Открывая коллегию, министр Андрей Фурсенко отметил, что с одной стороны, экспорт услуг - это продвижение образовательных стандартов России в другие страны, что расширяет сферу влияния. А с другой - оценка конкурентоспособности: если образование плохое, то никто не поедет его получать.
На сегодняшний день в 650 российских вузах обучается свыше 120 тысяч иностранных граждан, из них большая часть (70 тысяч) - граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучаются 25 тысяч человек.
По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше.
"На долю России приходится 3 процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, - сообщил директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. - Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании - 12. мы считаем, что значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере".
Развитию экспорта услуг препятствуют несовершенства нормативно-правовой базы, слабое развитие инфраструктуры, в том числе социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан, их медицинского обслуживания и обеспечения безопасности.
По словам Владислава Ничкова, для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей экспорт услуг, принято несколько важных нормативных документов. В частности, закон о двухуровневой системе обучения, благодаря которому удастся сблизить образовательную систему России и других стран-участниц Болонского процесса. По решению правительства от 25 августа 2008 года решено увеличить ежегодный приём иностранных граждан в российские вузы до 10 тысяч человек за счёт федерального бюджета.
В рамках СНГ одобрены концепция развития дистанционного обучения и Концепция развития образования взрослых в странах Содружества. Ведётся активная работа по подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования. За последние два года такие соглашения подписаны с Молдавией, Туркменистаном и Казахстаном. Особая роль в развитии экспорта принадлежит российско-национальным (славянским) университетам совместного ведения, которые открыты в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Имея статус государственных образовательных учреждений России и стран-партнёров, вузы получают финансовую и организационную поддержку от обеих сторон-учредителей. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры. Сегодня в этих университетах обучается 15 тысяч человек. И в Минобрнауки считают, что их опыт необходимо распространять в других странах.
По мнению участников коллегии, для развития экспорта образовательных услуг необходимо расширять сеть подготовительных курсов: стандарты образования России и других стран серьёзно отличаются друг от друга.
Ещё одна проблема связана с введением в России единого госэкзамена. Как со следующего года будет организован приём иностранных граждан в вузы, пока остаётся непонятным. Возможно, им придётся сдавать ЕГЭ. Хотя если в своих странах они сдали выпускные экзамены, то зачем их заставлять проходить повторную аттестацию в России?
"Единым госэкзаменом мы запугали большую часть потенциальных иностранных студентов, - заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. - Недавно я был на конференции по образованию в Китае. Первое, о чём они спрашивают - как сдавать ЕГЭ. Наверное, это не совсем нормальная ситуация".
В завершении коллегии Андрей Фурсенко подчеркнул, что невозможно говорить о перспективах развития экспорта российских образовательных услуг без стратегической программы. На сегодняшний день её нет. Специалисты не имеют чёткого представления о том, что препятствует развитию экспорта и какие необходимо принять меры для их ликвидации. Исходя из этого, министр образования в двухнедельный срок предложил создать межведомственную комиссию (из представителей Минобрнауки, МИД, Минэкономразвития и других ведомств), которые приступили бы к разработке такого документа.
Первоначальное решение коллегии не было принято. К следующему заседанию должен быть подготовлен проект предложений по обсуждаемой проблеме, с учётом озвученных замечаний и обозначенных проблем.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: