Это фотокопия Туринской плащаницы, находящаяся в Кафедральном соборе Турина. Подлинник хранится в специальном контнйнере из пуленепробиваемого стекла. Фото (
430 лет назад, 14 сентября 1578 года, прекратились полуторатысячелетние скитания погребальных покровов Спасителя. Они наконец обрели покой в кафедральном соборе Турина. Однако споры по поводу Туринской плащаницы не окончены до сих пор. Три самых известных реликвии христианского мира — плащаница, чаша Грааля и копье Лонгина — не признаются в таком качестве ни одной из основных христианских церквей, но все они вызывают огромный интерес и у верующих, и у ученых. Радиоуглеродное исследование ткани плащаницы, проведенное по инициативе римской курии в 1988 году, должно было всех примирить, поскольку окончательно стало ясно, что плащаницу создали не ранее
Несмотря на результаты радиоуглеродного анализа и официальную позицию церкви, по мнению многих верующих и ряда специалистов, плащаница, хранящаяся в соборе святого Иоанна Крестителя в
Длина плащаницы составляет 4 м и 36 см (часто ее округляют до 4 м и 40 см), а ширина — 1 м и 10 см. Рисунок льняной ткани известен среди текстильщиков как «гарингбон» (herringbone twill) — «селедочная кость», или простая елочка. Это плетение используется в ткачестве до сих пор.
Однако на «елочке» обыкновенность савана заканчивается, ибо на ткани присутствует слабый желтоватый отпечаток мужского тела — вид спереди на половине, покрывавшей тело сверху, и вид сзади, на половине, касавшейся тела снизу. Руки человека сложены в запястьях и прикрывают чресла. Если оба изображения совместить в ортогональной (боковой) проекции — получится трехмерное изображение погребенного. Особенность изображения состоит в том, что получено оно не в результате использования красителей, а как если бы саму ткань подвергли некой тепловой обработке.
Отпечаток — или изображение — воспроизводит образ высокого (175–188 см) мужчины с довольно развитой мускулатурой, носившего усы, раздвоенную бороду и волосы до плеч, которые он расчесывал на прямой пробор. На ткани также сохранились
Лоб и кожа головы отмечены проколами от тернового венца (сразу скажем, что пытка терновым венцом не была распространенной, и вне истории Христа не встречается), а лицо распухло в результате избиения, на правой щеке даже виден внушительный синяк. С правой стороны грудины присутствует след от удара копьем с частицами крови и лимфы — в точности по Евангелию от Иоанна. На спине хорошо видны следы бичевания римской многохвостой плетью — флагрумом. Правое плечо, на котором приговоренный к распятию должен был нести крест, натерто. На правом запястье — круглый след от гвоздя со следами крови. Левое запястье располагалось под правым и, соответственно, следа крови не оставило. Грудина покойного расширена, как если бы жертва отчаянно пыталась втянуть воздух в легкие, что типично при гибели на кресте. Совпадает с библейской историей и то, что ноги жертвы целы. Дело в том, что для ускорения смерти распятых римляне наносили им «удар милости» — перебивали ноги. Висение на руках без опоры на ноги приводило к скорому отеку легких, и приговоренные умирали быстрее. Христу «удар милости» не понадобился: римские солдаты решили, что Иисус мертв. Наконец, обе ступни проткнуты единым штырем.
Несет на себе плащаница и другие свидетельства истории. В частности, следы пережитого ею в 1532 году пожара — обожженные участки, где ткань вступила в контакт с расплавленным серебром ковчежца, и большие пятна от воды. Хорошо видны на ткани и складки, самая заметная из которых находится прямо под подбородком лика распятого.
«Снятие с креста» Джованни Батиста Делла Ровере (между 1623 и 1630). В своей работе итальянский художник руководствовался книгой Эмануэле Филиберто Пиньоне «Евангельский синдон» (1581). Пиньоне первым в Европе реконструировал ближневосточный метод заворачивания покойного в погребальный саван: не сбоку, а сверху. Именно поэтому тело покойного отпечаталось на плащанице голова к голове
Впервые плащаница была упомянута в Евангелии от Иоанна (20: 4–9): «…Вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. […] И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Здесь «другой» — сам евангелист Иоанн.
И всё, больше никаких сведений, если не считать апокрифические свидетельства о том, что Иосиф Аримафейский спрятал плащаницу в
Речь, в первую очередь, идет о сообщениях, касающихся так называемого «Эдесского мандилиона» (от греческого mandias — «платок, полотенце, убрус»). В католической традиции он называется «Платом Вероники», а в православной — «Спасом Нерукотворным». По описаниям, это был прямоугольный кусок ткани, на котором отпечатался лик Спасителя — первая икона.
Западная и восточная легенда о мандилионе не совпадают. В восточной (византийской) традиции появление убруса связано с
Первое письменное свидетельство о плащанице относится к III веку и принадлежит перу
По сообщениям хронистов, мандилион «всплыл» сам в 525 году, когда случился сильный разлив Дайсана (притока Евфрата). При ремонте пострадавших от воды ворот Эдессы в стене над входом нашли некую ткань, несущую на себе изображение мужского лица. Это вполне мог быть Нерукотворный Спас — ведь именно после этой находки Эдесса становится центром христианского паломничества. Более того, после 525 года радикальным образом меняется и иконография Иисуса Назарянина. Безбородого античного юношу с белокурыми локонами сменяет черноволосый и чернобородый мужчина семитского фенотипа, как окажется потом — соответствующий изображению на убрусе. Кстати, православная традиция помещать над воротами монастырей и крепостей образ Нерукотворного Спаса происходит именно отсюда.
В 944 году референдарий храма
Эдесса. Крепость крестоносцев (XII век). Город был отвоеван у мусульман в 1098 году, во время Первого крестового похода. Один из руководителей крестоносцев — Балдуин Бульонский —превратил его в столицу нового государтсва — графства Эдесского. На протяжении всего своего короткого существавания (46 лет) графство постоянно находилось в состоянии войны с мусульманами. В 1144 году Эдессу взяли штурмом и разрушили сельджуки. Спустя века бурной истории, когда город переходил из рук в руки, Эдесса была заново отстроена турками в XVII веке. Фото (
Западная легенда о мандилионе иная. В соответствии с ней, во время крестного пути на Голгофу благочестивая женщина по имени Вероника подала Христу платок, чтобы Он мог утереть лицо, в результате чего на ткани и осталось изображение Спасителя. При помощи этого Плата Вероника потом исцелила императора Тиберия (Tiberius Claudius Nero, 42 до н.э. – 37 н.э.). Основное отличие Плата Вероники от Эдесского мандилиона — в выражении лица Иисуса. Если Нерукотворный Спас — это само спокойствие, то Плат Вероники — это страдание (к тому же Христос изображен на нем в терновом венце). Однако историчность Плата подвергается большому сомнению: Вероника была еврейкой, но её имя «сконструировано» из латинского vera — «правда» и греческого icon — «образ». Значит, это более поздний, уже «идеологизированный» персонаж. Кстати, путешествия Плата Вероники практически никак не документированы, а хранится он сейчас в соборе итальянского города Маноппелло (
Во время Четвертого крестового похода, когда Христово воинство разграбило Константинополь (1204), мандилион пропал. После этого он возникнет в письменной истории только в 1357 году. Где эдесская реликвия находилась все это время — точно никому не известно.
Некоторые исследователи полагают, что все это время плащаница хранилась у рыцарей ордена тамплиеров:
Причастность тамплиеров к приключениям плащаницы так похожа на истину, что даже было высказано предположение, будто человек, изображенный на синдоне, — не кто иной, как сам Жак де Моле, ведь страдания, которые он претерпел в застенках, были столь же ужасны, как страсти Христовы.
Однако подобное предположение не выдерживает критики. Человеку, отпечатавшемуся на плащанице, около тридцати лет, а Жаку де Моле было семьдесят. И все же версию о причастности рыцарей Храма к плащанице поддерживает еще один факт. В 1944 году немцы бомбили среди прочих объектов небольшой
«Плат св. Вероники». Ханс Мемлинг (1483). Имя св. Вероники не встречается в ранних церковных мартирологах — списках признанных мучеников с указанием дней их поминовения. Из-за этого иногда даже накладывался запрет на служение литургий в ее честь. Плат, который хранится в капуцинском монастыре в Маноппелло католическая церковь официально не считает подлинным. Поэтому, когда в сентябре 2006 года папа римский Бенедикт XVI посетил обитель, его визит был назван «частным паломничеством, о котором Йозеф Ратцингер мечтал, еще будучи кардиналом»
Плащаница вновь была явлена миру лишь в 1357 году, когда вдова графа Жоффруа де Шарни (
Существует и другая версия истории появления синдона в Европе, тоже связанная с родом Шарни. Согласно этой гипотезе, в первой половине XIII века плащаница находилась в
Сторонники этой версии утверждают, что после разграбления Константинополя крестоносцами синдон попал к бургундскому рыцарю
Как бы то ни было, в 1357 году плащаница уже находилась в Шампани и была выставлена в лирейской церкви Святой Марии. Уже тогда вокруг покрова разгорелись бурные споры. Так, епископ Труа Пьер д’Арси (Pierre d'Arcis), в чей диоцез входил Лирей,
К середине XV века род Шарни пришел в упадок. Тогда внучка Жоффруа де Шарни Маргарита в 1443 году взяла убрус из лирейской церкви (за что местные каноники позже предали ее анафеме) и отправилась в странствие по Европе, в надежде обменять святыню на кров и дом при
В 1464 году папа
Когда в 1946 году последний итальянский король из Савойской династии
Сейчас плащаница находится в Кафедральном соборе Турина. Она хранится в заполненном инертным газом ковчеге из пуленепробиваемого стекла. Ее оберегают от света и поддерживают в помещении нужный температурный режим. Реликвия выносится к верующим раз в четверть века. В последний раз это произошло в 2000 году, когда бесценную реликвию увидели более миллиона человек.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: