Экзамен на зрелость

Экзамен на зрелость

В стране и миреВ мире
Госдума и Минобрнауки разрабатывают Национальную образовательную стратегию  

– Григорий Артёмович, наиболее обсуждаемая тема, связанная с образованием, – ЕГЭ. В вашем комитете разрабатывались поправки в закон, предусматривавшие добровольность Единого госэкзамена. Какова их судьба?
– Федеральный закон «О совершенствовании итоговой аттестации и порядка приёма в вузы», который вступил в действие с 1 января 2009 года, предусматривает обязательность ЕГЭ. И члены нашего комитета Олег Смолин и Иван Мельников действительно работали над поправками, которые предусматривали приоритет традиционной формы экзаменов, а сдачу ЕГЭ – «по желанию» и полную отмену этой формы итоговой аттестации для общественных дисциплин. Но, рассмотрев на заседании комитета поправки, мы их отклонили.
Трудно представить, как на уровне района, города, региона можно организовать работу по итоговой аттестации. Ведь школы длительное время готовились к обязательности ЕГЭ, и вдруг мы объявим, что такая аттестация становится добровольной. То есть поправки могли дезорганизовать, запутать учителей, родителей, школьников.
Так что законопроект пока отложен. Но мы договорились с коллегами, что продолжим работу над их предложениями вместе с Минобрнауки и Рособрнадзором. Её результатом уже стали нововведения, появившиеся в «Положении об итоговой аттестации выпускников 11-х классов и порядке приёма в вузы на 2009 год».
Например, для выпускников учреждений среднего профобразования, абитуриентов, решивших получить второе высшее образование, и иностранных студентов допускается приём в вузы по результатам сдачи традиционных вступительных экзаменов.
Кроме того, положение предусматривает, что итоговая аттестация будет завершаться сдачей двух обязательных экзаменов – по русскому языку и математике, а все остальные предметы, которые входят в перечень ЕГЭ, будут сдаваться по желанию, в зависимости от выбранной специальности в вузе.

– Некоторые эксперты считают, что положение не лишено недостатков. Как вы относитесь к мнению, что значительное число выпускников не сможет поступить в вузы?
– Наоборот – доступность высшего образования серьёзно повысилась. На 15 – 20% увеличилось количество ребят из глубинки, поступивших в прошлом году в вузы. Они сдали экзамены у себя дома, направили результаты в несколько вузов и, не покидая родных мест, ждали зачисления.
Ещё один важный момент – борьба с коррупцией. Сейчас «помочь» поступить стало невозможно. Уровень коррупции не просто снизился – она практически исчезла!
Основная проблема ЕГЭ связана с контрольно-измерительными материалами. У нас до сих пор нет материалов по иностранным языкам, и к нам в комитет приходят письма с жалобами, что ЕГЭ по этому предмету не принимают. В материалах по основным предметам есть что совершенствовать. С этой целью создан Институт педагогических измерений при Рособрнадзоре.
Если контрольно-измерительные материалы станут лучше, то отношение скептиков к ЕГЭ изменится.

– При обсуждении системы образования зачастую остаются в тени проблемы среднего профобразования...
– У меня к этому образованию особо трепетное отношение. Я сам заканчивал техникум, и основу профессиональных знаний получил именно там.
Необходимо повышать престиж среднего профобразования. Без специалистов среднего звена не обойдутся ни частный бизнес, ни госсектор. Вот простой пример. Рождаемость повышается, скоро начнёт давать эффект материнский капитал. На этом фоне мы так и не решили проблему дошкольного образования. У нас не хватает не только мест в детских садах, но и педагогических кадров, которые готовят именно в колледжах.
К сожалению, в законодательстве именно по среднему профобразованию сейчас существует пробел. Есть федеральный закон о высшем и послевузовском профобразовании, но нет закона о среднем профобразовании.
В то же время отдельный закон разрабатывать уже не имеет смысла. Дело в том, что наш комитет, Российский союз ректоров и Минобрнауки вплотную приступили к созданию интегрированного законодательного акта об образовании в стране. Подготовлена его концепция, создана рабочая группа. По плану, предложенному министром образования Андреем Фурсенко, к 2010 году этот документ будет внесён в Госдуму. В нём будут оговорены нормы по всем уровням образования – от дошкольного до послевузовского.

– А как законодателями решается вопрос взаимодействия учреждений профобразования и бизнеса?
– Ещё в 2007 году были приняты законодательные нормы участия бизнеса в учебном процессе. Работодателю дано право участвовать в подготовке образовательных стандартов и требований. При этом он принимает на себя обязательство заботиться о наличии современного оборудования, информационных и образовательных технологий, организации учебно-производственной практики.
Теперь наш комитет вместе с министерством работает над законопроектом о правовых отношениях в области взаимодействия учреждений профобразования с работодателями. В нём будет предусмотрена норма, позволяющая работодателю получать от государства определённые преференции в случае, если он участвует в учебном процессе, оказывает материальную помощь. Прежде всего речь идёт о налоговых льготах.
Думаю, что в течение 2009 года такой законопроект будет внесён правительством на рассмотрение Госдумы.
Об этом, кстати, говорил в своём послании и президент Дмитрий Медведев: мы должны создать условия, чтобы бизнес не отворачивался от учреждений профобразования.
Сейчас завершается работа над созданием национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». В ней предусматриваются пять основных направлений работы.
Во-первых, это стандарты образования. Во-вторых, поиск и сопровождение в течение всего периода обучения талантливой молодёжи. В-третьих, повышение престижа и социального статуса педагога – президент поддержал предложение объявить 2010 год Годом учителя, педагог должен стать самой уважаемой фигурой в обществе. В-четвёртых, материально-техническая база, создание комфортных условий – у нас не должно быть ветхих и не оснащённых современной техникой школ, нужна школа XXI века. В-пятых, речь идёт о формировании здорового образа жизни, что подразумевает прежде всего физкультуру и спорт, которые должны присутствовать в современной школе.
Комитет Госдумы по образованию определён в качестве площадки для этой работы. И сейчас первоочередная задача для министерства и нашего комитета – завершить разработку Национальной образовательной стратегии, которая обозначит вектор развития школы на ближайшие годы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Беседовал Антон Гарнов
Гудок

всего: 810 / сегодня: 1

Комментарии /1

14:4116-01-2009
 
 
Читатель
а кто такой Григорий Артёмович ??

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире