Cadillac Eldorado 1959 года. Модели Cadillac 1959 года имели кузов, который больше походил на лодку, массивную решётку радиатора с подфарниками, напоминающими воздухозаборники реактивного двигателя, и огромные плавники, снабжённые двойными фонарями, которые имитировали реактивный выхлоп. Фото (Creative Commons license): Mike aka SqueakyMarmot
Полвека назад, когда бензин стоил сущие копейки, а нынешние американские бабушки и дедушки были юными, они устраивали свидания в огромных автомобилях с мощными двигателями, которые пожирали огромное количество топлива. Эти машины своими вычурными, сверкающими формами напоминали фантастические звездолёты.
В послевоенный период Европа лежала в руинах и подсчитывала людские и материальные потери. В течение нескольких лет главной заботой большинства людей были простая крыша над головой и хоть
Даже в Великобритании, не так уж сильно пострадавшей от войны, телевизоры стали привычным элементом домашнего интерьера только в середине
В Соединенных Штатах признаками участия страны во Второй мировой стали лишь резкий рост
В больших американских автомобилях было удобно не только устраивать романтические свидания, но и неспешно трапезничать во время просмотра кино под открытым небом. Фото (Creative Commons license): James Jordan
Несколько автомобилей на семью в США — это привычное явление. Огромные парковки у супермаркетов красноречиво показывают, что американцы отдают предпочтение именно личному транспорту. А настоящим символом их любви к своим автомобилям стали так называемые «автокинотеатры», первый из которых открыл 6 июня 1933 года изобретательный Ричард Холлингсхед (Richard Hollingshead). В 1948 году в Штатах работали уже 820 таких кинотеатров, а ещё через 10 лет их количество достигло 5 тысяч, при этом самый маленький вмещал 50, а самый большой — до 2500 автомобилей!
При этом на стоянку выруливали не скромные малолитражки, а огромные крейсеры на колесах. Трудно сказать, почему нация, которая в течение двадцати лет терпеливо тряслась на автомобилях типа Ford T или
Поэтому, после того как миновала Великая депрессия, массовый покупатель начал отдавать предпочтения моделям, впоследствии получившим название «
Полноразмерные автомобили той эпохи имели немаловажное отличие: в большинстве из них стоял восьмицилиндровый
Как бы то ни было, но уже в
В 1932 году компания Генри Форда представила свой первый
Однако для автомобиля важен не только размер, но также мощность и дизайн. И тут автопром США сумел, что называется, оказаться впереди планеты всей. Великая депрессия оставила после себя не только тысячи могил разорившихся американцев, но и превосходные дороги, которые строили как счастливчики, сумевшие в те тяжелые годы устроиться на общественные работы, так и неудачники, которые украли кусок хлеба и попали за это в тюрьму. Поэтому там, где раньше по ухабам прыгали маломощные фермерские автомобильчики, теперь мчались шикарные кары.
Для наращивания скорости требовались более мощные двигатели и совершенно новый, «аэродинамический» дизайн кузова. Все это потребовало больших усилий и времени. Например, одним из первых успешных американских автомобилей с
Но в 1932 году Генри Форд (Henry Ford, 1863–1947) устанавливает свой V8 (65 л.с.) на новую модель, которую он так и назвал — Ford V8. Скорость этой вполне доступной всем покупателям модели была куда выше, чем у аналогичных среднеразмерных авто. Интересно, что СССР закупил партию этих двигателей для оснащения особой партии служебных
В том же 1932 году Pontiac выпускает на рынок новинку, также оснащенную восьмицилиндровым двигателем, и она расходится на «ура» благодаря своей низкой цене и хорошим скоростным качествам. В 1935 году выходит ещё одна популярная модель с «восьмеркой» — Packard 120, которую можно было купить всего за 990 долларов. Его более дорогой, с просторным салоном, вариант Packard 180 стал прототипом для советского
Это было только начало. Дальнейшее совершенствование двигателей увеличивало их мощность. Впрочем, не были забыты и шестицилиндровые двигатели. Так, Chrysler в
На выставке Motorama в 1951 году огромный успех имело детище Харли Эрла — концепт Le Sabre. Дизайнер разрушил все существующие представления о современном автомобиле. Машина была стилизована под новейший реактивный истребитель F86 Sabre, первый полет которого состоялся 18 мая 1948 года. Передние и задние крылья автомобиля растянуты. Тяжеловесные задние крылья имитируют авиационные воздухозаборники. Панорамное лобовое стекло напоминает растянутую переднюю часть авиационного фонаря. Фото (Creative Commons license): © GM Corp.
Но все же самой известной машиной этой марки являлась Plymouth Fury, чья модель 1958 года стала героиней повести Стивена Кинга «Кристина». Эта «фурия» была действительно яростной:
Однако за этот промежуток времени, помимо выросшей в несколько раз мощности, автомобили претерпели и другое изменение. Их коробчатые кузова начали сглаживаться — и это была не прихоть дизайнеров, а требование аэродинамики. Затем от округлых форм
От «самолетного» стиля, который быстро переняли и в Европе, произошёл плавный переход к «ракетному» — видимо, в предвкушении первых полетов в космос. И вот уже в
Иногда попытки придать автомобилю черты летательного аппарата приводили к весьма интересным результатам. Так, в 1951 году был выпущен Buick Le Sabre, который своим дизайном напоминал реактивный истребитель не только задней, но и передней частью — с декоративным овальным «воздухозаборником». Но самым необычным был, пожалуй, Cadillac Cyclone 1959 года, похожий на «луноход» из тогдашних фантастических кинофильмов.
Это была эпоха оригинальных, смелых и даже дерзких дизайнерских идей. В отличие от нынешних автомобилей, настолько похожих друг на друга, что порой различить их можно только по эмблеме на капоте, в то время машины обладали яркой индивидуальностью. А их вычурный «аэродинамический» дизайн вместе с мощностью и высокой скоростью позволял водителю и пассажирам действительно погрузиться в иллюзию полета. Вот почему американские автомобили 19
Облик экспериментальной машины Chevrolet Mako Shark Corvette был навеян появившимся двумя годами раньше гоночным автомобилем Chevrolet Sting Ray: многие элементы экстерьера свидетельствуют о родственной связи между этими машинами. Автомобиль в той или иной мере напоминает морского хищника, особенно окраской — от почти белого в нижней части цвет машины переходит в
«Космический век» автомобилей был недолгим. По иронии судьбы, он закончился как раз тогда, когда СССР и США вошли в разгар своей битвы за космос, отправляя на орбиту все новые и новые корабли.
Уже на вышедшем в 1961 году спортивном Chevrolet Corvette традиционные задние кили были заменены на почти незаметные «плавники». А его собрат Corvette Mako Shark был выполнен в футуристической для того времени форме морского хищника. Будучи меньше полноразмерного автомобиля и соответствуя, скорее, европейским спортивным автомобилям, Corvette, тем не менее, снискал огромную популярность, которую уступил только появившемуся в 1964 году Ford Mustang. За три первых месяца компания продала свыше ста тысяч «Мустангов», в течение первого года — 418 тысяч. «Мустангомания» охватила Америку, этот автомобиль стал одним из символов страны. Были созданы сотни клубов поклонников Ford Mustang, эти машины появились на футболках и плакатах, о них даже писали песни.
Скорость и мощность в
Одним из первых таких автомобилей стал в 1966 году Pontiac GTO (335 л.с), который разгонялся до 100 км/час всего за 7 секунд. Интересно, что нечто подобное создавали и в СССР: например, в 1962 году на небольшую партию
К началу
Пока бензин стоил копейки (точнее, центы), прожорливость двигателей никого не волновала. Однако 17 октября 1973 года в результате
Подорожание бензина заставило американских покупателей автомобилей обращать более пристальное внимание на такой параметр автомобиля, как расход топлива. И очень часто потребители теперь стали выбирать не отечественные прожорливые «линкоры», а экономные японские малолитражки. Крупнейшие автомобильные компании США столкнулись с серьезным кризисом, который тяжело ударил и по Детройту, о чем сегодня свидетельствует плачевное состояние старых районов города, превратившихся в заброшенные трущобы. Бывшие шикарные отели и особняки лежат в руинах, где находят пристанище бродяги и наркоманы.
Выходом из этой ситуации стала установка на автомобили менее мощных, но более экономных двигателей в 150–180 л.с., отчего скорость и время разгона машин резко упали. Великолепным седанам американцы начали предпочитать семейные «универсалы», а вот для себя или своих детей стали приобретать европейские или японские машины весьма скромных размеров. Так закончилась одна из самых ярких страниц в истории автомобиля.
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: