ЕГЭ не телевикторина

ЕГЭ не телевикторина

В стране и миреВ мире
Единый государственный экзамен по русскому языку (ЕГЭ) принято ругать. Не нравится он ни выпускникам, ни их родителям, и мне в том числе, ни школьным учителям. Но, оказывается, не всем. На этой неделе я услышала по крайней мере два положительных отзыва о ЕГЭ из уст весьма уважаемых филологов, причем не теоретиков, а, так сказать, «практикующих» специалистов. Окончательно мой мир перевернулся, когда кандидат педагогических наук, заведующая кабинетом русской словесности Академии постдипломного педагогического образования Мария Борисовна Багге похвалила ЕГЭ по литературе.

– Единый государственный экзамен хорош уже тем, что ставит учителя и ученика перед необходимостью соблюдения образовательного минимума, соответствующего стандартам, – отстаивает свою позицию Мария Борисовна. – Есть ведь основы, которые должен знать каждый человек, живущий в России.

Единый госэкзамен по русскому языку достаточно объективный, сбалансированный и продуманный. ЕГЭ ругают те, кто не дал себе труда изучить его материалы, так называемые КИМы (контрольно-измерительные материалы). Эти задания, прежде чем войти в материалы ЕГЭ, проходят несколько ступеней независимой экспертизы, во время которой специалисты отбраковывают некорректно поставленные вопросы и задания, не соответствующие образовательным стандартам.

Осмелюсь высказать крамольную мысль: ЕГЭ пора усложнять. Мы уже три года сдаем его по одним типам КИМов, и дети уже научились решать некоторые задания по аналогии. Хотя сразу оговорюсь: «натаскать» на этот экзамен нельзя, так как для его успешной сдачи у ученика должны быть глубокие систематизированные теоретические знания. ЕГЭ совсем не похож на викторины, которые сейчас с избытком идут по телевизору. Это не тест на эрудицию, а проверка глубины познаний. Баллы, необходимые для тройки, легко наберут большинство учащихся, зато сложности и ловушки в заданиях ЕГЭ подстерегают тех, кто претендует на высокие оценки. Этим детям надо обязательно «включать голову», когда они выполняют задания.

Особенно точно оценку багажа знаний дает часть С – небольшое сочинение. Это касается не только русского языка, коммуникативных навыков автора, но и общего его кругозора. В этом задании школьники должны суметь доказать свою точку зрения. Аргументы можно брать из области биологии, естествознания, географии и в первую очередь из литературы. К сожалению, анализ сочинений показывает, что многие ученики не способны применять свои знания.

Кроме того, современные выпускники не обладают умением читать произведение, не понимают, в чем замысел автора. А поскольку навык чтения отсутствует, большинство учеников апеллируют к мыслям мам и бабушек – это для них настоящие авторитеты. Впрочем, и такой подход ученикам позволителен.

ЕГЭ по литературе также получил высокую оценку специалиста.

– Экзамен по литературе сбалансирован, логичен и ориентирован на образовательный стандарт, – отмечает Мария Багге. – Следовательно, там нет неприятных сюрпризов ни для учеников, ни для учителей. Экзамен хорош тем, что в нем есть вопросы проблемного характера, на которые очень легко ответить, если ты читал произведение. Они показывают уровень понимания учеником авторской позиции, идеи.

Спешу успокоить, заданий типа «в какой кофточке была такая-то героиня» и четыре варианта ответа к нему не было и нет. Это выдумка оппонентов ЕГЭ. Кто-то высмеял вопрос: «Какой породы была Муму?», который, кстати, в КИМах не встречался. А ведь он не так глуп. Муму была «испанской породы», а это портрет собаки. Можно представить, как она выглядела, ее деликатность и изысканность, что тоже важно для создания образа.

Меня тревожит другое. Если случится так, что на следующий год литература выйдет из числа обязательных экзаменов, то его на выпускных выберут меньшинство школьников. В результате предмет станет элитарным.

А ведь чтение развивает воображение – это основа абстрактного мышления, которое необходимо и при изучении математики. Очень простая цепочка. Кино чтения не заменит, ведь на экране образ подается в готовом виде, вырабатывая стереотип мышления.

Но вернемся к ЕГЭ по русскому языку. В том, что на сдачу этого предмета ученика нельзя натренировать без глубокой проработки базовых теоретических знаний, с Марией Багге согласна и авторитетный филолог Светлана Снарская:

– Задания этого экзамена разработали умные и профессиональные люди, в чем я убедилась, когда меня попросили сделать пособие для старшеклассников по подготовке к ЕГЭ. Я как репетитор уже много лет готовлю школьников к поступлению в серьезные вузы и могу сказать: для того чтобы подготовить неисправимого троечника на сдачу ЕГЭ на пятерку, нужны желание ученика и 90 академических часов погружения в теорию и практику. Как справляются с этой задачей школьные учителя – для меня загадка.

Из своего опыта могу дать выпускникам совет: внимательно читайте задания. Часто из-за необычной нервной обстановки ученики понимают задания «с точностью до наоборот» и аккуратненько выполняют неправильно понятое. И еще: никогда не заполняйте бланки с заданиями сразу на чистовик, начинайте с черновика.

Оба специалиста предостерегают выпускников: при написании сочинения в третьей части ЕГЭ не старайтесь «говорить красиво», лишнее вычеркивайте. Конечно, в 150 слов способны уложиться лишь виртуозы, но 300 слов сочинения – это излишество и поле для случайных или неслучайных ошибок.

Подведем итог. Если верить экспертам, то в скором будущем благодаря ЕГЭ наши дети овладеют русским языком лучше родителей. Если, конечно, мы, родители, сможем приучить наших отпрысков читать.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 951 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире