О тонкостях художественного сдувания

О тонкостях художественного сдувания

В стране и миреВ мире
Секретные материалы студентов и школьников

В словаре живого великорусского языка уважаемого Владимира Ивановича Даля слово «шпаргалы» трактуется так: «хлам, всякие плохие, ненужные вещи». Но разве может это определение обмануть нас – людей, прошедших через тернии школьных экзаменов и институтских сессий? Уж мы-то с вами прекрасно знаем, что шпаргалка – вещь не только не «ненужная», а порой просто необходимая. С древнейших времен и до наших дней студенты всех стран списывали, списывают и будут списывать с большим или меньшим успехом. О тонкостях и новшествах «художественного сдувания», а также о том, как смотрят на этот процесс те, кто волею судьбы оказался по другую сторону «баррикад», то есть наши педагоги, расскажет этот материал.

«Экзамен для меня – всегда праздник, профессор!..»

Какой бы легкомысленной, даже хулиганской, не казалась выбранная тема, в нашей редакции к ней подошли весьма серьезно. Мимолетный разговор про уловки школьников перерос в настоящий вечер воспоминаний «Как это было». Должна заметить, творческий потенциал наших сотрудников проявлялся даже в таком неблаговидном деле, как изготовление шпор. Например, главный редактор газеты в бытность свою студентом заключил с преподавателем уголовного права настоящее мужское пари:

- Как-то он нашу группу предупредил о сложной контрольной работе. А я возьми да и скажи: «Да, придется шпаргалку делать!» И так как я сидел за первой партой, он все услышал и заявил мне: «Если я только увижу, что списываешь – сразу влеплю двойку!». Ну, а я ему ответил: «А если не увидите, тогда что?». «Вот если ухитришься сделать так, что я не увижу, – получишь «отлично».

Поразмыслив, студент решился на смелый и экстравагантный шаг:

- Я сделал гигантского размера шпаргалку, вставил ее заранее в висевший на стене стенд «Сегодня на уроке», на который никто никогда внимания не обращал, и тихо списывал. Сдал работу и признался: да, списывал. Он в свою очередь признался: «Не могу понять, как ты это делал, я за тобой наблюдал, ты никуда не лазил, на парте ничего не было…» Я ему показал – вот она, шпаргалка. Конечно, преподавателя моя наглость ошарашила, но «пятерку» он поставил – обещал ведь. Так что обычные шпоры – это как-то мелко для меня, - улыбается главный редактор.

Заместитель редактора Галина Климова, хотя училась старательно, «ботаником» в школе не была. «Шпорный вопрос» она и ее одноклассники решали однозначно – с помощью «катушки». Не представляете, что это такое? А зря. Ведь эта ныне забытая конструкция, придуманная неизвестным троечником, обладала и достаточной вместительностью и относительной незаметностью. А что еще нужно хорошей шпоре?

- Мы склеивали длинную-длинную узкую ленту бумаги и мельчайшим почерком записывали с одной стороны все ответы, - делится секретом «катушки» Галина Климова. – Потом накручивали этот лист с обоих концов по направлению к середине на две тонкие палочки, чтобы текст был с внешней стороны рулончиков. Палочки хитрым образом скреплялись резинкой, чтобы все это не распадалось. Очень удобно и компактно – все билеты «намотаны» на две оси и умещаются в ладони. Нужно прокрутить вверх – вращаешь одну ось, нужно вниз – другую. Замечательно!

«Прием! Прием!.. Я сказал: «Билет №9 , а при нем задача…»

«Катушки», классические «гармошки» в карманах или в специально пришитых внутрь рукавов «патронташах», исписанные руки и ноги и даже ручки с невидимыми чернилами – все это милые, испытанные, но уже уходящие в прошлое студенческие приемы. В шестидесятые вся страна хохотала над уморительным «экзаменационным» эпизодом из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Потом подумала, и… последовала примеру студента Дуба. Одно отличие – герою Виктора Павлова и его приятелю пришлось «кумекать» над рацией самим, а современным подросткам «с ленцой» все подают на блюдечке, только деньги плати.

Один из наиболее популярных путей технологичного списывания – списывание с так называемых «мобильных шпаргалок». Интернет полон предложений закачать такую вот полезную штучку на ваш мобильный. Стоит удовольствие порядка 100 рублей, а действует следующим образом: телефон кладется на парту, в три нажима на клавиши осуществляется доступ к нужному билету (а также изложению или сочинению). Сидишь, поглядываешь на экран, если мимо идет учитель – нажимаешь на «решетку», и на экране появляется текущее время. Просто, удобно, а главное – ни малейшего напряжения драгоценного изнеженного мозга. Впрочем, если педагог предъявит требование убрать все со стола – со спасительной мобилой все-таки придется попрощаться.

Еще одна новинка для лодырей – беспроводные микронаушники. «Пимпочка» телесного цвета почти незаметна в ушной раковине, телефон же может лежать в кармане или в сумке. Получив вопрос, студент произносит его шепотом, а помощник в коридоре начинает диктовать нужную информацию прямо в ухо. Одно расстройство – стоит чудо-техника от трех до десяти тысяч рублей, поэтому особо незакомплексованные «сдувальщики» предпочитают экономить, используют наушники с проводами, которые при большом желании можно спрятать за волосы или под руку, грациозно подпирающую многоумную головушку.

«Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем»

Продавцы подобных электронных приспособлений гарантируют их абсолютную надежность, однако во многих вузах Москвы давно и успешно ведется борьба с любителями такой «халявы». Например, во всех экзаменационных аудиториях МГУ и бауманки работают специальные «глушилки», а в РУДН абитуриентов просят выключить и сложить на входе в аудиторию мобильные телефоны.

Война за честность учебного процесса ведется преподавателями на новом техническом уровне, и кажется, что в ней не может быть никаких компромиссов. Но знаем ли мы, что на самом деле думают они о наших хитростях и о нашем желании казаться умнее, чем есть, прикладывая к этому минимум усилий.

«Как вы относитесь к шпаргалкам?» - с таким вопросом я обратилась к молодому, но опытному преподавателю одного из среднеспециальных учебных заведений Серпухова Татьяне Королевой.

- Я думаю, что шпаргалки могут быть полезными, если они составляются самим студентом. Любой психолог скажет, что записанное лучше откладывается в сознании и запоминается. В мою студенческую молодость преподаватели говорили нам, что хорошо составленная шпаргалка – это едва ли не половина успеха, потому что человек, переработав материал должным образом, может его легко воспроизвести. Но использовать по назначению все равно не позволяли.

В последнее время у студентов все чаще встречаются не классические шпоры, написанные своей рукой, а уменьшенные отсканированные или напечатанные листы. Это плохой вариант, он не предполагает большой работы, ведь немногие студенты удосуживаются хотя бы прочитать перед экзаменом тексты своих «секретных материалов».

Если говорить о техническом прогрессе, то сейчас активно используются мобильные телефоны. Не уверена, правда, что это тоже можно назвать шпаргалкой, думаю, это какое-то другое явление. Раньше ребята сообщения писали, но это и долго, и дорого, а теперь вот используют Bluetooth. Как-то, пару лет назад, я на экзамене без всякой задней мысли включила блютус - чтобы коллеге передать картинку, и была удивлена – четверо студентов из аудитории тоже были на связи. Значит, их товарищи, стоящие в коридоре, передавали им информацию на мобильный. Сделала им предупреждение, а потом поспрашивала серьезно. Вообще, ребята, которые используют шпаргалки, себе вредят. Если даже педагоги не устраивают сцен и публичных «изъятий», то им (особенно если они преподают на дневном отделении) не составит труда прощупать «слабые места» студента и задать ему пару таких вопросов, которые расставят все на свои места. Понятно, что спрос с того, кто списывал, будет серьезным. И оценка будет снижена не за шпаргалку, а за отсутствие знаний.

Говорю вам с полной ответственностью – учителю с мало-мальским опытом все видно. Прячут шпаргалки либо в ладони, либо за пенал или за сумочку, которые ставят на парту. А особенно интересно, когда ты встречаешься взглядом с таким студентом. Взгляд у него может быть двух видов: либо настороженным (человек понимает, что ситуация опасная), либо задумчивым, словно он серьезно обдумывает билет, напрягается. И это сразу бросается в глаза - 100%! Наверное, самое главное, чем должен обладать человек, использующий шпаргалку, – это умение сохранять самообладание и не меняться в лице, когда учитель на тебя смотрит.

- Но вот я вспоминаю себя в школе, в институте, - продолжает Татьяна Юрьевна. - Наше поколение гораздо реже и скромнее списывало. Нам казалось, что стыдно, когда преподаватель отчитал тебе курс лекций, когда он старался, приходил подготовленным, - очень стыдно списывать на его экзамене, стыдно не учить. Вот этот стыд, основанный на уважении, хорошем отношении к преподавателю, у нас присутствовал и нас останавливал.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина ОВСЯНКИНА
oka-info.ru

всего: 840 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире