Что репетировать будем?

Что репетировать будем?

В стране и миреВ мире
Если раньше услугами репетиторов пользовались, в основном, старшеклассники, желающие поступить на престижный факультет или столичный вуз, то теперь к ним обращаются даже ученики начальной школы.

Что уж говорить про более серьезные учебные этапы, такие как поступление в вуз, сдача пресловутого ЕГЭ? Многие сегодня уверены, что без репетиторов не только хороших результатов не будет, но и вообще ничего не сдашь. Впрочем, спорных вопросов в этой теме достаточно. Об этом свидетельствует и то, что все наши собеседники, с которыми мы затронули сферу репетиторства (родители, преподаватели школ и вузов), захотели остаться инкогнито.
Зачем нужен репетитор в школе
Времена, когда непонятливого или ленивого ученика оставляли после уроков в классе и старались добиться от него выполнения работы или вдалбливали пропущенную тему, давно прошли. Сегодня образование в руках самих учащихся, а чаще их родителей, которые не меньше (а порой и больше) детей заинтересованы в знаниях и учебных результатах. Поэтому, когда у ребенка обнаружены или назревают явные проблемы с учебной программой и оценками, родители ищут квалифицированного помощника. Им становится либо тот же самый учитель, что и преподает у школьника, либо педагог из другого среднего общеобразовательного учреждения. Как вариант – учитель, который ушел на пенсию, но подрабатывает репетиторством.
Среди причин, по которым дети не усваивают учебную программу в рамках урока (не считая пропуски занятий по болезни и т.п.), учителя называют:
· Излишнее разнообразие учебников, их несовершенство. Особенно эта проблема актуальна при смене ребенком школы или класса.
· Активное использование школьниками информации не из книг, а из Интернета, где масса некорректных, да и просто ложных данных.
· Акценты смещены от учебы в иные области — дети мало думают об уроках, у них сегодня другие интересы и проблемы.
Впрочем, нередко сами педагоги (особенно старой закалки) косо смотрят на тех, кто репетиторствует у своего же ученика, считая это неэтичным. Аргумент противников такой этики: "Почему я должен заниматься бесплатно с лоботрясом, который не хочет ничего делать на уроках? Зато он занимается, когда его родители платят…". Бывает и так, что человек известен как хороший репетитор, а в школе, то есть на основной работе, его результаты блестящими не назовешь.
Мнение родителей:
Папа N: "Иногда учителя сами нагнетают обстановку, занижая оценки ученику, чьи знания не так уж плохи. Родители начинают волноваться, ходить в школу, и однажды им намекают, что их ребенку нужны дополнительные часы. Часы, конечно, платные, и их готовы вести те же учителя, что обучают этому предмету. Становясь репетитором у ученика, преподаватель уже гораздо лояльнее к нему относится".
Мама Х: "У отдельных педагогов такие требования к детям, которые трудно выполнить. У нас, например, весь второй(!) класс занимался втихаря у репетиторов по английскому языку, потому что школьная учительница была фанаткой своего предмета и спрашивала с детей по особой программе, превышающей учебную. Уточню: класс был не в профильной английской школе. Мой сын со слезами шел на урок иностранного, а нас, родителей, заставляли присутствовать на занятиях, чтобы знать, как заниматься с детьми дома…".
Так или иначе, но репетиторы у школьников, которые еще не озабочены никакими экзаменами, стали обычной практикой. По словам самих учителей, репетиторство для них – хороший кусок масла к их хлебу, поэтому редко кто отказывается от этой работы. Даже в начальной школе иные родители нанимают репетитора – выполнять с непоседой домашнее задание, корректировать классное.

Переломный момент
Вопрос репетиторства практически не обсуждается, когда речь идет о выпускных классах. Подготовку своего чада к экзаменам 9-11 классов, а потом и к следующему этапу – поступлению в вуз – родители нередко возлагали на плечи педагогов. Причем во втором случае старались найти не просто репетиторов, а преподавателей того вуза, куда собрался поступать выпускник. Самыми ценными кадрами на этом рынке становились те, кто непосредственно работал в приемной комиссии. Причем их задача была не столько углубить знания, сколько дать гарантию стопроцентного поступления на желаемый факультет. После введения системы ЕГЭ эта схему должна потерять свою актуальность.
Учитель В: "В вузах нередко использовался бригадный подход – за одного абитуриента брались сразу несколько преподавателей (по предметам, которые нужно сдавать на вступительных экзаменах) и готовили его за очень немалые деньги. Например, на факультет РГФ нужно было сдавать иностранный, историю и сочинение, и три соответствующих специалиста работали с будущим студентом. Причем два года назад одно лишь занятие по английскому языку стоило 40 евро… И сейчас имеет место такой метод, только педагоги не могут дать ученику гарантию успешной сдачи экзаменов".
На вопрос "можно ли сдать ЕГЭ без помощи репетиторов?", многие отвечают: "Нет". И дело не в том, что нынешние учащиеся сплошь беспомощны и бестолковы. Преподаватели говорят, что вопросы единого экзамена нередко выходят за рамки школьной программы, и репетиторы нужны затем, чтобы углубить знания выпускника, дать ему дополнительный материал, психологически настроить на разные формулировки вопросов и т.п. "Почему сами учителя против ЕГЭ? У нас есть учебник, по которому мы учим ребят. А для подготовки их к ЕГЭ мы не можем пользоваться этим источником, поскольку вопросы экзаменационных тестов могут быть абсолютно не связаны с программой, — объясняет один из школьных преподавателей. – Значит, нам нужно покупать пособия-помощники, готовить дополнительные материалы, копировать их и т.д. То есть на ЕГЭ мы проверяем то, чему не учим. Некоторые учителя даже впадают в безразличие: "сдадут, как сдадут". Впрочем, и не все школьные учителя обладают таким уровнем знаний, чтобы помочь ребенку с подготовкой к экзаменам".

Миссия невыполнима?
Считается, что подготовить выпускника к ЕГЭ может лишь вузовский педагог – он лучше информирован, какого рода вопросы будут включены в тест. Более того, некоторые ивановские преподаватели высших учебных заведений причастны к составлению экзаменационных вопросов. К примеру, оказался один из ивановских профессоров на защите своей диссертации в Москве и был привлечен к работе по составлению тестов ЕГЭ по его специализации. Это абсолютно ценный кадр с точки зрения репетиторства – он точно знает содержание будущего экзамена.
Кажется, найти репетитора сегодня не проблема: желающих подработать много, объявления есть в печатных СМИ и Интернете, "сарафанное радио" работает, и нередко есть опыт у знакомых, друзей или родственников. И все равно бывает нелегко найти опытного преподавателя, с хорошими характеристиками и ответственным отношением к этому дополнительному заработку. И если для того, чтобы "подтянуть" по школьной программе ученика, бывает достаточно репетитора-студента (дети, кстати, любят заниматься с молодыми педагогами), то, когда на горизонте появляется государственный экзамен, хочется иметь дело с настоящим мастером своего дела.
Кроме того, зачастую вузовские педагоги предпочитают не афишировать, а иногда и вообще скрывать свою репетиторскую деятельность, и прийти "с улицы" к ним нельзя. Им не хочется оказаться на виду у налоговых органов (говорят, они стали обращать свое внимание на эту аудиторию), да и "потока" здесь быть не может – все же работа штучная. При этом остается немаловажным личностный фактор – даже учитель " с именем" не застрахован от того, чтобы не оправдать ожидания студента. В столице предпочитают проводить пробные занятия, но у нас не так широк выбор педагогов, особенно по некоторым предметам. Да и тратить месяцы на поиск профессионала готов не каждый.
На этом фоне, к сожалению, и появляются те, чья "подготовка" если не навредит, то и пользы не принесет никакой. Не случайно даже в профессорской вузовской среде есть пренебрежительное отношение к репетиторству: мол, это для тех, кто "ловит рыбку в мутной воде". Само репетиторство нередко обозначает "натаскивание", а не получение и закрепление знаний, и ставит перед собой узкую задачу. В случае неудачи (провала на экзамене) к репетитору все равно не применят никаких санкций. Ну, не повезло!
Учитель В: "Одна моя ученица ходила на занятия английского языка к преподавателю вуза. Он снял двухкомнатную квартиру, где в одной комнате особо успешные ученики смотрели мультфильмы на английском, а в другой "работала" группа. По словам девочки, там было интересно: "студенты" с преподавателем обсуждали разные проблемы, включая знаменитый торнадо "Катрин". Одно "но" — они вели свои чудные беседы на русском языке… "Пара" стоила 1500 рублей...

Кому лучше заплатить
Прогноз людей, тесно связанных с образованием, обещает рост спроса на репетиторство. Запуганные системой ЕГЭ, родители и учащиеся хотят заручиться поддержкой "профи", чему способствует и отмена льгот медалистам. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что есть и такие, кто считает: подготовиться к экзаменам можно самим. Для этого нужны два условия: чтобы ребенок сам хорошо учился на протяжении всего учебного курса, и чтобы у него были хорошие учителя. Но не в обиду школам и талантливым педагогам будет сказано, сегодня ни одно среднее общеобразовательное учреждение не имеет блестящего преподавательского коллектива. Кому-то повезло с литераторами, где-то сильные химики и т.д. Как призналась одна из мам выпускника школы, которая на хорошем счету, они наняли репетитора по физике сыну лишь потому, что в старших классах у него этот предмет вел лаборант… А по поводу истинных "отличников", у которых знания и учеба на первом месте, можно сказать, что их сегодня наперечет.
Что касается цен на услуги "дополнительного образования", то в старших классах они, безусловно, самые значительные. И чем ближе к зловещему ЕГЭ, тем выше стоимость часа работы репетитора. В среднем академический час для выпускников стоит 200-250 рублей, а занятие, как правило, рассчитано на два часа. Так что один поход за знаниями выливается в 400-500 рублей. Кому-то достаточно одной такой встречи в неделю, а кому-то необходимо заниматься чаще. Один ученик может пообщаться с репетитором три месяца, а другой посещает своего наставника пару лет, да и не одного.
Альтернативой мучениям с ЕГЭ и репетиторами некоторые преподаватели считают поступление в вуз на платной основе. "Даже если готовиться к ЕГЭ, это лотерея, поскольку часть вопросов еще и сформулирована некорректно, вроде "какой цветок считается самым красивым на земле?". И потом трясись над этими баллами… На коммерческом же отделении человек чувствует себя более уверенно, — говорит педагог, чей внук поступил именно так. – Наш мальчик пошел на коммерческое сразу, но, сдав первую сессию хорошо, он обратно получит половину суммы. А если он первый год закончит успешно, то его могут перевести на бесплатное обучение. И это зависит только от него".
В целом, по-разному относясь к репетиторству, преподаватели сходятся в одном: среди школьников достаточно много таких, кто "звезд с неба не хватает", но хочет продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Значит, у них должен быть такой шанс. А что дороже – занятия с репетиторами, готовящими к экзаменам, или обучение на коммерческой основе – это можно посчитать. Хотя бы ради любопытства.


Плюсы репетиторства:
· Все внимание обращено на одного ученика, что подразумевает большую эффективность обучения, лучшую усвояемость материала. Хотя есть компетентное мнение и о том, что лучше заниматься в мини-группе из 2-3 человек. Во-первых, это интереснее самому педагогу (а, как известно, интерес человека к работе напрямую связан с ее результатом), во-вторых, это экономически выгоднее ученикам и повышает качество их обучения – они могут сравнивать свои ответы с другими, участвовать в "мозговом штурме" и т.д.
· Абитуриент за короткий срок получает необходимые знания и большой объем дополнительного материала.
Проблемы репетиторства:
· Найти специалиста достаточно высокого профессионального уровня и компетентности, с которым у ребенка возник бы и хороший психологический контакт.
· Отсутствие гарантий успешной сдачи экзаменов.
· Это дополнительные и весьма немалые расходы. Не любая семья может оплачивать несколько репетиторов для своего ребенка.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Татьяна Хейфец
chastnik.ru

всего: 1817 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире