Ослабляющие коррективы

Ослабляющие коррективы

В стране и миреВ мире
В минувшую пятницу ректор МГУ и президент Союза ректоров России Виктор Садовничий после, по-видимому, бурного разговора с министром образования и науки Андреем Фурсенко сообщил, что в декабрьский приказ министра 365, которым для поступающих в вузы введены два дополнительных обязательных ЕГЭ по профилирующим предметам, будут внесены ослабляющие коррективы. Дополнительный экзамен останется, вроде, один. Лучшим университетам разрешат один (профильный) экзамен не в форме ЕГЭ. Многие вздохнули с облегчением.
От этого приказа уже три недели как в ужасе слишком многие.

Возьмём хоть родной для меня, как и для ректора Садовничего, мехмат. В прошлом году абитуриенты сдавали две математики: устную и письменную (ЕГЭ) - и русский язык. Люди, естественно, ждали того же и в нынешнем году. Готовились. А в декабре из приказа Минобра узнали, что вступительными туда назначены, наряду с математикой и русским языком, физика и информатика. Всё в форме ЕГЭ. Гениям-то наплевать: они что угодно сдадут. Но даже на мехмат идут не одни гении. А осталось на подготовку меньше полугода. Загляните в интернет - посмотрите, какими словами кроют Минобр школьники, родители и учителя. Заодно увидите и ещё одно: каких денег просят с ошарашенных родителей всяческие курсы по натаскиванию к ЕГЭ - в том числе и очевидно шарлатанские.

Этот внезапный, без объявления войны, приказ 365 вообще несколько странен.

Он выглядит так, будто и не было никаких обсуждений этой проблемы. Будто ни школьные, ни вузовские педагоги, ни тем более родители слова поперёк ЕГЭ не сказали. Между тем, за все последние годы ничего наша общественность не обсуждала так массово и горячо (кроме разве что осетинского конфликта), как этот самый ЕГЭ. И в основном - вы уж извините - бранила. Больше всего напирали на всяческие бессмыслицы в предлагаемых школьникам тестах. То химики, то историки публично разоблачали поразительную некорректность заданий ЕГЭ. И каждый раз им отвечали, что тесты-де "будут дорабатываться". И до сих пор так отвечают. Хотя вероятность того, что люди, не сумевшие "доработать" тесты за восемь лет, преуспеют за десять или даже за двадцать, не представляется слишком уж большой.

Но ведь дело-то не в ошибках в тестах. С какими результатами закончился многолетний эксперимент по введению ЕГЭ, вот что интересно. Степень успешности покажется очень разной в зависимости от того, кого вы о ней спросите. Если чиновников Минобра, то услышите, что успех практически полный: все цели, поставленные перед ЕГЭ, с блеском выполнены. Если педагогов или, например, родителей, вы в изобилии услышите гораздо менее радостные слова. Так, первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин не обинуясь говорит об антисоциальном и даже антигосударственном характере шумного нововведения - это прежде всего о ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам.

Если же, как это разумно делается в судействе многих видов спорта, отсечь самые высокие и самые низкие оценки, то в среднем получится примерно вот что.

ЕГЭ должен был победить коррупцию в образовании. Он её чуть сместил (родителей стригут теперь в основном другие люди); оптимисты добавляют: сместил, несколько при этом уменьшив. Временно.

Далее, ЕГЭ должен был уравнять шансы выпускников столичных школ и школ, расположенных в глубинке. В некоторой степени - в той степени, на которую, в принципе, можно было рассчитывать, - это случилось. Доля абитуриентов из глубинки, поступивших в престижнейшие вузы страны, несколько выросла. И это всё. То есть, не всё - есть и дальнейшее уплощение образования, сваливание его в натаскивание; есть и стремление чиновников от образования использовать результаты ЕГЭ как бесспорное свидетельство качества учительской работы - с материальными оргвыводами. Но - ради праздничка - не будем подробно о грустном.

Вывод из сказанного, на мой взгляд, таков: хватит носиться с ЕГЭ, как дурень с писаной торбой. Это ведь всего лишь ОДИН из способов решать ОДНУ из проблем системы образования - проблему перехода от средней школы к высшей. Видит Бог, у нашего образования хватает и других проблем - куда как более важных. То, что Минобр, судя по пятничным новостям от Садовничего, уже и сам понимает, что малость переборщил с этим ЕГЭ, - это отлично. Хорошо бы, чтобы он сдал назад и ещё немного - в первую очередь, с обязательностью ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. Абитуриентам нынешнего года уже явно не миновать ненужной сутолоки и проблем при поступлении в вузы - надо, чтобы хоть к страде будущего года всё было утрясено заранее. И чтобы как можно скорее и правительство, и педагогическая общественность сосредоточились на содержательных проблемах образования.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 787 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире