Халтурная экономика
Российское правительство недовольно качеством роста
Сегодня состоится последнее в 2007 году заседание правительства. Основной доклад "О направлениях работы правительства в 2008-2010 годах" сделает вице-премьер Александр Жуков. Он также подведет итоги работы над сводным докладом о бюджетировании - документом, устанавливающим конкретные показатели для министерств и ведомств.

Количество без качества

Вице-премьеры докладывают на заседаниях правительства нечасто. К тому же Жуков не только подведет итоги работы правительственных ведомств (что, впрочем, совершенно не совпадает с эффективностью работы правительства в целом), но и обозначит целевые показатели, которые необходимо будет достичь в будущем.

Накануне замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов рассказал о том, как в 2007 году работали ведомства. "У нас есть хорошие результаты по объемным показателям, но, к сожалению, очень часто мы недовыполняем по качественным", - признался чиновник. По словам Белоусова, есть рост ВВП и экспорта, но нет роста конкурентоспособности; растут доходы населения, но не сокращается их дифференциация, увеличивается продолжительность жизни, но нет сокращения таких показателей, как число наркоманов или же больных социально опасными заболеваниями.

Белоусов признался, что, обнаружив эту тенденцию, МЭРТу пришлось корректировать проект сводного доклада правительства. Не исключено, что корректироваться он будет и в дальнейшем - по мере того, как будут находить пробелы в целеполагании. Начиная с 2008 года сводный доклад станет полноценным финансовым документом. Иными словами, бюджетные расходы будут окончательно поставлены в зависимость от степени достижения тех целей, задач и показателей, которые определятся в рамках бюджетирования.


Госэкономика без экономии

Андрей Белоусов считает, что такая схема бюджетирования заставит государственные предприятия работать эффективнее. "Фактически мы видим три элемента: сводный доклад, прогноз социально-экономического развития и федеральный бюджет, которые становятся основой для развития страны и реализации намеченного", - сказал Белоусов.

Впрочем, невыполнение этих целей до сих пор никак не карается. Об этом говорит хотя бы тот факт, что правительство упустило инфляцию из-под контроля, но никто не был наказан за некачественную работу. В таких условиях чиновники фактически оставляют за собой право не выполнять показатели сводного доклада. Сегодня Александр Жуков должен объявить одной из задач правительства на 2008-2010 годы снижение инфляции до 6%. Цель труднодостижимая, особенно с учетом того, что вместо сокращения инфляции в этом году до 8% наблюдалось увеличение темпов ее роста до 12%. В следующем году, по словам Андрея Белоусова, скачка цен не должно случиться. Он утверждает, что антиинфляционные меры, подготовленные МЭРТом, позволят ограничить темпы инфляции базовой ее частью. Она определяется монетарными факторами. По расчетам ЦБ, это всего лишь 5-6% в год. Над структурными факторами инфляции ЦБ не властен, это ответственность МЭРТа. Получается, что Белоусов ответит всего лишь за 6% инфляции в будущем году. "Мы понимаем, что нужно делать, чтобы создать инфраструктуру доставки товаров от производителей до магазинов; на самом деле это один из важнейших факторов роста цен на продовольствие", - наметил антиинфляционные цели Белоусов.

Впрочем, инфляция - не единственная проблема правительства. Так, до сих пор не выполняется и вторая задача МЭРТа - увеличение конкурентоспособности и производительности труда. Меры, которые несколько лет принимает правительство, до сих пор не дают эффекта. Белоусов это признал. Неясно, каким образом будет достигнута и другая благая цель - снижение доли монополий в производстве товаров и услуг до 8,5% ВВП с нынешних 11% (цифры от Андрея Белоусова). Получается, что множество российских монополий производят пшик - каких-то 11% ВВП (около $120 млрд).

На практике же правительство монополии пока только плодит, создавая госхолдинги в авиапроме, судостроении и даже в сфере инновационных технологий. Более того, в эти холдинги вливаются значительные бюджетные деньги.


Кто лучше повысит благосостояние граждан: госбюджет или бизнес?

Владимир Гусев / первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности:

Вообще, вы задали вопрос человеку, который придерживается определенных взглядов и верит в государственный бюджет. Тем не менее бизнес тоже участвует в процессе повышения благосостояния граждан, ведь он наполняет бюджет при помощи налоговых поступлений. Однако налоговая шкала должна быть все-таки не плоской, а прогрессивной. Думаю, это единственный способ как-то уравнять возможности людей.

Вячеслав Глазычев / председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления:

Вопрос несколько странно разделен, поскольку бюджета вне бизнеса не бывает. Но если что-то действительно может повысить благосостояние наших граждан, то это, конечно, бизнес. И причина здесь одна: пока бюджет идет на импорт. То есть неразвитость собственного производства во множестве позиций, начиная с сельского хозяйства и далее по вертикали, приводит к тому, что получаемые бюджетом средства в значительной степени оказываются затрачены на импорт произведенного другими. Поэтому изменить ситуацию может только развитие бизнеса. Но развиваться в этом направлении без поддержки государства (разной поддержки, не обязательно бюджетной) он, естественно, не торопится, а иногда и не в состоянии. То есть создание условий необходимо - это как раз и есть роль государства. Правда, в стратегических областях нужно и более плотное госучастие, и в этом отношении госкорпорации сегодня - оправданный шаг. При этом, как было заявлено, они создаются не навсегда и постепенно будут раскрываться.

Дмитрий Сорокин / первый замдиректора Института экономики РАН:

За благосостояние граждан страны отвечает государство. А бизнес - это частное дело, которое отвечает за благосостояние лишь себя самого. Класть на него ответственность за жизнь всех граждан означает нагружать бизнес тем, чем он абсолютно не должен заниматься. Посмотрите законы: в той части Гражданского кодекса, в которой говорится о хозяйственных обществах, их цель четко и ясно сформулирована: получение прибыли. Никаких других целей законом не ставится. Так что благосостояние страны и ее граждан - задача исключительно государства, именно для этого оно и организовано. Это его ответственность. А так как бизнес должен получать прибыль, то если ее можно будет получить, скажем, за счет создания большего числа рабочих мест, бизнес станет их создавать. Но если установлены такие правила игры и стандарты, при которых прибыль растет без этого, рабочие места создаваться не будут. То есть если государство установит конкретные правила, в их рамках бизнес будет работать на благосостояние граждан, чтобы получать прибыль. Хотя это, повторюсь, не будет его целью и окажется лишь средством получения дохода.

Михаил Хазин / президент консалтинговой компании «Неокон»:

Эта тема очень сложная, так как в целом, я считаю, благосостояние граждан в этом году упало. Кто в этом больше виноват? Больше виновато, безусловно, правительство, однако не бюджетом, а кредитно-денежной политикой.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире