Мы воспитываем американцев

Мы воспитываем американцев

В стране и миреВ мире
При отсутствии господдержки российского детского кино наши дети могут вырасти достойными гражданами США

В Совете Федерации РФ прошел «круглый стол» на тему «О мерах государственной поддержки театров и кино для детей и юношества».

Двух часов не хватило даже на перечисление проблем.

Министра культуры А.С. Соколова более всего волновал баланс ответственности художника перед обществом и общества перед художником. Зарплата молодого актера в кукольном театре или губернском ТЮЗе — 2400 рублей. У заслуженного артиста России — 6300. Актеры бегут.

Государство театры для детей не оставляет безнадзорными: требует 4 постановки в год, и на все эти спектакли выделяет аж 230 000 рублей. Как нищему конкурировать с компьютером? Может, поэтому число маленьких зрителей за десять лет сократилось больше чем в 2,5 раза?

Почти в половине регионов страны нет ТЮЗов. Сегодня более двух третей населения провинциальных городов не бывает в театрах вообще.

Кинорежиссер Игорь Масленников, отвечая на гладкую министерскую речь, в которой щедро обещались премии, гранты, смотры, был нелицеприятен: «Министр культуры говорил тут, как помочь-организовать… Но я не услышал от министра культуры, как все нами содеянное довести до зрителя, до ребенка. Прокат в руках барышников, озабоченных одним — набиванием карманов. Они грабят производителей, продюсеров, дистрибьюторов.

А ведь существовала замечательно отлаженная система советского проката. 330 тысяч киноустановок по всей стране! Они разворованы, растащены. Роль государства, Александр Сергеевич, — не организация очередных фестивалей. Этого-то добра у нас полно.

Надо восстановить государственный прокат. Хотя бы часть. Кинотеатры, в которых обязательно будут показы отечественного кино, в том числе детского. Где эти 150 фильмов, которые поддерживает государство? Кто их видел?».

Заместитель руководителя ФАКК Сергей Лазарук привел «статистику роста». Детское кино у нас появляется исключительно благодаря решению о его 100%-ном финансировании. В 2008-м планируется не менее 14 полнометражных картин для детей. В 2009-м — 17.

Ну что, ура? Не-а. Чуть ли не все фильмы, произведенные нынче «по детскому заказу», немощны, показательно непрофессиональны.

Президент Фонда Ролана Быкова Армен Медведев: «Больше всего боюсь кампанейщины. Сейчас бросим клич: «Все внимание на детское кино!». И ринется снимать «для деток» кто ни попадя: лишь бы деньги давали.

Подростковое, юношеское кино все-таки робко, но о себе заявляет. Пример тому — фильм «Мы из будущего», о качестве которого можно спорить, но он уже заинтересовал зрителя.

Для маленьких все обстоит из рук вон плохо. С одной стороны, вроде ничего страшного, когда дети смотрят американские фильмы. Плохо, что смотрят в основном их. Граждан какой страны мы воспитываем? При этом давайте помнить, что детское кино — не дешевое удовольствие. Самым дорогим послевоенным фильмом был «Каменный цветок». Страна в разрухе, но детям нужна сказка! 23 миллиона зрителей смотрели эту картину, отмеченную Каннским кинофестивалем в 1946 году».

Заговорили о прокате. Финансируя кино и не занимаясь его продвижением на экран, государство, подобно Чичикову, скупает «мертвые души». Без тиражирования отлученный от экрана фильм «скорее мертв, чем жив».

Актер Евгений Стеблов метал молнии над головами новоиспеченных российских продюсеров: «Главная проблема нашего кино в ужасающем непрофессионализме продюсерского корпуса. Само кинопроизводство их не волнует. Они — звенья финансовой цепи. Но, объясните мне, почему звеном не может быть человек, разбирающийся в том, что делает? Эти люди не имеют ни образования: вгиковского или экономического, — ни практики. Зато море амбиций. Отбирают у режиссеров право на кастинг, на монтаж, раскурочивают ленты».

Трудноизлечимая болезнь российского кинематографа для юношества — яростная установка на интертеймент. Щекотать зрителя — пусть гогочет, зажевывая чипсами, не забывая платить за удовольствие.

Последним проблемным разговором с подростками по существу был шахназаровский «Курьер», вышедший на экраны… 22 года назад. С экрана исчезло поколенческое кино, не заигрывающее со зрителем, поднимающее сущностные, трудные вопросы: где он живет? каковы его отношения с родителями? какое у него будущее? кто его друзья?

Этого разговора напрямую, как в картинах Асановой и Приемыхова, ранних фильмах Митты, лентах Фрэза и Авербаха, сегодня не хватает. О своем, о важном, дети беседуют с Гарри Поттером.

Мы дожили до парадоксального момента. Ныне законы и порядки в стране такие, что, одной рукой благодетельствуя творцам, финансируя их проекты, другой — государство их тихо придушивает. Зачем нужны фильмы, если их не показывают? Театры, если в них будет некому играть?

Чиновники из ФАКК слезно просят коллег из Совета Федерации найти управу на чудовищный 94-й закон «о тендерах». От него уже который год хором рыдают кинематографисты, вынужденные, как на рынке, выставлять на лоты будущие проекты. При этом художественные достоинства практически не учитываются. Работа экспертного жюри сведена на нет.

Трудно поверить, но сегодня создается система, более жесткая и нестерпимая для художников, чем в эпоху СССР.

На такие размышления навел «круглый стол», который сформулировал рекомендации правительству, Министерству культуры и ФАКК:

вместе с практикой госзаказа на производство и прокат фильмов для юных организовывать конкурсы сценариев и проектов;

учредить специализированную кинопрокатную организацию с госучастием по продвижению детских фильмов;

расширить сеть государственных кинотеатров;

ввести квоты на обязательный показ фильмов для юной аудитории.

На последнем пункте настаивала гендиректор сети кинотеатров «Московское кино» Анна Пендраковская: «Без законопроекта о квотах мы ничего сделать не сможем. Мы живем в городе, где 70 процентов коммерческого проката. Но если коммерческие кинотеатры не хотят показывать российское кино, детское кино, они должны платить. Деньги пойдут на рекламу отечественного кино и его прокат в государственных кинотеатрах».

Услышат ли? Был в нашей истории случай, когда письмо деятелей культуры в ЦК КПСС решительно изменило ситуацию в кинопроизводстве. На послание, подписанное Александровым, Герасимовым, Пудовкиным, Пырьевым, обратили внимание. Модернизировали «Мосфильм», «Ленфильм». А главное, закончилась эпоха малокартинья (по указу Хрущева число цветных фильмов взлетело до 36 названий).

Нынче оптимизм истаял даже у спикера верхней палаты Сергея Миронова. Он признался, что правительство рубит на корню законопроекты, связанные с культурой. «А регламент Госдумы, на мой взгляд, абсолютно незаконный, позволяет рассматривать законопроект, если есть положительное заключение правительства. Что и произошло с нашим законом о театре, на который правительство дало отрицательное заключение… Дума с этим соглашается, фактически лишая себя парламентской самостоятельности, передавая часть своих функций правительству, которое само для себя готовит законы, само их продавливает через Федеральное собрание, само их исполняет. Хорошо устроились».

P.S. Конечно, плохо, когда ребенок смотрит только иностранное кино. Но из нового российского — на майские праздники нас ждет только урапатриотический «Александр. Невская битва». Поэтому в ожидании очередных «Хроник Нарнии…» (премьера 15 мая) дети пойдут смотреть американскую приключенческую комедию «Остров Ним» — гибрид «Робинзона Круза» и «Великолепного» с Джоди Фостер и будущей звездой Абигейл Бреслин («Маленькая мисс счастье»). Американцы учат детей быть героями собственной судьбы, воспитывают граждан страны. Нам не до этого: подобно андерсеновскому кроту, мы копим Стабфонд.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Лариса Малюкова
Новая Газета

всего: 1462 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире