Познавательная деградация

Познавательная деградация

В стране и миреВ мире
Отсутствие навыков ручной работы отрицательно сказывается на интеллекте детей

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим интеллектуалом, знающим несколько языков? Будущим Ломоносовым стараются дать все самое лучшее: нанимают репетиторов, покупают компьютеры и обучающие фильмы, записывают сразу на несколько курсов. И чтобы чадо успевало поглощать этот громадный поток информации, заботливые мамы ограждают ребенка от физических нагрузок, домашних обязанностей и бесполезных хобби вроде лепки, рисования или плетения фенечек. Однако ученые уверены, что отсутствие элементарных навыков ручного труда пагубно сказывается на интеллектуальном развитии детей и подростков.

Сокращение в школах программ, обучающих навыкам ручной работы с различными по структуре и свойствам материалами, например тканями, глиной, деревом, металлом, пищевыми продуктами, по мнению специалистов, пагубно сказывается на развитии школьников. Известный британский психолог Арик Сигмэн провел исследование, в котором в течение нескольких лет велось наблюдение за освобожденными от ручного труда подростками. Оказалось, что у участников экспериментов уровень IQ, способность к концентрации и схематизации были ниже, чем у их сверстников, занимающихся в кружках бисероплетения, лепки и работы по дереву. При этом интеллектуальный разрыв не уменьшался и по прошествии времени — став взрослыми людьми, «лентяи» показывали худшие результаты интеллектуальных тестов, нежели «трудолюбивые». В связи с этим доктор Сигмэн уверился в необходимости введения в британских школах обязательных уроков труда. И эти выводы получили горячую поддержку со стороны Национального союза учителей Великобритании.

«Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, вырезания, напрямую влияет на работу мозга, — рассказал РБК daily кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько. – На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов, через которые в мозг поступают нервные сигналы. И чем тоньше будет ручная работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что как бы тренирует мозг. У детей нервные импульсы проходят быстрее, поэтому их мозг после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей. Однако даже если взрослые люди будут несколько часов в неделю посвящать ручному труду, показатели их памяти и скорости мышления заметно улучшатся».

Ситуацию с дефицитом занятий для развития мелкой моторики усугубляет информационная революция, ведь время, которое еще 20 лет назад дети тратили на рисование, склеивание моделей самолетиков и собирание конструкторов, новое поколение проводит за игровыми консолями. В то время как чередование физической и умственной активности идет школьникам только на пользу — ребенок изучает различные формы и способы познания окружающей действительности.

«Дело в том, что любые физические упражнения укрепляют тело человека, создавая тем самым нормальные условия для развития интеллекта, — отметил Николай Хвалько. — При физических нагрузках улучшается кровоснабжение и поступление кислорода. Мозг получает все необходимые вещества для полноценной работы. А отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижая концентрацию внимания и выносливость».

Помимо этого еще выдающийся русский физиолог Владимир Бехтерев доказал, что манипуляции рук напрямую воздействуют на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают снять напряжение с речевого аппарата, улучшая произношение звуков и развивая речь ребенка. «Зона в мозге, ответственная за речевую моторику, расположена в непосредственной близости от зоны, отвечающей за пальчиковую моторику. И любые движения пальцами рук, активизируя зону пальчиковой моторики, также способствуют активизации речевой моторики», — рассказывает РБК daily старший научный сотрудник НИИ психологии и развития способностей Лариса Шелудченко. — Соседство этих зон объяснено эволюционно, ведь, осваивая ручной труд, человек начал учиться говорить. А так как речь и мелкая моторика требуют определенных навыков и постоянного развития, зоны мозга, связанные с ними, гораздо больше по своей площади, нежели зоны мозга, регулирующие работу других частей тела. Поэтому с первых месяцев жизни ребенка необходимо развивать движения кистей рук. Кстати, самые высокие результаты по развитию вербального интеллекта будут достигнуты, если совмещать пальчиковые упражнения с речевыми».

Кроме того, именно последовательные занятия физическим и умственным трудом позволяют избежать нервных перегрузок, которые всегда влекут за собой снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервные срывы и нежелание учиться.


Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
ЕКАТЕРИНА ЛЮЛЬЧАК
РБК

всего: 941 / сегодня: 1

Комментарии /1

00:4212-08-2008
 
 
Читатель
респект за статейку

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире