Автолюбитель как дойная корова

Автолюбитель как дойная корова

В стране и миреЭкономика и финансы
Автодилеры вовсе не намерены банкротиться из-за причуд правительства РФ и мирового экономического кризиса.

Торговля импортными автомобилями в России, бойко шедшая весь январь (спасибо традиционным для этого месяца скидкам на машины прошлого года выпуска), с февраля-марта начнет впадать в спячку. Между тем, автодилеры вовсе не намерены банкротиться из-за причуд правительства РФ и мирового экономического кризиса. У продавцов есть минимум два лекарства от банкротства, которые будут применяться комплексно.

Рассмотрим складывающуюся на авторынке России ситуацию на примере деятельности концерна Ford Motor Company. Как отмечают дилеры компании, продажи в январе примерно вдвое превысили декабрьские. Это неудивительно.

Ведь в декабре, во-первых, было еще не ясно, введет ли правительство заградительные таможенные пошлины на иномарки (надежды автомобилистов и дилеров питали), во-вторых, многие аналитики предрекали фиксацию курса рубля к доллару и евро, а то и его рост (случилось прямо противоположное), в-третьих, опытные покупатели (а таковых год от года становится все больше) ждали наступления сезона «новогодней халявы» — скидок, бонусов, подарков и прочих радостей. В январе же те, кто имел желание и возможности купить новый автомобиль, все поняли и стремглав бросились в автосалоны сбрасывать стремительно дешевеющие рубли.

Однако все хорошее рано или поздно заканчивается, в том числе и новые импортные автомобили 2008 года выпуска. По оценкам экспертов, с учетом нынешнего покупательского ажиотажа прошлогодних «фордов» хватит до конца февраля, максимум – марта, и то не всем – придется побегать по салонам, отказаться от желанной комплектации в пользу имеющихся и т.п.

Продукция же концерна Ford Motor Company нынешнего года выпуска уже подорожала, причем дважды. Это и есть первое универсальное и естественное лекарство от банкротства. В случае с Ford повышение не было совсем неожиданным и анонсировалось заранее. Так, о поднятии цен с 1 января 2009 г. пресс-служба ЗАО «Форд Мотор Компани» сообщила еще 1 декабря 2008 г. «В среднем повышение цен составит 5% и будет распространяться на все пассажирские автомобили Ford местного производства и импортируемые в Россию», — говорилось в сообщении.

Однако новые цены не продержались и месяца. Уже в 20-х числах января российское отделение Ford Motor Company публично сообщило, что с 1 февраля концерн вновь повышает цены на свою продукцию. «В среднем повышение цен составит 4,5% и распространится на все произведенные с 1 февраля 2009 года легковые автомобили и частично на внедорожники и коммерческие автомобили», - сказано в сообщении. В пресс-релизе компании уточняется, что повышение цен на Focus и Mondeo российской сборки составит 2%, на импортируемые легковые автомобили — 6,1%, на модель Escape — 8,2%, на Transit — 12,2%.

То есть цены на ввозимые в РФ легковые «форды» нынешнего года выпуска поднимутся более чем на 10%. Причем, не факт, что цена на этом остановится – все будет зависеть от дальнейшего поведения рубля и Центрального банка. Однако не нужно быть пророком, чтобы предсказать сильный спад продаж после марта 2009 года в сегменте новых иномарок. Ситуация с автокредитованием в этом году явно не улучшится, удешевление рубля и намечающаяся рецессия никак не предполагают расширения покупательской активности россиян, но есть и еще один фактор, который автолюбителями пока еще слабо учитывается – он же лекарство номер два от банкротства автодилеров.

Имя ему – регламентное техобслуживание. Если выросшая цена на новый автомобиль предполагает свободу выбора – покупать его или подождать до лучших времен, то прайс-лист на ТО у авторизованного дилера – данность, с которой придется считаться всем, у кого машина находится на гарантии производителя. Как правило, у продукции  Ford Motor Company в РФ гарантия — два года от производителя плюс еще от одного до трех – от дилера по желанию автовладельца («продленка» стоила в последние годы около 10 тыс. рублей). То есть максимальный срок гарантии – пять лет. Правила нахождения авто на гарантии всем известны – необходимо обслуживаться или ремонтироваться только у авторизованного дилера, использовать запчасти и агрегаты компании-производителя, проходить регламентное ТО в сроки, указанные в сервисной книжке, даже если машина вообще не используется. Одним словом, шаг влево, шаг вправо – прощай гарантия.

Понятно, что в этой ситуации компания-производитель и дилер могут назначить любую цену на работу сервисных служб, на ТО, на услуги, на используемые жидкости и запчасти, а также дать полную волю фантазии своих сервисменов, выносящих рекомендации после осмотра автомобиля. Любое несогласие с такими рекомендациями может закончиться снятием автомобиля с гарантии, а значит – при наличии денег у клиента – практически исключено. Есть, конечно, юридически грамотные клиенты, которые в случае такого легализованного вымогательства легко сыпят пунктами кодексов и законов и убедительно рассказывают про судебную ответственность, но таковых на общем фоне – единицы. Большинство же сочтут за благо согласиться с рекомендациями и заплатить.

Насколько эта статья расходов автолюбителей и доходов производителей и дилеров может вырасти в условиях спада продаж новых машин? Ответ – существенно, в разы. Так, корреспондент «Росбалта», владелец автомобиля Ford Fiesta, на днях проходил регламентное ТО в сервис-центре одного московского официального дилера компании. Машине – ровно два года, но гарантия была продлена до четырех лет по спецпрограмме дилера, так что вопросов, где проходить ТО, понятно, не возникло. Да и особых опасений по поводу стоимости ТО не было: Fiesta – самый бюджетный автомобиль Ford Motor Company в России (более дешевая модель Ка давно не продается), пробег за год у машины – 7 тыс. км., условия эксплуатации далеки от экстремальных. Первое ТО (после года эксплуатации), например, владельцу обошлось примерно в три тысячи рублей.

Сервисная служба дилера проявила интерес к Fiesta сразу по окончании новогодних каникул – звонком владельцу (ранее такой предупредительности не наблюдалось). Тогда же прозвучала примерная стоимость ТО 2 с учетом пробега – около 5 тыс. рублей. То есть «средняя по больнице» цена, в целом – вполне разумная. Сразу по прибытии в салон владелец понял, что времена изменились: дилер отказался мыть машину перед ТО за свой счет и своими силами, предложив хозяину «сбить грязь» в соседнем боксе – минус четверть часа личного времени и 100 рублей.

Затем машина все же была принята на обслуживание, и «доение» клиента продолжилось: снятие защиты картера теперь платная услуга – еще 350 рублей. Следующий пункт – замена тормозной жидкости. На наивный вопрос хозяина – мол, зачем менять «тормозуху» после 20 тыс. км пробега, последовал строгий ответ – положено по регламенту после двух лет эксплуатации. Еще 1050 рублей. Добавим к этому 1400 рублей за антибактериальную обработку системы вентиляции (лучше сделать сейчас, поскольку все равно меняем фильтр салона, а потом туда будет трудно подлезть, — последовало объяснение), — с учетом стоимости самого ТО в 2800 рублей вышло 5600 рублей. В общем, недешево для бюджетного автомобильчика, но терпимо.      Через несколько часов из сервиса позвонили и озвучили рекомендации: замена свечек (хотя машина заводилась без проблем) и чистка дроссельной заслонки (бензин в России, мол, грязный). Ну, понятно, надо – значит надо. После калькуляции оглашается итоговая стоимость ТО с рекомендациями – 14700 рублей, то есть примерно втрое выше изначально озвученной.

Насколько можно судить по итоговым распечаткам, при первоначальной оценке стоимости работ сервисмен не учел стоимости расходных материалов и НДС. Отказаться платить уже нельзя: ТО проведено — за исключением рекомендаций. Но и от последних отказаться нельзя, на что недвусмысленно указывает пункт «Гарантийные обязательства» в акте приема работ: «Несоблюдение рекомендации и несвоевременное устранение неисправностей может повлечь выход из строя узлов и агрегатов автомобиля, а также потерю гарантийных обязательств производителя». Причем, что раньше последует – можно только догадываться.

Таким образом, схема «надоя» на сервисном обслуживании автомобилей марки Ford, находящихся на гарантии, проста и эффективна – удорожание стоимости материалов (хотя в магазинах ценники на запчасти, масла и прочие жидкости остались на прошлогоднем уровне), расширение списка «рекомендованных» работ вне зависимости от их реальной необходимости, увеличение числа платных услуг (мойка авто, снятие-установка защиты картера).

В заключение заметим, что от одной новой платной «услуги» корреспондент «Росбалта» все же отказался – и потерял гарантию на 12-летнюю защиту от сквозной коррозии. А всего-то нужно было заплатить еще 2500 рублей за оттиск печати в сервисной книжке. Но хозяин машины справедливо рассудил, что через 12 лет на ней будет ездить кто-нибудь другой, а при продаже авто с рук отсутствие отдельного штампика по лако-красочному покрытию покупатель просто не заметит.     

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Николай Ульянов
rosbalt.ru

всего: 1048 / сегодня: 1

Комментарии /1

11:2504-02-2009
 
 
Читатель
как обычно, за все заплатит потребитель

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире