Уроки выживания

Уроки выживания

В стране и миреВ мире
По данным МВД, количество учителей, привлеченных к ответственности за жестокое обращение с детьми, за последний год увеличилось в 3,5 раза. При этом в два раза больше педагогов стали жертвами агрессии со стороны школьников. Эксперты считают, что всему виной низкие зарплаты педагогов и хронические перегрузки, от которых страдают и взрослые, и дети.

В минувшую среду учитель физкультуры из Белгородской области Валерий Гуцало был приговорен к 180 часам исправительных работ. В течение полугода он жестоко издевался над ребятами из 5-го класса. «Провинившихся» школьников учитель избивал, а без оскорблений не обходился ни один урок. Если ребята начинали плакать, г-н Гуцало «успокаивал» их, больно дергая за нос, и так трепал за плечи, что после его уроков дети приходили домой в рваной одежде. А на прошлой неделе Нижнекамский городской суд вынес приговор учительнице начальных классов. Женщине пришлось заплатить 2,5 тыс. рублей за то, что она ударила мальчика в школьной столовой.

Похожие дела в российских судах рассматриваются чуть ли не еженедельно. «По данным МВД, за последний год в 3,5 раза выросло число детей, пострадавших от жестокого обращения учителей, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Связано это в первую очередь с нехваткой в школах квалифицированных педагогов. Хорошие специалисты не хотят работать за крохотную зарплату. В итоге в школу устремились люди с неуравновешенной психикой».

Впрочем, во многих школах учителя, наоборот, боятся своих учеников. Только по официальным данным МВД, за последний год насилие школьников против учителей выросло в два раза. Об этом вчера заявила сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. «Однажды, например, школьники топором вырубили дверь в кабинете директора. Они разбили там всю мебель, посуду и технику, а потом выбросили в окно телевизор. Так подростки отомстили директору за то, что он пытался ужесточить контроль над дисциплиной и посещаемостью. В другой школе подростки решили ограбить строгую учительницу и забрались к ней в квартиру. Женщина вернулась домой раньше и застала там своих же учеников. Чтобы учительница не пожаловалась в милицию, они ее жестоко избили», – сообщила г-жа Иванова.

Растет и количество конфликтов между учениками. Ситуация обостряется, когда на защиту своего ребенка приходят родители. «Был случай, когда бабушка подкараулила у выхода из школы мальчика, который якобы обижал ее внука, – рассказала председатель Московского городского совета родительской общественности Ирина Ярчак. – Пожилая женщина схватила ребенка за ворот и начала душить. Хорошо, что это заметили другие родители и спасли мальчика». Впрочем, кто бы ни выступал инициатором конфликта, в обстановке постоянной агрессии дети теряют интерес к учебе. Г-н Комков напомнил «НИ» о результатах последних соцопросов: за 10 лет в 4 раза сократилось число ребят, которые с удовольствием ходят в школу.

Эксперты сходятся во мнении, что школьные конфликты во многом вызваны перегрузкой и учеников, и учителей. «Сейчас педагоги работают минимум на полторы, а то и на две ставки, то есть не меньше 36 часов в неделю», – сообщила г-жа Иванова. По ее словам, учителю для восстановления сил необходим дополнительный выходной в неделю. Однако при работе на две ставки это невозможно.

Евгений ШАПОШНИКОВ, академик РАЕН, руководитель Центра психологии и социальной медицины:
– Агрессивность генетически свойственна всем людям. Не надо думать, что насилие провоцируется только телевидением и компьютерными играми. Банды существовали не только в Нью-Йорке и Чикаго, но и в Советском Союзе. В разные эпохи агрессивность колеблется, и во время бурных социальных и экономических потрясений, перестроек она наиболее выражена. Социальное неравенство вызывает злость, зависть, что не может не проявиться в школе. Дети обязательно должны снабжаться комплексом «информационной терапии». Как во время войны человека можно склонить к убийству, так и во время мира можно повлиять на его взаимоотношения с людьми с помощью одной только информации.

Татьяна МУХА, психолог центра «Образование в развитии»:
– В школе проявляется то, что происходит в повседневной жизни детей. На взаимоотношениях учеников друг с другом и с учителями сказывается общее социальное напряжение. К тому же школа сама по себе не комфортная, а скорее репрессивная структура. Но наказание порождает новую агрессию. В последние годы к работе с детьми все чаще привлекают психологов и соцработников. Теоретически это должно повлиять. Но такая система только создается и еще не заработала в полной мере. Не будем забывать, что психологи сами попадают в уже сформированную школьную систему, и их возможности тоже ограничены. Часто психологов используют в качестве скорой помощи, а не в качестве механизма, который предотвращал бы конфликт. Если ребенок становится объектом насилия со стороны учеников или взрослых, родители прежде всего не должны обвинять ребенка в том, что он стал жертвой. В этом случае можно либо устранить причину самого конфликта, либо постараться повлиять на учителя, школу. Разделить бессилие ребенка, на мой взгляд, самая тяжелая задача для родителя.

Записала Юлия ДРЫНЬ
Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
НИНА ВАЖДАЕВА
НГ

всего: 850 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире