до юбилея
344 дня
 
Американцев деньги не спасут

Американцев деньги не спасут

В стране и миреБешеные бабки
Барак Обама еще до инаугурации разработал собственный план по спасению американской экономики.

Он обойдется в $775 млрд, приведет к резкому росту государственного долга и вряд ли даст долгосрочный экономический эффект.

Американская экономика погружается в рецессию. Эксперты, которые до недавних пор демонстрировали оптимизм, наконец скорректировали прогноз по ВВП США до —1,5% в 2009 году (еще месяц назад аналитики надеялись на -1%). Видимо, в марте этот показатель придется снизить еще раз.

По данным Министерства труда США, количество безработных в декабре 2008 года выросло на 524 тыс человек. Всего же за прошлый год количество рабочих мест в Штатах сократилось на 2,6 млн — «рекорд» с 1945 года. Уровень безработицы достиг 7,2% (а если учитывать частично занятых, то 13%). Сократилась и продолжительность рабочего времени – до 33 с небольшим часов в неделю. Учитывая, что в США оплата труда почасовая, то и доходы работающего населения существенно сократились.

В этих условиях избранный президент США Барак Обама разработал собственный антикризисный план стоимостью $775 млрд. Он предполагает сокращение налогов для компаний и частных лиц на $300 млрд и выделение дополнительных средств на здравоохранение, образование, инфраструктуру, энергетику, помощь бедным и безработным. К 2011 году предполагается создать дополнительные 3,5 млн рабочих мест — в рамках общественных работ по развитию транспортной инфраструктуры, модернизации общественных зданий, созданию энергетических объектов. Значительные средства будут направлены на субсидирование программы медицинской помощи бедным Medicaid, на строительство школ, подготовку учителей.

Как сообщает Bloomberg, буквально накануне инаугурации экономический советник Обамы Ларри Саммерс направил письмо лидерам Конгресса США с подробным описанием условий, которые выдвигает Обама для использования второй половины фонда Программы по освобождению от проблемных активов (план Полсона). Напомним, первые $350 млрд из «антикризисных» $700 млрд были направлены в октябре на поддержку финансового сектора. Теперь необходимо решить, как потратить оставшиеся $350 млрд.

В послании Саммерса говорится, что компании, получающие помощь от правительства, должны будут ограничить выплаты компенсаций до тех пор, пока деньги налогоплательщиков не окупятся. Кроме того, размер выплаты дивидендов будет установлен на минимальном уровне.

Как заявил сам Обама, он хочет «коренным образом изменить» способ выделения средств из фонда спасения. Избранный президент убежден, что администрация Буша действовала в условиях кризиса нерешительно, а первые $350 млрд из фонда были потрачены безнадзорно и неэффективно.

Теперь Обама намерен направить больше средств муниципальным банкам и малым предприятиям, ослабить кредитное давление на население.

Однако предложенные Обамой меры выглядят скорее как латание дыр, нежели реальный план по выводу экономики из кризиса. Налоги снижал еще Джордж Буш, но это привело лишь к росту дефицита бюджета и госдолга. На 2009 бюджетный год, который завершится в сентябре, прогнозируется дефицит в размере $1,2 трлн — и это без учета госрасходов на «План Обамы».

Выделение дополнительных средств на реализацию программы Medicaid обусловлено тем, что с 2008 года в США начался серьезный рост числа пенсионеров, и если власти не смогут обеспечить медицинскую помощь бедным на более-менее приличном уровне, это вызовет недовольство населения. Что же касается развития транспортной инфраструктуры и строительства дорог, то это не даст никакого эффекта для экономики США.

Дорожное строительство использовалось как антикризисная мера еще при президенте Рузвельте во времена Великой депрессии. Безусловно, тогда это дало дополнительные рабочие места (на что, собственно, и рассчитывает сейчас Обама), но главным результатом стала настоящая революция в структуре американской экономики.

К началу Великой депрессии автомобили уже не были предметом суперроскоши. Их могли себе позволить и представители среднего класса, но лишь в крупных городах. Строительство многочисленных автострад привело к резкому росту спроса на автомобили,а затем — автобусы и грузовики для перевозок на дальние расстояния. Отметим, что автопром имеет массу сопутствующих производств, и, соответственно, является одним из самых больших мультипликаторов инвестиций. А в 30-е годы это была еще и одна из самых высокотехнологичных отраслей экономики.

Именно тогда был создан «американский образ жизни», который немыслим без автомобиля. Люди стали более мобильны, что позволило эффективней использовать трудовые ресурсы. Изменилась структура расселения – американцы стали переезжать в пригороды и города-спутники, что создало условия для появления «одноэтажной Америки». Все эти и другие, более мелкие последствия строительства дорог стали локомотивом экономического роста в последующие десятилетия.

Очевидно, что в сегодняшней Америке подобного эффекта от «дорожных работ» получить не удастся. США необходим новый «план Рузвельта», который позволит вновь изменить структуру экономики, основываясь на очередном технологическом рывке. Однако пока сверхперспективных технологий не просматривается, и США вынуждены наращивать госдолг, одновременно запуская на полную мощность печатный станок. В результате падение американского ВВП более чем на 5% в 2009 году выглядит вполне реальным.
 

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Александр Якуба
rosbalt.ru

всего: 805 / сегодня: 1

Комментарии /1

14:5521-01-2009
 
 
1
Надо же... Демократия!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире