Два возраста Алексея Бунина

Два возраста Алексея Бунина

Местные новостиКультура
14 января в музее Кузнецкой крепости открылась вторая посмертная выставка одного из старейших художников нашего города Алексея Бунина. В этом году ему исполнилось бы 80 лет

Выставка Алексея Бунина «Моя Сибирь» производит несколько странное впечатление, потому что объединяет 2 крайних периода его творчества - молодость и позднюю зрелость.
Отчего-то мне, юному человеку, эти периоды кажутся несовместимыми. Яростные, интенсивные поиски самого себя в юности, увлечение идеями искусства 20 века (постимпрессионизм). Разумеется, идеями не слишком радикальными, потому что по складу характера Бунин все-таки был консервативен. А в старости у художника возникает стремление к покою, созерцанию, реалистичности.
Он везде любит и чувствует цвет. Молодой Бунин увлекается декоративными пятнами, и, живя в Переславле-Залесском, пишет его окраины, создавая цветовые и тоновые ритмы. Где главным становится пятно, предметы осознаются через цвет («Никольская церковь», 1964г., «Крепостной вал в Переславле-Залесском», 1965г.). «Вход в Борисоглебский монастырь» решен очень декоративно. Деревянные двери, расписанные узором стены. Серые следы на розовом снегу.
Я смотрю на его работы и понимаю: он любит эту игру. Вот пейзаж «Танцующие деревья» (1964г.). Поле делится на участки разных цветов и фактуры. Тайга вдали написана не в стиле Ивана Шишкина, а в стиле плоскостной декоративной живописи. Танцующие пятна светло-сиреневого и темно-зеленого цвета. Деревья и вблизи, и вдали приобретают грубые силуэты и пластику. Но они живут и танцуют.
Вот поэтому написанный классично и правильно пейзаж «Дом творчества Союза Художников имени Кардовского» (1999г.) меня оставил равнодушным. Ради чего выписаны розовый дом и зелень, если нет проникающих в душу чувств?
Церковную тему завершает «Портрет художника» на фоне страстной иконы. Лицо спасителя написано цветно и плоскостно. И так, как писал бы его Гоген. Вокруг желтого нимба страстный красный фон. Его лик сохраняет ауру почтения божественного. Часть лика закрывает лицо художника, которое, увы, уже объемно. По эмоциям и интересу оно во многом проигрывает лику спасителя. Сиреневое облачение последнего, как рамка, замыкает в себе и голову, и тело героя. Жаль только, что композиция не слишком хорошо решена.
Бунин последних годов - это классик. Просто и хорошо решенная форма кувшинов и цветов, простое чувство... Что еще надо для счастья? Классик ничего не отвергает. Классик больше не ищет ни игр, ни мотивов. Что есть, то и пишу.
Банки и бокалы с огромными букетами садовых цветов. Люпины, сентябрины, сирень и пионы. «Белые пионы» на синем фоне привлекают свежестью и потаенностью настроения. В другой работе верхушки люпинов не распустились и имеют вид желтых колпачков, надетых на цветы. Они забавно покачиваются и с любопытством устремляются в разные стороны. Рядом мы увидим всего один натюрморт огоньков, которые он любил писать бесконечно. Чего вы не увидите на этой выставке, так это пейзажей полей с цветущими огоньками, которые мне так всегда нравились.
Пейзажи 2000-х годов - последние и меньше мне нравятся. Они как большие этюды, стремящиеся к реализму. Спокойные умиротворяющие пейзажи, передающие живое ощущение от природы.
Он писал до последнего дня. У него было очень много на это времени. Вся длинная долгая жизнь.
Но мне кажется, старость мало что изменила в Бунине. Он стал более зрелым, может, более мудрым, но все с той же любопытной душой ребенка.
Светлая тебе память, Алексей Бунин. Спасибо тебе за твои цветы.

















Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости