осталось 623 дня
 
Уроки выживания

Уроки выживания

В стране и миреВ мире
По данным МВД, количество учителей, привлеченных к ответственности за жестокое обращение с детьми, за последний год увеличилось в 3,5 раза. При этом в два раза больше педагогов стали жертвами агрессии со стороны школьников. Эксперты считают, что всему виной низкие зарплаты педагогов и хронические перегрузки, от которых страдают и взрослые, и дети.

В минувшую среду учитель физкультуры из Белгородской области Валерий Гуцало был приговорен к 180 часам исправительных работ. В течение полугода он жестоко издевался над ребятами из 5-го класса. «Провинившихся» школьников учитель избивал, а без оскорблений не обходился ни один урок. Если ребята начинали плакать, г-н Гуцало «успокаивал» их, больно дергая за нос, и так трепал за плечи, что после его уроков дети приходили домой в рваной одежде. А на прошлой неделе Нижнекамский городской суд вынес приговор учительнице начальных классов. Женщине пришлось заплатить 2,5 тыс. рублей за то, что она ударила мальчика в школьной столовой.

Похожие дела в российских судах рассматриваются чуть ли не еженедельно. «По данным МВД, за последний год в 3,5 раза выросло число детей, пострадавших от жестокого обращения учителей, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Связано это в первую очередь с нехваткой в школах квалифицированных педагогов. Хорошие специалисты не хотят работать за крохотную зарплату. В итоге в школу устремились люди с неуравновешенной психикой».

Впрочем, во многих школах учителя, наоборот, боятся своих учеников. Только по официальным данным МВД, за последний год насилие школьников против учителей выросло в два раза. Об этом вчера заявила сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. «Однажды, например, школьники топором вырубили дверь в кабинете директора. Они разбили там всю мебель, посуду и технику, а потом выбросили в окно телевизор. Так подростки отомстили директору за то, что он пытался ужесточить контроль над дисциплиной и посещаемостью. В другой школе подростки решили ограбить строгую учительницу и забрались к ней в квартиру. Женщина вернулась домой раньше и застала там своих же учеников. Чтобы учительница не пожаловалась в милицию, они ее жестоко избили», – сообщила г-жа Иванова.

Растет и количество конфликтов между учениками. Ситуация обостряется, когда на защиту своего ребенка приходят родители. «Был случай, когда бабушка подкараулила у выхода из школы мальчика, который якобы обижал ее внука, – рассказала председатель Московского городского совета родительской общественности Ирина Ярчак. – Пожилая женщина схватила ребенка за ворот и начала душить. Хорошо, что это заметили другие родители и спасли мальчика». Впрочем, кто бы ни выступал инициатором конфликта, в обстановке постоянной агрессии дети теряют интерес к учебе. Г-н Комков напомнил «НИ» о результатах последних соцопросов: за 10 лет в 4 раза сократилось число ребят, которые с удовольствием ходят в школу.

Эксперты сходятся во мнении, что школьные конфликты во многом вызваны перегрузкой и учеников, и учителей. «Сейчас педагоги работают минимум на полторы, а то и на две ставки, то есть не меньше 36 часов в неделю», – сообщила г-жа Иванова. По ее словам, учителю для восстановления сил необходим дополнительный выходной в неделю. Однако при работе на две ставки это невозможно.

Евгений ШАПОШНИКОВ, академик РАЕН, руководитель Центра психологии и социальной медицины:
– Агрессивность генетически свойственна всем людям. Не надо думать, что насилие провоцируется только телевидением и компьютерными играми. Банды существовали не только в Нью-Йорке и Чикаго, но и в Советском Союзе. В разные эпохи агрессивность колеблется, и во время бурных социальных и экономических потрясений, перестроек она наиболее выражена. Социальное неравенство вызывает злость, зависть, что не может не проявиться в школе. Дети обязательно должны снабжаться комплексом «информационной терапии». Как во время войны человека можно склонить к убийству, так и во время мира можно повлиять на его взаимоотношения с людьми с помощью одной только информации.

Татьяна МУХА, психолог центра «Образование в развитии»:
– В школе проявляется то, что происходит в повседневной жизни детей. На взаимоотношениях учеников друг с другом и с учителями сказывается общее социальное напряжение. К тому же школа сама по себе не комфортная, а скорее репрессивная структура. Но наказание порождает новую агрессию. В последние годы к работе с детьми все чаще привлекают психологов и соцработников. Теоретически это должно повлиять. Но такая система только создается и еще не заработала в полной мере. Не будем забывать, что психологи сами попадают в уже сформированную школьную систему, и их возможности тоже ограничены. Часто психологов используют в качестве скорой помощи, а не в качестве механизма, который предотвращал бы конфликт. Если ребенок становится объектом насилия со стороны учеников или взрослых, родители прежде всего не должны обвинять ребенка в том, что он стал жертвой. В этом случае можно либо устранить причину самого конфликта, либо постараться повлиять на учителя, школу. Разделить бессилие ребенка, на мой взгляд, самая тяжелая задача для родителя.

Записала Юлия ДРЫНЬ
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
НИНА ВАЖДАЕВА
НГ

всего: 1169 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире