Контрамарка в вуз

Контрамарка в вуз

В стране и миреВ мире
Как показали результаты ЕГЭ в этом году, российские школьники плохо владеют родным языком и мало что смыслят в русской литературе. Говорит ли это о том, какими специалистами в будущем станут наши дети?

Алексей Серебряков, президент центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ, который в 2005-2006 гг. принимал участие в разработке компьютерной модели ЕГЭ, к вопросу тестовых экзаменов относится амбивалентно. «С одной стороны, форма стандартизированного контроля знаний ставит всех в более-менее равные условия и дает возможность провести срез общих знаний, т. е., опираясь на городскую и региональную выборку, можно понять, где лучше преподают, — делится соображениями он. — С другой стороны, традиционные экзамены позволяют более детально погрузиться в определенную область знаний — увидеть логическое мышление человека, измерить его творческий подход к теме и т. д.».

Двоечников прибыло
По предварительной информации, опубликованной на сайте информационной поддержки ЕГЭ, количество учеников, сдавших ЕГЭ по русскому, увеличилось на 17%, а по литературе – на 51%. Число сдавших эти предметы на «отлично» сократилось: по русскому – с 13,1% до 10%, по литературе – с 15% до 9,4%. Больше четверти экзаменовавшихся (25,3%) получили по литературе двойки, с русским языком не справилось 11,2% учащихся, еще 23,5% «пролетели» с математикой.

Вообще, делает вывод Серебряков, оценивать выпускников только с помощью ЕГЭ или классической экзаменационной системы сегодня недостаточно. Ведь по окончании вузов только около 30% людей находят работу по специальности, отмечает он: «При приеме студентов мы совсем не учитываем, что многие мотивы и компетенции становятся для большинства специальностей важнее математики и биологии. Экзамен не дает представления о том, какой абитуриент станет сильным коммуникатором или эффективным лидером». По мнению эксперта, наряду с традиционной оценкой знаний нужно применять и так называемую психологическую диагностику, т. е. тестировать абитуриентов на предмет их личностных качеств и установок.

Дети боятся

Российские школьники от нововведений чиновников не в восторге. Выпускник 96-й московской школы Андрей Боровиков рассказал, что компьютер неверно прочитал его ответы и он был вынужден подать апелляцию. Трудности возникают не только на этапе подсчета результатов тестирования. Один из выпускников школы Красносулинского района Ростовской области, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что его одноклассникам не смогли вовремя вручить сертификат ЕГЭ. «24 июня нам отказались выдавать свидетельство, потому что не было директора школы, — пояснил он. — Предложили перенести на 26 июня, хотя прием документов в вузы уже давно начался». Молодому человеку повезло: родители обратились в городской отдел образования, и школу обязали выдать сертификат во вторник. «Обстановка на экзамене была тяжелая, — поделился впечатлениями выпускник. — При заполнении титульного листа все были очень напуганы, так как нельзя ошибиться — нет дополнительных бланков и в случае незначительной помарки экзамен не засчитывается». «Получается не проверка знаний, а какой-то отсев стрессонеустойчивых», — качает головой руководитель направления подбора персонала Most Marketing Марина Коваленко.

Вузы важничают

Галина Норейко, учитель русского языка московской школы № 1106, оценивает ЕГЭ как «очень хороший»: «Если ребенок исправно посещал уроки, выполнял домашние задания, он вполне может подготовиться на четверку, а то и на пятерку. Тройки в этом году у меня получили разве что дети, которые совсем не хотели учиться. ЕГЭ — очень комплексный экзамен, за счет чего в вузы поступают даже не ориентированные на гуманитарные науки дети. В свое время они были лишены этой возможности из-за того, что диктант, который был одним из обязательных вступительных экзаменов, без репетитора они написать не могли». Единственный минус, отмечает Норейко, — при переводе оценки из пятибалльной шкалы в стобалльную возникает неразбериха: «Вузы сильно задирают планку». «Вузы не хотят начинать преподавание с повторения школьной программы», — поясняет Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования.

Предел качества современных тестов еще не достигнут, полагает Владимир Елисеенко, научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ: «Но главное — не скатываться к обывательской оценке качества. Вопрос о том, сколько раз Наташа Ростова собиралась выходить замуж, кажется смешным тому, кто окончил школу несколько лет назад. Для вчерашнего же выпускника он вполне актуален, так как проверяет, прочитан ли вообще роман».

Преподаватели спокойны

Преподаватели вузов к результатам единого госэкзамена относятся философски: если по его результатам проскочат плохо подготовленные студенты, их всегда можно будет отсеять уже во время учебы. «Сколько бы ни летело стрел в адрес ЕГЭ, а лучшей формы проверки знаний в данной ситуации не существует, — замечает Елисеенко. — Нужно понимать, что выпускные экзамены — это конвейер. Более миллиона человек в год должны через него пройти в считанные дни. При этом необходимо обеспечить максимально сходные параметры оценивания, на которые и сдающие, и принимающие не имели бы возможности влиять». По его мнению, не стоит огорчаться, если при просеивании через это сито Ломоносовы и Эйнштейны потеряются в общей массе. У них уже были и еще будут шансы выделиться — через самообразование, гранты, научную работу, успокаивает Елисеенко.

Бизнес-коуч Роман Седых рассказывает, что из интереса протестировал себя по некоторым предметам на контрольно-измерительных материалах (находятся в открытом доступе в интернете). «В тестах много формальных, не отражающих сути знаний вопросов, — делится он впечатлениями. — То есть велика вероятность, что ученик, у которого хорошая вербальная память, может за счет этого получить на экзамене преимущество. А тот, кто хорошо владеет темой, но забыл дату или термин, потеряет баллы». Даже лет через 10, когда все привыкнут жить по-новому, а тесты станут более совершенными, считать ЕГЭ стартом карьеры будет нельзя, отмечает эксперт. Даже в идеальном случае единый госэкзамен будет отсеивать плохих учеников, но не будет давать лучшим преимуществ перед средними. Он станет всего лишь контрамаркой в вуз.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Оксана Гончарова
Ведомости

всего: 1305 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: