Автопарк за стеклом

Автопарк за стеклом

В стране и миреНаука и техника
Коллекционирование моделей позволяет взрослым совершить путешествие в детство, не теряя при этом солидность

Между автомобильной моделью и игрушкой не так уж и много различий. Решающее значение имеет масштаб и точность копии. Фото (SXC license): Sascha Hoffmann

Людям нравится собирать коллекции, в том числе коллекционировать автомобили. Ведь автомобиль не просто транспортное средство, но и произведение искусства! Кто-то увлекается олдтаймерами, кто-то, наоборот, предпочитает машины современные, дорогие и мощные. Но есть особая разновидность коллекциониров — они собирают уменьшенные копии автомобилей, масштабные модели, которые воспроизводят почти все основные разновидности автомобильной техники  — от карет и паровых автомобилей до самых современных машин.

Все автоминиатюры делятся на стендовые (их ещё иногда называют настольными) и действующие — модели, которые снабжены двигателями внутреннего сгорания или электрическими двигателями. Управляются такие машинки преимущественно с помощью радио. Стендовые модели служит для проверки каких-то конструкторских или дизайнерских идей или существуют как вид искусства, это модели единичной сборки. 

Как детские игрушки стали моделями

Увлечение моделями возникло сравнительно недавно. Масштабные модели в современном понимании этого термина появились около семидесяти лет назад. К началу ХХ века уровень промышленного производства в мире вырос настолько, что можно было уже делать игрушки, довольно точно копирующие настоящие образцы техники. В Великобритании в то время уже была развита сеть железных дорог, что стало толчком к развитию железнодорожного направления моделизма. 

История автомобильного моделизма неразрывно связана с историей моделизма железнодорожного. Сначала машины делались как дополнение к игрушечным железным дорогам, а позднее стали самостоятельным направлением. Фото (Creative Commons license): Geren W. Mortensen, Jr.

Когда-то ширина колеи рельсового пути в Англии равнялась четырём футам и шести дюймам. Ширина современной колеи, так называемой «стефенсоновской», равна четырём футам и восьми с половиной дюймам. Для игрушечной железной дороги был выбран размер колеи в 1¼ дюйма. То есть получалось, что игрушечная колея меньше настоящей в 43 раза. Так и появился наиболее распространенный в модельном мире масштаб 1:43.

Именно масштаб является определяющим фактором отличия модели от игрушки. Вскоре масштаб железнодорожных моделей стал использоваться и в моделях автомобилей, поскольку модели автомобилей на первоначальном этапе их производства служили приложением к игрушечным железным дорогам, в набор которых входили макеты переездов, вокзалов, семафоров, депо. 

В 1933 году компания по производству игрушек Meccano Ltd выпустила отдельный набор «Modelled Miniatures», в который входили шесть автомобилей — два легковых автомобиля, фургон, грузовик, трактор и цистерна. Этот набор был приложением к железным дорогам, но его вполне можно было использовать и отдельно. Уже через год производство моделей автомобилей этой компании вылилось в собственное направление и получило торговую марку Dinky Toys

К этому же времени относится и появление французской фирмы Solido, ставшей впоследствии одной из самых популярных. Многие компании, ранее производившие исключительно игрушки, обратили свои взоры на автомобильные модели: эта ниша на рынке была ещё свободна, а интерес к «лилипутской» технике возрастал. Можно привести пример старейшей немецкой фирмы Dickie-Schuco GmbH & Co.KG, с 1912 года производившей разнообразные игрушки, от жестяных до плюшевых, и постепенно переключившейся на выпуск моделей.

Самые первые модели были довольно незатейливыми. Разъемы панелей кузова имитировались выступающими буртиками — так легче было делать пресс-форму. Модель имела жестяное штампованное основание, которое со временем стало литым с передачей деталей днища кузова, чего при штамповке добиться было невозможно. Обходились и без интерьера и стёкол. Такой уровень производства моделей коллекционеров устраивал. Но со временем требования возросли, поскольку для истинного ценителя на первом месте стояло соответствие модели настоящему образцу. Так, открывающиеся капоты и двери только портили модель, поскольку в модели при массовом производстве невозможно добиться идеальных зазоров между панелями, и в конечном итоге копия получается неряшливой. Производители правильно оценили ситуацию, и со временем в модельном производстве произошли перемены. Модели стали оснащать более точными деталями — например, изготавливать отдельные эмблемы, надписи и щетки стеклоочистителей на моделях масштаба 1:43.

Всё решает масштаб

Модели автомобиля Volkswagen Käfer в разных масштабах. Фото автора

Обычно на донышке автомобильчика имелась некоторая информация о производителе. Если там указывались название его прообраза и масштаб, то он классифицировался как модель-копия. Отпочковавшись от железнодорожного моделизма, модели автомобилей обзавелись более удобными собственными масштабами. Наиболее часто встречаются в модельном мире автомобилей масштабы 1:18, 1:24, 1:25, 1:35, 1:43, 1:50, 1:72, 1:76 и 1:87. Если говорить о моделях техники вообще, то существуют и более миниатюрные копии, масштаб которых 1:300, 1:400 или 1:720. Все эти масштабы взяты отнюдь не с потолка, использование каждого из них имеет свою логику. Так, модель мотоцикла в масштабе 1:720 будет просто крошечной — длиной всего 2,8 мм! Изготовить такую модель практически невозможно. Мотоцикл хорошо смотрится в диапазоне масштабов от 1:8 до 1:50. В масштабах 1:35 и 1:76 выпускаются модели военной техники. Для авиации, строительной и военной техники — 1:24—1:144, а для железных дорог и моделей судов — 1:43–1:720. Компании, рассчитывающие на массового покупателя, как правило, производят модели сразу в нескольких масштабах.

Литьё 

Существует несколько способов производства моделей. В массовом производстве применяется метод литья под давлением. Преимущество этого метода в том, что литье позволяет получать изделия самых сложных форм, чего при штамповке из тонкого листового металла добиться очень сложно. В специальную литьевую машину устанавливают пресс-форму, куда под давлением подается расплавленный цинковый сплав или разогретые до состояния текучести гранулы полистирола. После остывания материала форму раскрывают, и специальные толкатели позволяют извлечь готовое изделие наружу. Изготовление сложной пресс-формы из твердой стали — дорогое удовольствие. Но такая пресс-форма может прослужить долго и позволит сделать несколько тысяч отливок. Ручной труд при таком методе используют только на некоторых сборочных операциях, а окраской моделей и их упаковкой занимаются автоматы. В конечном счете модели массового производства, рассчитанные на широкий круг покупателей, стоят относительно дешево. Выпускают эти модели как в собранном виде, так и в виде наборов для сборки, изготовление которых выгодно и производителю, снижающему таким образом затраты на сборку, и потребителю, который при этом выигрывает в цене.

Процесс литья из «белого металла» и смол более трудоемкий, так как литейная форма выдерживает лишь несколько десятков копий. В производственном процессе заложена немалая доля ручного труда, особенно если модель содержит большое количество мелких деталей. Себестоимость моделей получается в десятки раз выше, чем моделей массового производства, и рассчитаны они на узкий круг коллекционеров. Это направление представляют модели английской фирмы Brooklin и немецкой Tin Wizard, французской фирмы Provence Moulage и итальянской Paolo Tron.

Набор деталей и готовая модель автомобиля Ford в 25-м масштабе. Чтобы собрать машину из сотни мелких деталей, требуется немало терпения и знаний. Фото автора

Для начинающих коллекционеров и детей производят упрощенные модели, например, выпускаемые китайской компанией Hongwell Toys Limited под торговой маркой Cararama или итальянские модели фирмы Bburago. Для искушенных коллекционеров существуют модели с подробной проработкой наружных деталей и деталей интерьера. Это, к примеру, модели серии Minichamps немецкой фирмы Paul’s Model Art GmbH&Co. Заводы этой фирмы расположены в Китае, как, впрочем, и заводы большинства предприятий, выпускающих автомодели. 

Авторетро

В настоящее время для серьезных коллекционеров стали представлять интерес не только супермодели, выпускаемые по современным технологиям, но и примитивные модели полувековой давности. Например, до сих пор пользуется популярностью известная серия моделей прошлых лет — «Models of Yesteryear» — компании Lesney. При этом модель ценится гораздо больше, если сохранилась «родная» упаковка. Компания Lesney Products, ставшая впоследствии знаменитой на весь мир, была основана в Англии в 1947 году. В 1948 году там создали модель дорожного катка, который был отлит по технологии литья под давлением и стоил дешевле, чем модели других производителей.

Вскоре после этого произошел один случай, в результате которого возникла идея изготовления крошечных игрушек, умещавшихся в спичечном коробке. Дочь одного из сотрудников компании Джека Одела (Jack Odell, 1920–2007) только что начала ходить в школу. На уроки с собой разрешалось брать маленькую игрушку, которая могла уместиться в спичечном коробке. Оделл сделал для дочери миниатюрный дорожный каток из медного сплава. Конечно, все её школьные друзья тотчас захотели такие же. Тогда Джек сделал форму и отлил ещё несколько штук. Так родилась миниатюра Matchbox, ставшая вскоре основой для знаменитой серии Matchbox 1–75. А упаковка серии имитировала спичечный коробок. В 1956 году компания Lesney решила ввести в производство серию моделей, копирующих знаменитые старинные автомобили, — Models of Yesteryears.

Элекон КамАЗ-4310 Ралли. Фото автора

Сфера модельного производства находится в постоянном преобразовании. Какие-то фирмы появляются, какие-то исчезают, одни поглощают другие, компании объединяются и распадаются. Mattel Inc. — американская компания, основанная в 1945 году, является крупнейшим производителем различных игрушек. В свое время Mattel приобрела несколько фирм и брэндов, в частности Hot Wheels и Matchbox. Важно заметить, что при этом известные брэнды не уничтожаются новыми владельцами, а бережно сохраняются, продолжая работать на новых хозяев.

В нашей стране модельное производство шло особым путем. Ещё во времена СССР несколько крупных заводов, не имеющих отношения к игрушечному производству, стали производить модели автомобилей как ширпотреб. Наиболее известны ЗАО «АГАТ» города Маркс Саратовской области (модели легковых автомобилей и микроавтобусов), ОАО «ЛОМО» из Санкт-Петербурга (модели пожарных автомобилей и грузовиков), ОАО «Завод Элекон» из Казани (модели грузовых автомобилей). Кроме этого, в Италии закупили старые пресс-формы и распределили их по различным предприятиям, производящим игрушки. В этих пресс-формах отливались из пластмассы и цинкового сплава различные модели в масштабе 1:43. В настоящее время в России модельное производство для коллекционеров интенсивно расширяется за счет мелких производителей моделей отечественных автомобилей, которым, как ни странно, удалось охватить почти весь парк автомобилей, когда-либо выпускаемых в нашей стране.

Сегодня модельная индустрия во всем мире находится на подъеме, в том числе и благодаря тому, что открываются новые возможности совершенствования моделей. Поэтому неудивительно, что число коллекционеров только увеличивается, они выпускают журналы, посвящённые автомоделированию, организуют выставки и устраивают настоящую охоту за редкими экземплярами, которые стоят немалых денег. Машинки, которые когда-то были не более чем детской игрушкой, в наше время завоевали сердца взрослых — искушённых коллекционеров и просто автолюбителей.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 3033 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире