Стозвучный Непал (Серьезный разговор о кино и фотографии)

Стозвучный Непал (Серьезный разговор о кино и фотографии)

Местные новостиКультура
16 апреля в 18 часов в Гоголевке состоится презентация нового DVD диска «Лики Земли» Сергея Шакуро.

Фильм о Новой Зеландии увидели зрители, пришедшие 27 марта на фотовыставку в Муниципальный банк. Мне же хочется рассказать о фильме «Стозвучный Непал»: он занимает особое место в творчестве Шакуро, и так же вошел в собрание второго диска «Лики Земли». В нем нет ни дикторского текста, ни комментария автора, он построен на звуках живой непальской речи и молитвах, и, тем не менее, понятен без перевода. Некоторых «слабонервных», видящих кадры кремации (когда поправляют ногу горящего трупа), начинает мутить… здесь все не так как у нас – экзотики много, и «много диких обезьян», - как говаривал дон Педро.

Видеоматериал лежал с 1996 года - с первой Непальской экспедиции. Сергей неоднократно пытался смонтировать фильм, раз пять приступал к монтажу: «Еще не время», - говорил себе, и кассеты еще на год запирались в стол. С шестой попытки, как говорят штангисты, взял вес.

Поиск новых выразительных средств, это не изобретение велосипеда, чем страдают любители, открывая для себя …открытое. Как достичь правды жизни? Какими выразительными средствами о ней рассказать? Эти вопросы каждый раз задает себе режиссер перед монтажом, помня, что по ту сторону экрана – умный зритель, который заметит профанацию и почувствует фальшь.

С.Ш.: - Автор должен раствориться в материале, чтобы не было видно твоего «Я», чтобы течение времени не нарушалось. В фильме «Стозвучный Непал» получился монтаж «реального времени». У других авторов, работающих в этом жанре, я такого не встречал.

- Почему такая привязанность к Непалу? Надо было уехать на край земли к антиподам, чтобы Непал стал для тебя ближе?

С.Ш. - Может быть, Южная Америка, а может быть, Новая Зеландия помогла. Все эти путешествия лучше высвечивают Непал, потому, что народ везде разный: по эмоциям, по ритму, по окружению. Непал - первое большое путешествие. В этой стране я понял разницу между востоком и западом, югом и севером. В Непале и Тибете находятся самые высокие горы в мире, восьмитысячники.
Горы не терпят фальши: они заставляют человека быть честным. Потому, что если где-то лукавишь, обманываешь, то внутри тебя растут червоточины, как раковые метастазы. Человек начинает болеть, и быстро умирает. Поэтому люди там открытые и глаза у них счастливые. Нет зависти и корысти как в нашем мире. То же самое в Тибете и Монголии.

Как тебе удалось соединить массу разнородного материала в экспозиции выставки?

С.Ш. - Легко. Она настолько ясно и четко выстроена. Когда я начал снимать Непал, знал, что придется делать общую выставку, и просто разделил страны на разные жанры. В Непале снимал уличные сценки и людей - жанровую фотографию. В Африке – портрет, в Новой Зеландии - только пейзаж. Жаль, мы не попали туда, где снимался фильм Властелин колец». Не увидели вулканы, только издалека водопады и фьорды. В горах в течение четырех дней висел туман: то снег, то дождь. Когда появилась радуга на полминуты, я едва успел достать видеокамеру, и радуга исчезла. Я быстро реагировал, был настроен на пейзаж и не отклонялся от заданного вектора.

- Такой жесткий ограничитель помогает профессионалу не выходить за рамки жанра. А у тебя есть любимый жанр, где все легко удается, без проколов? К чему тебя влечет?

Меня влечет …к обнаженной натуре, это самое интересное. Я считаю, что именно там я преуспел. (Выставка Ню лежит уже семнадцать лет, и ближайшее время Сергей нас еще удивит.)

Скажи, а снимать одновременно на видео и на фото – реально?

С.Ш. - Просто невозможно. В идеале надо снимать, что- то одно. Фотограф и оператор снимает не головой, не мозгом - шестым чувством и для этого нужен настрой. У меня не совсем получилась видеосъемка в Африке. Про камеру вообще пришлось забыть. Она просто болталась в сумке. Есть объективность, которая не дает тебе что-то снять: обычно это нехватка времени, в экспедиции ты подчинен ее ритму - некогда останавливаться. В Новой Зеландии я бы снимал оленей не 5 минут, а 5 часов, а все бы сидели в автобусе? А по-хорошему, будь я один, снимал бы до тех пор, пока не отработал материал. Может быть, всю неделю потратил.

В таком случае разместить новозеландские триптихи в экспозиции это - уловка?

С.Ш. - Когда автор не смог в силу каких-то обстоятельств: не успел перестроиться, или не позволяла что-то выявить природа в одной фотографии, тогда триптих уместен. Они существуют и в живописи и вообще в искусстве. Это когда 3 снимка дают ощущение одной фотографии. Три в любом случае, лучше, чем одна.
Экспозиция выставки виделась изначально, и я понимал, что Новая Зеландия будет большого формата. Так родились триптихи. Около месяца их мурыжил, кадрировал, обрабатывал, потом печатал на принтере. Когда приехал в Новосибирск в «Фотоленд» к своей радости обнаружил машину, какой больше нет нигде за Уралом. Лазерная фотопечать с проявкой бумаги. Одна фотография размером 80 х120 стоит полторы тысячи! Эти деньги окупились: я сам был удивлен, впервые в жизни увидел настоящую живопись в фотографии. Техника достигла такого уровня, что позволяет зафиксировать такой тонкий расклад цвета. Я такого еще не видел!

Вот такая у нас получилась эмоциональная беседа, впрочем, как всегда.

 


Фото /10

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ольга КОЗЛОВА
ИА "Город Nовостей"
Фото Сергей ШАКУРО

всего: 1329 / сегодня: 1

Комментарии /1

14:0015-04-2008
 
 
greengoo
НУ что за ламерство-то?

"и «много диких обезьян», - как говаривал дон Педро."

Какой Дон Педро???? Говорил это главный герой фильма "Здравствуйте, я ваша тетя"... И про Педров говорил, которых в Бразилии просто завались...

Ляпсус, однако...

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости