Давайте все вместе им посочувствуем!

Давайте все вместе им посочувствуем!

Местные новостиДеньги
Закончился сентябрь, и значительная часть педагогов была неприятно удивлена тем, что зарплата оказалась меньше, чем они расcчитывали.

 

Введение новой отраслевой системы оплаты труда бюджетников, по которой с 1 сентября 2008 года в качестве эксперимента начали работать 74 школы Новокузнецка, вызывает немало споров и возражений по всей стране.

 

Закончился сентябрь, и значительная часть педагогов была неприятно удивлена тем, что зарплата оказалась меньше, чем они расcчитывали. Причин тому множество.
 
 
В поисках “лишних душ”
 
Начнем с того, что с января 2008 года образование перешло на подушевое финансирование, то есть материальное обеспечение школ стало напрямую зависеть от количества учеников. Для учителя же главным показателем стала наполняемость классов. Есть норма, а именно 25 и выше учеников в классе, - получи, педагог, полновесную зарплату. Недобор же даёт ощутимую потерю в деньгах. Введение подушевого финансирования привело к тому, что в школах начали “добивать” классы, расформировывая те, где учеников не хватало. В целом же по городу к сентябрю 2008 года на 83 класса стало меньше по сравнению с прошлым годом. Фактически в Новокузнецке “усохли” две с лишним школы, соответственно, уменьшилась и нагрузка учителей. Образовательные учреждения развернули “охоту за лишними душами”, переманивая учеников от соседей, те, разумеется, оказывали сопротивление. В редакцию поступали жалобы от родителей, пожелавших перевести детей в другое образовательное учреждение, на то, что им не отдавали документы, а классные руководители, завучи звонили и даже приходили на дом, чтобы только отговорить от перехода в другую школу.
 
 
А вот от других “лишних душ” пришлось избавляться. Из штата образовательных учреждений вывели большую часть обслуживающего непедагогического персонала, что красиво называется “аутсорсинг”, а фактически означает сбрасывание с фонда оплаты труда учреждения лишней нагрузки в виде обязательств по оплате труда техничкам, сантехникам и т.д.
 
 
- Всех сотрудников, обеспечивающих питание в образовательных учреждениях, вывели в “Комбинат питания”, который выиграл соответствующий конкурс, - пояснил во время пресс-конференции председатель комитета образования и науки города Григорий Вержицкий. - Работники по ремонту зданий переведены в ремонтно-эскплуатационное управление комитета образования и науки, персонал по уборке помещений теперь в штате ООО “Арамия”, педагоги-психологи и социальные педагоги стали сотрудниками ДЮЦ “Орион”. Однако все они продолжают работать, как и работали в школах. Цель этих мероприятий - сохранение фонда оплаты труда учреждений и увеличение его стимулирующей части. Сама же работа по переходу началась после выхода ряда документов областной и городской администраций. На их основании 4 марта 2008 года комитет образования утвердил по согласованию с профсоюзной организацией план по переходу на новую систему оплаты труда.
 
 
Немного теории
 
Обещая 30-процентную надбавку к фонду оплаты труда в январе будущего года только тем учреждениям, которые перейдут на новую отраслевую систему оплаты труда, правительство хвалится, что система проста, всем понятна и позволит зарабатывать много денег тому, кто этого хочет. Суть в том, что зарплата, в том числе и педагога, должна напрямую зависеть от качества его работы. В нашем случае от уровня знаний учеников. Только после тщательной проверки качества знаний, умений и навыков учащихся педагог может рассчитывать на высокую или низкую зарплату. Учишь хорошо - имеешь много денег, плохо учишь - сидишь на диете. О “жюри” будет отдельный разговор. Если вспомнить, что школа - не заводской цех, где зарплата зависит, к примеру, от количества обработанных детелей, то такой подход к оценке труда учителя звучит устрашающе. Хорошо еще, что новая система хотя бы гарантирует педагогу твердый оклад.
 
 
Сейчас фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из централизованной, базовой и стимулирующей частей. При этом за счет средств централизованной части фонда устанавливаются компенсационные, стимулирующие надбавки руководителю учреждения. В Новокузнецке установлен объем этой централизованной части в 3 процента, хотя закон разрешает до пяти процентов. Что касается базовой части фонда оплаты труда, то она состоит из тарифной доли, обеспечивающей гарантированную зарплату работникам образовательного учреждения за ту работу, которая входит в круг должностных обязанностей, к примеру, за преподавание какой-либо дисциплины в соответствии с его нагрузкой. Вторая доля - компенсационная, которая обеспечивает выплаты за дополнительные работы, тут и проверка тетрадей, и доплата за работу на компьютере, классное руководство и прочее.
 
Но “гвоздем программы” ныне стала третья часть фонда - стимулирующая, которая составляет 20 процентов, или пятую часть фонда оплаты труда. Вот за её деньги теперь и будут биться педагоги. Считается, что эти средства должны быть распределены между учителями по результатам их деятельности. “Цель стимулирующей части - повышение качества образовательного и воспитательного процесса за счет развития творческой активности и инициативы педагогов”, - пояснил Григорий Вержицкий. На словах все это выглядит хорошо, а вот на деле...
 
 
За баллами наперегонки
 
Самые большие возражения вызывает методика подсчета - кому, за что и сколько платить. Есть типовое Положение о критериях и индикаторах по основным видам деятельности учителей. На его основе в каждой школе разрабатывают свое Положение. И там уж можно предусмотреть такие критерии, как результаты учеников на ЕГЭ, их текущую и итоговую успеваемость. В этом же списке количество призеров на олимпиадах, которых подготовил учитель; собственные успехи учителя в конкурсах; количество детей, посещающих кружки; пропуски детьми уроков, в том числе и по болезни, и т.д. и т.п. Считаем всё! Выставляет оценки, конечно, не сам учитель, а руководитель учреждения и члены “государственно-общественного органа управления”, то есть совет школы или другой какой-нибудь совет, соответствующий уставу учреждения. В него, кстати, входят родители, старшеклассники и то, что называется “общественностью”. “Ну, Мариванна, держись!” После умножения и прибавления получается определенное количество баллов, которое, по мысли создателей методики, отражает истинный уровень педагогического мастерства учителя.
 
 
Спринтерские гонки учителей за баллами напоминают распространенные в школах советской эпохи соревнования между классами. Тогда мы соревновались в количестве кружков, звездочек или плюсов, полученных за уборку территории, хорошее дежурство по столовой и прочие успехи. Победителю вручали грамоту на линейке и упоминали в школьной стенгазете. Но сейчас учителей поощрять решили вовсе не грамотами или аплодисментами, а рублем. К примеру, если за один балл стоимостью 100 рублей, пожалуй, не стоит бороться, то за 20-30 баллов? В некоторых положениях предусмотрен предельный минимум: не набрал 20 баллов, лишаешься доплаты вовсе. Представьте, если у учителя скопилось 19 баллов и он потеряет почти две тысячи рублей в месяц? Как потом он, наученный горьким опытом, будет “выдавливать” эти баллы из себя и учеников?
 
 
Споры об этичности и объективности такой вот методики оценки учительского труда продолжаются до сих пор. Председатель комитета образования Григорий Вержицкий согласился, что “система не совершенна, но совершенных систем нет”. И сослался на то, что государственно-общественный орган для того и предназначен, чтобы не только директор руководил распределением средств. Автор же этой статьи, со своей стороны, опираясь на собственный опыт работы в школе, называет новую методику оплаты труда педагогов унизительной, неэтичной, необъективной, позволяющей поощрять любимчиков и наказывать неугодных и, в конечном счете, сводящей весь многообразный труд учителя к бухгалтерскому учету разрозненных данных. Более того, считает, что она за короткое время может превратить слаженный педагогический коллектив в “змеиное гнездо”. Это понимают многие учителя и руководители школ.
 
 
- Меня могут упрекнуть в том, что я пошла на поводу желания “никого не обидеть”, - говорит директор школы, которая попросила не называть её имени. - Да, наше Положение не предусматривает слишком больших стимулирующих доплат. Да, у нас более 15-ти процентов надбавки к окладу в месяц не получишь. Да, наверное, это не тот стимул, из-за которого все кинутся осваивать новые методики и готовить призеров олимпиад. Но я хочу сохранить коллектив, который будет учить детей, а не думать, где бы побольше баллов набрать!
 
 
Перемелется, мука будет?
 
 
Сейчас в школах много недовольных сентябрьской зарплатой. Жалобы есть, однако, по словам Григория Вержицкого, надо разбираться в каждом конкретном случае:
 
 
- Возможно, уменьшилась нагрузка или повлияла наполняемость, а возможно, учитель не попал в состав педагогов, которые получили доплату из стимулирующей части. К тому же в одних школах предусмотрена ежемесячная надбавка, а в других сразу за квартал. Есть вероятность, что и сами Положения не доработаны в части коэффициентов и баллов. Мы сейчас заканчиваем проверку нормативных документов и ведем мониторинг заработной платы во всех учреждениях.
 
 
По словам Григория Вержицкого, сентябрь и октябрь не будут показательными. Ясная картина, скорее всего, сложится в ноябре. Да, подводить итоги, конечно, рано, но удивляет то, что проверку в школах наличия нормативных документов и их соответствия законам комитет образования проводит до сих пор, когда образовательные учреждения по ним уже работают! Конечно, у нас же демократия, школы сами с усами. Но занимать в таком взрывоопасном деле, как зарплата, позицию лишь контролёра? Да, были проведены курсы и семинары для директоров школ, однако большинство учителей как не разбиралось в этой свалившейся им на голову “балльной” системе, так и не разобралось до сегодняшнего дня. Отсюда и жалобы. Кстати, в Челябинской области педагоги одной сельской школы даже устроили в сентябре забастовку с требованием отменить переход на отраслевую систему оплаты труда. Областные чиновники потом объяснялись в СМИ, что учителям просто за летними отпусками и ремонтом школ забыли растолковать, как им теперь платить будут.
 
 
Педагоги должны знать, что в положениях о стимулирующих выплатах существует некий страховочный пункт. Там должно быть записано, что если педработник имеет такую же нагрузку, как и в прошлом году, но по каким-то причинам его зарплата стала ниже, то ему должны её рассчитать в соответствии со средней заработной платой по прошлому году.
 
 
Еще интересный факт. В целях сохранения сложившейся системы учебно-воспитательной работы в Новокузнецке, а также для решения программ, связанных с модернизацией образования, и для того чтобы педагоги ничего не потеряли или потеряли не так много, как могут по новой системе, глава города принял решение о финансовой поддержке из муниципального бюджета образовательных учреждений города. Материальную поддержку получат малочисленные и отдаленные школы, которые в условиях новой системы оплаты труда просто не выживут; котельные школ, учреждения, имеющие несколько зданий; культурные, художественно-эстетические центры в составе образовательных учреждений; профессиональное обучение в вечерних школах; индивидуальная работа с одаренными и отстающими детьми; профильная и предпрофильная подготовка - то есть те направления, которые с новой госполитикой в области образования плохо сочетаются. Показательна дата издания этого распоряжения - 16 сентября 2008 года. Видимо, подсчитали, прослезились и решили спасти хоть что-то. Распоряжение будет действовать в течение трех лет, а там... либо что-то из перечисленного само “отвалится”, либо очередной новый ветер подует в сфере образования.
 
 
***
Сейчас, по мнению директоров многих школ, самое главное - не пороть горячку. “Нас потрясет-потрясет, обид, конечно, будет много, и увольнительные на стол лягут, не без этого. Но в конце концов систему оценки труда учителя придется упростить, показатели усреднить, чтобы люди могли работать нормально. И это тоже переживем. Школы без учителей не останутся”, - еще одно анонимное мнение в нашей газете. (Надо признать, мы постоянно сталкиваемся с тем, что в сфере образования люди боятся себя называть). Да, у наших учителей сейчас очень тяжелый период, и он будет длиться достаточно долго. Давайте им посочувствуем! И безо всякой иронии.
 
 
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Татьяна Эмих
kuzpress.ru

всего: 2390 / сегодня: 2

Комментарии /3

10:4314-10-2008
 
Александр Аулов
Наберите в поисковике "идеальная премиальная система Литягина" - здесь можно познакомиться с более серьезным аналогом премиальной системы, внедряемой в бизнесе. Могу сказать, что эта система может называться идеальной только в условиях, близких к идеальным. В первую очередь в организации должен быть элементарный ПОРЯДОК. Также процесс внедрения может кардинально повлиять на результаты.

10:5914-10-2008
 
asd
Теперь качеству образования придет полный п...! В погоне за баллами будут троечникам четверки ставить (а мож и двоечникам)... И это только верхушка айсберга... Мало учеников с ЕГЭ др**т, теперь еще и не на экзаменах будут ...

11:2515-10-2008
 
Читатель
идиоты-чиновники все крепче впиваются в образование,
а началосб все с егэ

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости