенно или напрямую связанные с живой природой. Сфера деятельности - начиная от сельского хозяйства, исследования растительного мира (ученый-биолог, садовод), животных (ветеринар) и заканчивая медициной (изучение организма человека).

2. «Человек - техника»: главный критерий - любовь к технике (машинам, механизмам, видам энергии). Любая деятельность, связанная с автоматизмом и машинной работой, - механики, инженеры-технологи, монтажники, водители.

3. «Человек - человек»: предметом любви является homo sapiens. Подходящие для «человеколюбивых» людей профессии напрямую связаны с тесными межличностными контактами - это психолог, педагог, врач, менеджер, продавец и даже парикмахер.

4. «Человек - знаковый образ»: если ваш восьмиклассник проявляет интерес к различным схемам, цифрам, а больше всего любит информатику и филологию - значит, это его тип. Наиболее подходящие специальности - переводчик, чертежник (как инженер, так и модельер), топограф и, конечно, программист.

5. «Человек - художественный образ»: к последней категории относятся все творческие люди. Любовь к искусству предполагает следующие виды занятий: артист, музыкант, дизайнер, скульптор, писатель, режиссер и т. д.

Климов также советует родителям: прежде чем принимать решение, убедиться, что их школьник осведомлен об «оборотной» стороне трудовых затрат (например, сколько времени и сил уходит на постановку одного спектакля).

Определяем сами

Геометрия мысли

Знаменитый лозунг на входе в Афинскую Академию гласил: «Не знаешь геометрии - не входи». Сегодня одной из популярных методик по определению типа мышления является психогеометрический тест.  Посмотрите на пять фигур и постарайтесь выбрать из них ту, которая вам наиболее импонирует (сразу привлекает внимание). Пронумеруйте ее первой, оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке предпочтения. Фигура под номером пять должна быть наименее вам симпатична.

Итак, если вы выбрали первой фигуру:

Квадрат
Мыслительный логический анализ и вычисление - сильная сторона Квадрата. Эта строго линейная фигура полностью определяет вас как «левополушарный» (математический) тип личности. Говоря языком информатики, Квадраты мыслят в последовательном формате: а-б-в-г-д и т. д. Чрезвычайно развитое внимание к деталям, инструкциям и конкретике способны сделать из Квадратов высококвалифицированных исполнителей и администраторов. Оборотная сторона «квадратного» мышления - неспособность принимать «глобальные» решения или идти на оправданный риск, что «перекрывает путь» к профессиям руководителя.

Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. В соответствии эгоцентричным претензиям быть всегда первыми, Треугольники обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители разных уровней. Нередко доминирующий «логический» тип Треугольника с преобладанием в нем лидерских качеств, в отличие от Квадрата, мешает ему работать в коллективе на «равных правах».

Прямоугольник
Прямоугольник символизирует душевное состояние перехода и изменения. Если вы выбрали его первым, это сигнализирует о психологических метаморфозах, частых состояниях замешательства и неопределенности. Поэтому преобладающим психологическим качеством Прямоугольника становиться непоследовательность, резкие изменения принятых решений. Несмотря на то, что психологи расценивают эту фигуру как временную психоформу (переходную стадия от одного этапа развития к другому), Прямоугольники обладают любознательностью, пытливостью и смелостью начинать новое дело. Как правило, выбор этой фигуры говорит о неудовлетворенности существующего состояния дел и необходимости радикально поменять выбранные ориентации.

Круг
Этот мифологический символ гармонии говорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. Круги - самые лучшие коммутаторы среди всех пяти форм. Cтремление к компромиссам и развитые способности к импатии (способность чувствовать других людей) открывают им путь во все профессии, связанные с межличностными отношениями (педагоги, врачи, психологи и т. д.). Должности, требующие решительного поведения и выносливости, им не подходят.

Зигзаг
Единственная разомкнутая из всех пяти, эта фигура символизирует креативность и творческий потенциал. Зигзаги - истинные «правополушарные» мыслители (интуиция, образность, эмоциональность - их сильные черты характера), отличающиеся завидной оригинальностью в принятии решений. Квадрат и Треугольник редко обращают внимание на знак Зигзага. На вопрос психолога: «А куда вы поместили эту фигуру?», в ответ можно услышать: «Это фигура? Я думал здесь просто начеркано». При этом, в отличие от Кругов, Зигзаги редко интересуются поиском компромиссов. Лейтмотивом их синтетического мышления является лозунг «А что, если?». Зигзагам подходят любые профессии, где присутствует творчество, начиная от артиста и заканчивая дизайнером-оформителем.

Комментарий

Владимир Звиняцковский, доктор филологических наук, педагог

Напомню, что сегодняшний шестиклассник учится уже в 12-летке, т. е. документ о среднем образовании он получит лет в 19. А вот сегодняшнему 7-9-класснику повезло: он еще в 11-летке и на правах старшеклассника допущен к МАН (Малой академии наук), задействован в олимпиадах, на которых может громко заявить о своем профессиональном выборе. Однако чаще всего этого не происходит в силу слабого контакта «семья - школа»: ведь дети «из хороших семей» хорошо учатся по всем предметам, вот и шлет их школа на все олимпиады, не помогая, а мешая сделать стратегический выбор. Поэтому родители должны задуматься и вмешаться, помня, что участие в олимпиадах - не обязанность, а право их ребенка, ступенька к выбору будущей профессии.

В современной школьной и околошкольной психологии много формализма и шарлатанства. Поэтому обратиться лучше к самому ребенку. Но говорить с ребенком о том, как важна и интересна работа (прежде всего - ваша), нужно не в девятом классе, и даже не в седьмом, а в два-три года. Но если в родителе он видит потребителя, а не труженика, то каким образом он сам будет серьезно «диагностировать» труженика в себе? Ну, скажет: «Я, пап, люблю компьютер», и радостный отец побежит записывать его «на информатику». А великовозрастное чадо просто любит игрушки-стрелялки...

Процесс профориентации начинается со снятия розовых родительских очков. Конечно, все мы видим наследников как максимум президентами как минимум корпораций. Но посмотрите, нравится ли ему учиться. Если нет, то почему? Если да, то чему? Может быть, ваш двоечник летом в деревне с удовольствием посещает местного зоотехника. Ведь далеко не всему учат в школе! Человеческих способностей гораздо больше, чем школьных предметов. Может быть, вместо репетитора по английскому отправьте чадо в кружок при зоопарке. Чем быть аутсайдером в «престижной» профессии, не лучше ли быть лучшим (и, кстати, богатым) ветеринаром?

С профориентацией в школе - одни сплошные проблемы. Вместо 12-летнего среднего образования мы умудрились слямзить на Западе 12-летнее общее образование (которого на самом деле там нет). Разница в том, что на Западе после 9 лет «общей» школы ученики переходят в другое здание (иногда - в другом городе) и учатся в high school. Там их обучают уже профессионалы в выбранном деле (технике, науке, журналистике, правоведении и т. д.). Часто это заведение входит в систему университета, к которому и готовят подростков. У нас были ПТУ, техникумы, которые почт все подверглись бездумному уничтожению. Собственно, это была и есть грамотная профориентация, все остальное - кружковщина и кустарщина.

Государственный подход требует мужества, силы и, конечно, средств довести до конца задуманное вхождение в западную образовательную систему. А то наша школа напоминает «долгострой», где мы пытаемся развести костерчик среди бетонных стен и так перезимовать...

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 2394 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире