Дело техники

Дело техники

В стране и миреВ мире
"Наши студенты и выпускники едут за рубеж на стажировки, но затем, несмотря на предложения о продлении договора, возвращаются домой. Ребята предпочитают жить и работать в России", - говорит ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров

В стране бешеное перепроизводство гуманитариев и катастрофически не хватает технарей. Согласно исследованиям, 40 процентов российских компаний испытывают дефицит таких кадров. Казалось бы, откуда взяться проблеме, если технарей сегодня готовит едва ли не каждый третий вуз в стране? Однако ларчик открывается просто - немногие вузы дают качественное образование, которое позволяет вновь испеченным специалистам конкурировать на рынке труда. Какой должна быть система высшего технического образования, чтобы уже в ближайшие годы можно было говорить о лидирующих позициях в высокотехнологичных отраслях? Об этом "Итоги" спросили руководителя "всероссийской кузницы инженеров" ректора МГТУ им. Баумана Игоря Федорова. Дело в том, что недавно Европейская ассамблея бизнеса присудила этому вузу международную награду "Европейское качество" за стремление "достичь высокого качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами".

- Игорь Борисович, в России можно получить хорошее техническое образование?

- В Москве, конечно, можно. Есть и сильные периферийные вузы. Я считаю, что естественно-научное и инженерное образование в России - одно из лучших в мире. Факты свидетельствуют: "продукция" инженерных вузов России - их выпускники - вполне конкурентоспособна на мировом рынке. И этому есть много доказательств: нашим выпускникам и даже студентам предлагаются самые выгодные условия работы за рубежом, европейские и американские вузы присылают к нам на стажировку своих студентов и так далее. Будьте уверены, наши ведущие технические университеты не уступают лучшим технологическим школам планеты. Хотя, конечно, надо признать и тот факт, что качество образования может сильно отличаться от вуза к вузу.

- Ваш вуз получил награду "Европейское качество", значит, вы точно знаете, что такое качество образования и как его добиться. Можете сформулировать критерии?

- Один из важных критериев - готовность и способность выпускника решать практические задачи высокой сложности в различных сферах техники и науки, квалифицированно и быстро переключаться с одной задачи на другую. Все это невозможно без фундаментального образования, хорошего знания теории и приобретенных во время практики профессиональных качеств и компетенций. Но самый главный критерий - если молодые люди по окончании вуза востребованы и за ними охотятся работодатели.

- При той нехватке инженеров, что ощущается у нас, интерес работодателей абсолютно понятен. Другое дело, если ими интересуются иностранные компании. Или иностранцев все-таки не устраивает наше образование?

- И они тоже интересуются. Более того, ведущие технические вузы давно работают с европейскими и американскими, обмениваясь студентами. К примеру, наши студенты проходят полугодовые или годовые стажировки во Франции, Германии, Англии, Америке. Недавно мы наладили контакты с инженерными институтами Китая, которые дают очень высокий уровень знаний. В этом году начали совместный проект с Мюнхенским техническим университетом по подготовке магистров в новейших областях науки и техники. Например, одна из групп будет изучать высокотехнологичные методы сварки, другие - криогенные технологии. Такие специалисты сейчас в мире высоко ценятся. После подобных стажировок выпускники получают сразу два диплома - "бауманки" и иностранного института.

- Много выпускников с двумя дипломами?

- У нас учатся сейчас тысяча аспирантов и 20 тысяч студентов. Из них 900 человек - иностранцы, мы же ежегодно отправляем за рубеж 350-400 молодых людей. Так что считайте...

- Но, получив диплом западного университета, есть смысл уехать за рубеж и работать там. Выходит, вы способствуете утечке мозгов?

- Последние пять лет нет никакой утечки мозгов. Наши студенты и выпускники едут за рубеж на стажировки, на включенное обучение, на работу по кратковременным контрактам. Но, несмотря на самые выгодные предложения о продлении договора, возвращаются домой. Ребята предпочитают жить и работать в России, потому что тут можно получать действительно высокую зарплату, есть перспективы карьерного роста. Сейчас можно выполнять заказы промышленности, IT-индустрии, космической отрасли и зарабатывать больше, чем за рубежом.

Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров уверен, что российские ведущие технические университеты не уступают лучшим технологическим школам мира

- Во сколько оценивается выпускник технического университета на рынке труда?

- Минимальная ставка - 25-30 тысяч рублей. Каждый год мы у себя проводим ярмарку вакансий. Сначала приезжают представители 150-170 государственных предприятий и предлагают ребятам работу, потом еще примерно столько же коммерческих компаний. За некоторых студентов даже конкурируют... Кстати, у нас есть факультет по IT-технологиям для слабослышащих студентов. Один такой студент разработал оригинальную программу устройства "умного дома", когда, находясь далеко от квартиры, можно регулировать в ней работу приборов. Мы приняли идею в наш бизнес-инкубатор. Теперь молодой человек займется изготовлением опытного образца своего устройства. Со временем он продаст разработку и получит хорошие деньги.

- Действительно хорошие? Сколько вообще стоят вузовские научные разработки?

- В прошлом году сумма, вырученная за такие разработки нашим вузом, достигла рекордной цифры - миллиард рублей. Университет сумел так зарекомендовать себя, что не он ищет покупателей на свои исследования, а представители крупных корпораций приходят к нам с просьбой сделать ту или иную работу. Среди заказчиков есть как российские фирмы - РКК "Энергия", Сбербанк, АФК "Система", холдинг "Сухой", "КАМАЗ", "АВТОВАЗ", так и иностранные предприятия - Bosсh, Siemens, Boeing, ВМW, Samsung. В прошлом году мы выполняли крупные заказы по разработке новейших систем связи и радиолокации, созданию приборов для оценки остаточного ресурса сложных технических изделий, тестировали аппаратуру по диагностике и лечению кардиологических заболеваний. Кстати, она активно используется в Первой градской больнице.

- Нет ли у вас опасения, что четко работающий механизм научной школы даст сбой после принятия закона о делении высшего образования на бакалавриат и магистратуру?

- Такое деление существует у нас по всем специальностям с 1992 года. Если заказчику нужен бакалавр, мы готовим бакалавра, если магистр - то магистра. Однако я убежден, что в инженерном деле основной должна остаться непрерывная форма обучения. Как только правительство определит перечень специальностей, по которым разрешена моноподготовка, по ряду дисциплин готовить бакалавров мы перестанем.

- В европейских вузах принята система зачетных единиц, получаемых студентами при прохождении определенных курсов. В связи с делением высшего образования на две ступени в российских вузах она тоже начнет действовать?

- Начнет, только пока не определена шкала начисления единиц. Ими удобно считать трудоемкость каждого пройденного курса. Студент может набрать определенное количество баллов в одном университете и с этой суммой перейти в другое учебное заведение. Как только у него наберется достаточное для степени бакалавра количество баллов, он получит соответствующий документ. Система "бакалавр - магистр" повысит академическую мобильность студента, позволит переходить из одного вуза в другой - российский или зарубежный, выбирая наиболее оптимальную систему обучения по своей специальности. Однако для инженерных специальностей введение этой системы может вызвать определенные трудности. Дело в том, что в подготовке инженеров в ведущих вузах действует принцип "образование на основе науки". Это означает, что студент в процессе обучения должен вести реальную научную работу, как правило, по заказу какой-нибудь фирмы. Как организовать дело таким образом, чтобы в процессе перехода из одного института в другой не потерять тактику экспериментальной установки - непростой вопрос.

- Отбор талантливых студентов - задача трудная. Не осложнится ли она в связи с принятием закона о ЕГЭ?

- Мы долгое время вели острые дискуссии с разработчиками ЕГЭ, потому что они хотели сделать его единственным путем поступления в вуз. Сейчас от первоначальной задумки тотального ЕГЭ решено отказаться. В этом году русский язык и математику мы будем засчитывать по результатам единого тестирования, а знания и остроту ума абитуриентов проверим на собеседовании или экзамене по физике. Мы получили право принимать абитуриентов по результатам предметных и научных олимпиад, одной из которых является наша программа "Шаг в будущее". Таким путем и приходят талантливые студенты. Главное, чтобы способные дети хотели становиться технарями - у высокотехнологичных отраслей сегодня огромные задачи и перспективы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Мария Соловьева
Itogi.ru

всего: 1354 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: