«Реструктуризация» школы приведет ее к краху

«Реструктуризация» школы приведет ее к краху

В стране и миреВ мире
Владимир Путин сделал сегодня очень важное заявление о проводящейся Министерством образования и науки РФ политике укрупнения средних школ.

 «Конечно, школы не везде можно укрупнять, - считает премьер. - Там, где кроме школы ничего вообще нет, конечно, желательно ее сохранить. И в этом случае внедряемые информационные технологии сыграют свою положительную роль», - передает его слова РИА «Новости». Одновременно, правда, Путин отметил и плюсы укрупненных образовательных центров. «Если мы обеспечим безопасное и комфортное перемещение детей в укрупненные образовательные центры, то качество образования, конечно, повышается. Только в этом случае мы сможем обеспечить равенство доступа к высококлассным образовательным услугам и только так дети из глубинки могут претендовать на то, чтобы учиться в лучших высших учебных заведениях», - считает премьер.

Однако российский премьер считает, что, несмотря на ряд плюсов политики укрупнения, такой подход не является универсальным. «Это не значит, что везде нужно поступать только так. Страна у нас большая, и, безусловно, есть такие места, где, несмотря на расходы, нужно сохранять даже малокомплектные образовательные учреждения. Хотя мы понимаем, что малокомплектные школы стоят государству в несколько раз дороже, чем укрупненные образовательные центры», - признал Путин.

Отметим, что проблема сохранения школ в регионах, а в первую очередь это относится к сельской местности, связана с процессом урбанизации в нашей стране. По мере уменьшения сельского населения пустели и деревенские школы. В 90-е годы этот процесс резко усугубился тяжелым социально-экономическим кризисом, поразившим страну в целом. Тогда значительная часть наших сельскохозяйственных регионов превратилась в депрессивную территорию с крайне низким уровнем жизни и значительной безработицей. Все чаще стали появляться школы, в которых обучалось буквально несколько десятков учеников всех возрастов.

Конечно, обеспечить достойное образование детей в так называемых малокомплектных школах в рамках привычных программ и подходов становилось все сложнее, и в качестве возможной меры выхода из сложившегося тупика было предложено малокомплектные школы закрывать, а вместо них создавать крупные образовательные центры. Предполагалось, что учеников туда будут привозить из близлежащих районов.

Казалось, что этот метод себя оправдает, однако вскоре выяснилось, что такая политика сопряжена с появлением отрицательных социальных последствий. Ни для кого не секрет, что школа несет не только образовательные функции, но и является культурным центром, закрытие которого усугубляет и без того тяжелое социальное положение села.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков высказал свое мнение о политике укрупнения сельских школ:

- Укрупнение российских школ было предусмотрено программой модернизации российского образования, против которой эксперты выступают уже давно. Программа была принята Министерством образования еще в середине 90-х годов, причем ее помогали разрабатывать американские советники, а главными разработчиками выступали специалисты Высшей школы экономики.

Практически на сегодня уже ясно, что следование положениям этой программы может привести нашу систему образования к полному краху. В рамках этой программы был раздел, который назывался «Реструктуризация сельской школы». Речь шла о том, что сельские малокомплектные школы предлагалось закрыть. Вместо них предлагалось создать укрупненные школы в региональных центрах, крупных городах и крупных селах, а детей туда либо возить, либо строить интернаты, с тем чтобы переводить детей на интернатное положение. Но когда на селе закрывается школа, то работоспособное население села уезжает, поскольку никто не собирается отдавать своего ребенка в интернат, а если возить детей на автобусах, то родители беспокоятся о безопасности детей. Были целые демонстрации и митинги протестов. В частности, год назад в Калининградской области жители одного из сел вышли на демонстрацию и заявили: «Мы не дадим возить своих детей за 20 с лишним километров». Потому что тракт, по которому должны были возить детей, зимой, поздней осенью и ранней весной полностью обледеневший, там постоянно бьются машины.

Практически каждый субъект Федерации имеет план по закрытию малокомплектных школ. В прошлом году, например, в Калужской области было закрыто более 20 школ, и чиновники с гордостью представили это как некое величайшее достижение. А доводы такие: в малокомплектной школе, мол, невозможно обеспечить высокое качество образования, там не хватает преподавателей, там нет достаточной материально-технической базы и так далее.

Вот то, о чем говорит сейчас Путин, мы говорили почти 10 лет назад. Мы – это Всероссийский фонд образования и группа экспертов, которую я возглавляю. Туда входят не только эксперты фонда, туда входят наши ведущие ученые, профессура ведущих вузов, эксперты из Российской академии образования, в частности, бывший министр образования Эдуард Днепров, бывший министр образования Евгений Ткаченко, бывший министр образования Владимир Кинелев. Все мы говорили о том, что надо идти по другому пути. Надо развивать новые технологии обучения, подключать маленькие удаленные школы к сети дистанционного образования. И денег на это, кстати, потребуется меньше, чем тратят сейчас в России на подключение школ к Интернету.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1223 / сегодня: 1

Комментарии /2

22:2424-09-2008
 
 
Читатель
в нашей стране дураки не переводятся!

13:5419-05-2013
 
 
Посетитель
Рыба гниет с головы! Какое правительство - таков народ.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире