Иммигрантская грамота

Иммигрантская грамота

В стране и миреВ мире
В Италии вводят специальные классы для детей иностранцев
Многотысячными акциями протеста и яростной критикой в СМИ отреагировали в Италии на проект закона о создании отдельных классов для детей иммигрантов, одобренный на прошлой неделе сенатом республики. Противники назвали этот документ расистским и остаются глухи к доводам его авторов, что "в изоляции" такие дети будут находиться только до тех пор, пока не выучат итальянский. Тем временем в России, где примерно пятая часть школьников - приезжие из бывших республик СССР, уже давно решают проблему с незнанием языка без шумных межнациональных споров.

 

Угадать славянское происхождение 13-летней Алины можно по более светлому, чем у итальянских детей, оттенку волос, кожи и глаз. Но когда девочка начинает говорить, никто не отличает ее от местной ребятни. Болтает Алина так же быстро и непосредственно, как любой итальянский ребенок.

Итальянская практика не приживется на российской почве

В пресс-службе Министерства образования и науки корреспонденту "Газеты" пояснили, что в России решения об открытии отдельных классов для мигрантов или реализации программ дополнительного обучения их русскому языку принимаются на региональном уровне или в муниципалитетах, потому что именно в их ведении находятся школы. В Москве, где проблема мигрантов актуальна не меньше, чем в Италии, не существует отдельных классов для детей, плохо говорящих по-русски. Однако их дополнительно обучают русскому языку после основных занятий, но учатся они в одних классах с остальными детьми.

Директор образовательного центра «Царицыно» (школы № 548) член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский считает, что принятые в Италии законы нельзя назвать расистскими, но с точки зрения педагогики они бессмысленны и на российской почве не приживутся никогда. "Они просто хотели сконцентрировать ресурсы, при этом не учли одной простой педагогической вещи, что самым мощным обучающим фактором для детей является живая языковая среда, а не учитель, - сказал Рачевский корреспонденту "Газеты". - Я несколько раз выступал по поводу программ изучения русского языка как не родного и считаю их абсурдными. Потому что, если ты живешь в России, то для тебя русский - язык нормального рутинного общения".

АНАСТАСИЯ НОВИКОВА

"Даже лучше, чем на родном украинском", - вздыхает ее мама Елена Дума. А еще четыре года назад, когда Елена Дума привезла дочь из Прикарпатья в городок Марзаботто на севере Италии, девочка не знала ни одного слова по-итальянски. И сразу пошла в третий класс. "Тяжело ей было, потому что в школе не было ни русских, ни украинцев, - вспоминает Елена Дума. - Ежедневно после уроков учительница занималась с ней языком. Дома мы повторяли весь материал на украинском. Через полгода Алина говорила уже нормально".

Общее мнение, что дети все схватывают на лету, ничуть не грешит против истины. "Чтобы свободно заговорить, ребенку достаточно года жизни в языковой среде, тогда как взрослому нужно в два-три раза больше времени", - сказала корреспонденту "Газеты" учитель итальянского языка одной из начальных школ провинции Болонья Франческа Пондрелли. Так что случай Алины не уникален. Как правило, через три-четыре месяца ребенок-иностранец начинает вполне адекватно воспринимать школьную программу. Однако, как считают в правой парламентской фракции "Лига Севера", это слишком долго. По словам члена "Лиги Севера" и автора проекта закона о создании в школах отдельных классов для детей иммигрантов Роберто Кота, ради одного или двух "неговорящих" преподаватель объясняет материал по несколько раз и тем самым тормозит процесс обучения всего класса.

Из текста документа следует, что в Италии учатся до 10% приезжих из Румынии, Марокко, Албании и других стран. Большинство из этих детей, поступая в школы, не знают ни слова по-итальянски. Педагоги уделяют им больше внимания, становятся менее требовательными и в результате обделяют знаниями остальных школьников. Роберто Кота предлагает сделать обязательным для детей иммигрантов вступительный тест по итальянскому языку. А тех, кто не пройдет испытание, объединить в отдельные классы. "Там они будут изучать, в первую очередь, язык и некоторые другие дисциплины. Им расскажут о правах и обязанностях гражданина Италии, о толерантности. А также - об особенностях жизни в демократическом обществе, о государственной независимости, об уважении к традициям, культуре и религиям разных народов", - говорится в законопроекте. Речь идет о "коротком или среднем" периоде обучения, но сколько это - полгода или год, еще не решено. Прошедшие подготовку ученики продолжат обучение в обычных классах.

Страсти по итальянскому

Как только сообщение о решении палаты депутатов парламента прошло в национальных выпусках новостей, в стране разгорелись настоящие итальянские страсти. Иммигранты и либерально настроенные итальянцы, в первую очередь журналисты, политики и общественные деятели, окрестили законопроект расистским. По всем телеканалам показывали ток-шоу, участники которых возмущались: "Наши дети не хуже итальянских!", "Моя дочь - первая по успеваемости в классе!", "В прошлом году лучшей ученицей в Болонье стала девочка из Марокко!", "А как же интеграция иностранцев? Демократия?". В Риме и Милане были организованы акции протеста. Статьи в газетах "украшались" фотографиями детских концлагерей.

Скептически относится к раздельным классам и бывшая москвичка Анна Пеливанян. Она прожила в Италии более 20 лет и вырастила в этой стране сына. Сейчас Виталию 29 лет, а когда они приехали, было всего 8. "Он рвал тетрадки, не хотел учить итальянский, так переживал из-за переезда, - рассказывает Анна Пеливанян. - А через три месяца уже "шпарил" вовсю. Теперь по-русски говорит с акцентом. Если детей изолировать в отдельных классах, они еще очень долго не выучат язык".

Угроза межнациональным отношениям и демократии, якобы исходящая от законопроекта, сильно преувеличена, а то и попросту надумана. Слова "отдельное обучение" и "разные классы" оказались той спичкой, от которой вспыхнула пороховая бочка южного темперамента. А пока министр образования Мариастелла Джельмини постаралась успокоить итальянцев. "Нам нужно было использовать другой термин, - заявила она. - Формулировка "отдельные классы" наводит на мысли об изолированных друг от друга местах. Иммигранты посещали и будут посещать нормальные классы, только к ним нужно будет добавить курсы итальянского языка. Как в зарубежных странах".

Перед ЕГЭ все равны

Полезным для итальянцев мог бы оказаться опыт российских коллег, поскольку в России эмигранты из Азербайджана, Армении, Молдавии, стран Средней Азии уже более 10 лет учатся по схеме, подобной предложенной "Лигой Севера". Так называемые национальные школы остались в прошлом. Теперь все школьники должны сдавать единый госэкзамен (ЕГЭ), поэтому требования к их уровню образования одинаковые.

Как и в Италии, большинство приехавших в Россию посреди учебного года детей не знают языка. Их знание русского проверяют с помощью специального теста. Если ребенок говорит более или менее хорошо, его зачисляют в обычный класс. Если же язык надо учить с нуля, новичок должен за год пройти бесплатный подготовительный курс в той же школе. Помимо грамматики детей знакомят с российской культурой, возят на экскурсии, обучают правилам поведения в общественным местах: в транспорте, магазине, музее. По окончании курса ученики проходят еще один тест, после которого начинают учиться вместе с остальными школьниками.

Как рассказала корреспонденту "Газеты" главный специалист управления дошкольного и общего образования департамента образования Москвы Наталья Ваганова, учителя также организовывают дополнительные занятия по русскому языку после уроков, а в 10 округах российской столицы существуют школы русского. "Нет никакого разделения на "наших" и "не наших", - говорит Ваганова. - Это бы способствовало разобщенности. А так все дети объединены общим учебным процессом".

В Тюмени число иммигрантов в школах достигает 30-40%. В основном это азербайджанцы, казахи, армяне и цыгане. Редко - дети из небольших горных аулов Кавказа: они не только не говорят по-русски, но и лишены элементарного общественного воспитания, например, могут съесть кусочки мыла, формой и ароматом напоминающего фрукты. Подготовительных курсов по русскому языку в переполненных школах нет, и всегда недостаточно учителей. Поэтому плохо говорящих по-русски детей зачисляют на один-два класса ниже. Учителя занимаются с такими детьми дополнительно, стараются заинтересовать российской историей и культурой. "У нас в седьмом классе учится девочка Ругаба из Азербайджана - наша звездочка, - гордится ученицей преподаватель русского языка и литературы тюменской школы № 43 Инесса Чуприна. - Она единственная отличница во всей параллели. Недавно сделала доклад о казачестве, очень достойный. А некоторые русские дети так плохо говорят, будто из-за границы только что приехали".

Несмотря на очевидную вроде бы безопасность проекта закона о специальных классах для детей иммигрантов, у итальянцев и приехавших в эту страну иностранцев есть причины протестовать и волноваться. Парламентская фракция "Лига Севера" не пользуется в Италии большим доверием: именно она несколько лет назад предложила отгородиться от проблемной Сицилии "железным занавесом". Что не добавило партии популярности среди сицилийцев и северян, искренне любящих свой остров bellissimo. С тех пор итальянцы склонны подозревать "Лигу Севера" в любых грехах. Например, существует мнение, что кто-то специально подогревает неприязнь между коренными жителями Италии и иммигрантами - с целью развития института приватных школ. Уже сейчас некоторые родители предпочитают учить детей отдельно от "понаехавших иностранцев", и небольшой межнациональный конфликт стал бы неплохой рекламой частного образования.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
ЕЛЕНА МОСКОВКИНА
gzt.ru

всего: 779 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире