На журфаке идеологии не будет

На журфаке идеологии не будет

В стране и миреВ мире
В альма-матер отечественной журналистики, на журфаке МГУ, на прошлой неделе состоялись выборы нового декана.

Бессменный на протяжении более 42 лет глава журфака Ясен Засурский полгода назад оставил пост декана и стал президентом факультета (это новая должность, которую ввели в МГУ, и Ясен Николаевич получил ее первым). И вот теперь избран (единогласно) новый декан. Этот пост заняла профессор Елена ВАРТАНОВА, выпускница факультета, глава кафедры теории и экономики СМИ.

Елена Леонидовна, начинаются вступительные экзамены. Какой конкурс ожидается на журфак в этом году?

Большинство школьников еще не получили сертификаты ЕГЭ, поэтому говорить точно пока что трудно — многие не подали заявления. Скорее всего конкурс будет таким же, как и в прошлом году, — три-четыре человека на место. Эта цифра держится уже не один год: видимо, мы попали в демографическую яму. Да и профессия не числится в разряде модных. К примеру, в советские времена у нас был один из самых больших конкурсов в МГУ, — когда я поступала, на одно место претендовало 12 человек. Правда, в последние годы улучшилось качество абитуриентов. В 1990-е в школьном образовании случился провал, и к нам шли очень слабые ребята. Сейчас они лучше подготовлены и яснее понимают, чего хотят. Другая тенденция — увеличение числа девочек, поступающих на журналистику, хотя говорить о феминизации профессии я бы пока не стала.

Журналистов сейчас винят едва ли не во всех грехах, да и факультету как основной кузнице кадров нередко достается…

Критику по делу готова всегда принять, но никак не отвлеченные рассуждения о «судьбах профессии». Например, говорят, что мы готовим «несовременных специалистов», ссылаясь при этом на некие насущные «нужды» медиаиндустрии. Никто не спорит, современные СМИ — это действительно индустрия, которая опирается на журналиста. Но не замыкается на нем. Этой индустрией востребованы многие новые специалисты, но далеко не всех должны готовить на факультете.

Есть еще популярное мнение, что у журналиста должно быть специальное образование: экономическое, искусствоведческое и так далее.

Журналистика — открытая профессия, и, конечно, в нее приходят специалисты из самых разных областей. Другой вопрос, как можно требовать, к примеру, соблюдения профессиональной этики от того, кто про нее ничего не слышал?

Звезды эфира и печатных полос рождаются и вне журфака, но профессионалы готовятся только здесь.

Вы возглавляете кафедру теории и экономики СМИ. Деньги и рынок все определяют для журналистов сегодня?

Конечно, цензура денег не так заметна, как цензура авторитарной власти, но при этом она более эффективна. Россия сейчас уже столкнулась с этим. И журналист здесь должен искать некий баланс. Вот почему в нашей стратегии, принятой в 2005 году, сформулировано: журфак будет готовить прежде всего социально ответственных журналистов, то есть тех, которые станут ориентироваться не на бизнес и не на власть, а на общество.

Пару лет назад развернулась дискуссия о том, какие журналисты востребованы сегодня.

Я считаю, что журналист сегодня, особенно в условиях нашей политической культуры, — это человек, которого надо приравнять к учителям, работникам культуры или врачам. Он постоянно контактирует с людьми, принимает непосредственное участие в жизни общества, соответственно, на нем лежит большая ответственность о которой необходимо помнить. Так что речь точно не об официантах от журналистики.

Корректно ли сравнивать сегодня российскую журналистику и западную?

Главное достижение западной журналистики — тесное взаимодействие с гражданским обществом. То есть политику в области СМИ там определяют не только бизнес или государство, но и сами граждане — напрямую или опосредованно, через общественные организации. Так, в Скандинавских странах есть практика государственных дотаций политической журналистике или тем газетам, которым не удается достаточно заработать на рекламе, — в стране, где правит бизнес, это было бы невозможно. Во многих странах возникла концепция общественного вещания: здесь уже платят сами граждане. И я уверена, у нас тоже можно найти адекватные формы для того, чтобы журналистика оглядывалась не только на власть или бизнес, но и на общество.

Есть ли страны, близкие нам по модели журналистики?

Это, в частности, французская журналистика, где много интеллектуальных дебатов, где журналисты часто высказывают личное мнение. И конечно, наша модель журналистики напоминает итальянскую: там журналисты тоже зачастую ангажированы. И все же СМИ как социальный институт опираются на культурные и нравственные традиции общества, поэтому мне кажется, что российскую модель журналистики нужно изучать отдельно — она того заслуживает.

С 1990-х журфак МГУ был далек от идеологии. А в будущем?

Идеологии на журфаке не будет — это я гарантирую. Факультет — не политическая площадка, а скорее форум свободной мысли. Здесь предполагается знание разных идеологий, но никак не доминирование одной из них.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Кирилл Журенков
Огонек

всего: 1474 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире