Игра по новым правилам

Игра по новым правилам

В стране и миреНаука и техника
Смертность и травматизм на российских дорогах по масштабам сопоставимы с национальным бедствием. При этом более 80% ДТП происходит из-за нарушения правил

Три года назад Всемирная организация здравоохранения признала Россию страной с самым опасным автомобильным движением в мире. С тех пор на наших дорогах почти ничего не изменилось: по-прежнему каждый год в авариях гибнут свыше 30 тыс. человек и почти 300 тыс. получают ранения. Вместе эти люди составили бы население среднего города вроде Костромы или Новороссийска. О том, что делается для изменения ситуации, в интервью AN рассказал заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.


– Не так давно вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточившие наказания за несоблюдение ПДД. Вы полагаете, это оздоровит обстановку на дорогах?
– Конечно. Потому что теперь есть возможность жестко спрашивать с тех, кто совершает действительно серьезные нарушения, несущие угрозу жизни и здоровью пешеходов и других участников движения.

– Но согласитесь, трудно рассчитывать, что вот так сразу все станут образцовыми водителями.
– А мы и не рассчитываем. Закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» вводится тремя этапами. Автомобилистам предоставлена возможность подготовить себя к нововведениям. На первом этапе, с 11 августа 2007 года, вступили в силу поправки, не имеющие значительной нагрузки. Были увеличены штрафные санкции за управление транспортным средством без номеров или техосмотра. Введен штраф за нарушение правил маневрирования. Ужесточены наказания за выезд на встречную полосу.
Поправки, вступившие в силу 1 января этого года, более серьезны. Введен новый максимальный срок лишения прав – три года. Усилены санкции, связанные с нарушением скоростного режима, в том числе увеличен срок лишения прав. Увеличены штрафы за непристегнутые ремни безопасности, управление машиной без водительского удостоверения и передачу управления автомобилем лицу, не имеющему права управления транспортным средством. А за управление автомобилем будучи лишенным прав можно и вовсе получить пятнадцать суток ареста. То же самое предусмотрено для тех, кто сел за руль пьяным и при этом не имеет прав или лишен их, а также при этом отказывается от прохождения медосвидетельствования. Кроме того, законодатели подняли штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора и жест регулировщика, ужесточили наказание за нарушение правил в жилых зонах, ограничили тремя месяцами действие временного разрешения на вождение.

– Но есть же способы уйти от ответственности. Например, выпить водки на глазах у сотрудника ДПС. Цинично, но работает – запрет есть, а наказание не предусмотрено.
– Правильнее сказать – «не было предусмотрено». Теперь такие трюки чреваты лишением прав на полтора-два года.

– Итак, два этапа позади. Но грядет третий: чего же нам ждать от него?
– Он не связан с усилением ответственности и несет техническую нагрузку. С 1 июля нынешнего года начнут использоваться приборы, фиксирующие нарушения в автоматическом режиме. Принципиальный момент в том, что к ответственности будет привлекаться собственник транспортного средства, а не тот, кто в момент нарушения находился за рулем. Владельца могут освободить от ответственности, если машина была у него похищена или он предоставит сведения о том, кому передал право управления.
Тут два принципиальных момента. Первый – повышается ответственность владельцев транспортных средств, которые подчас выдают доверенности бездумно. И второй – сводится к минимуму возможность контакта между инспектором и нарушителем. Соответственно, минимизируется возможность дачи взятки или ее вымогательства.

– Зато налицо вторжение в частную жизнь: мало ли кто с кем в машине едет…
– Нет, это не так. Автомобиль фиксируется только по регистрационному знаку. На фото лишь общий фон машины и передняя часть со знаком, а пассажира не видно.

– Это все новшества?
– Отнюдь. С 1 июля изменится процедура освидетельствования на состояние опьянения. Законодательно состояние опьянения определено как наличие в организме человека алкоголя либо 0,3 промилле в крови, либо 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха или наличие клинических признаков опьянения. Изменились также нормы, связанные с эвакуацией транспортных средств. Законодатель ввел пункт о бесплатном хранении автомобилей на штрафстоянке в течение первых суток, в то время как прежде бесплатными были лишь первые три часа.

– Нововведения уже как-то повлияли на дорожную ситуацию?
– Прошло слишком мало времени, чтобы оценить это объективно. Впрочем, кое-что уже понятно. К примеру, сокращается количество нарушений, связанных с серьезным превышением скорости; примерно около половины водителей уже ездит пристегнутыми; снижается число нарушений, связанных с выездом на встречную полосу…

– Но ведь наверняка есть и негативные последствия. Например, рост коррупции. Выше штраф – выше взятка инспектору, разве нет?
– Так это ж не меняет суть закона. Нарушитель должен быть наказан. А как раз увеличение штрафов и должно уменьшить коррупцию. Обычно при личной договоренности штраф делится пополам. Возьмем штраф за превышение скорости. Водитель превысит один раз, другой, а потом подумает: зачем отдавать инспекторам по 500 рублей?
Величина штрафа – всегда сдерживающий фактор. Все страны мира идут по этому пути, и нет примеров, чтобы штрафы снижались.

– Но не во всех странах инспекторы берут взятки!
– Весь вопрос в социальной защищенности сотрудников. У полицейского в США очень высокая зарплата и многочисленные льготы. И если его уволят, он все это потеряет. Нас пока государство этим обеспечить не может. Поэтому боремся с коррупцией репрессивными методами. Есть подразделение собственной безопасности МВД, есть прокуратура, наконец, есть контрольно-профилактические подразделения ГИБДД, которые выявляют нарушения закона инспекторами.

– Не особо-то выявляют. Машины с мигалками по-прежнему легко разворачиваются через двойную сплошную. Почему такие нарушения не фиксируются?
– Фиксируются, и очень много. Но, конечно, есть и ложная корпоративность – вроде ворон ворону глаз не выклюет. Хотя не все так плохо. Поверьте, количество привлекаемых к ответственности сотрудников ДПС достаточно велико.

Владимир Кузин – полковник милиции, заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Родился 27 февраля 1955 года в Подмосковье. Выпускник Московского автодорожного института и юридического факультета Академии МВД СССР. В ГАИ с 1982 года, карьеру начинал с должности госавтоинспектора. В дальнейшем занимал ряд ответственных постов в МВД. На нынешней должности с 2007 года. Женат, имеет двоих детей.

МЫ БОРЕМСЯ С КОРРУПЦИЕЙ РЕПРЕССИВНЫМИ МЕТОДАМИ, ПОТОМУ ЧТО ЭКОНОМИЧЕСКИХ У НАС ПОКА НЕТ

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Алан Хурумов
autonews.ru
Фото Татьяна Салютова

всего: 545 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире