до юбилея
338 дней
 
Получив призовое письмо, барнаульская пенсионерка умерла от инфаркта

Получив призовое письмо, барнаульская пенсионерка умерла от инфаркта

В стране и миреВ стране
Как обезопасить себя от  «удаленных»  аферистов и по каким признакам можно узнать, не втягивают ли вас в почтовый лохотрон?

В этом разбиралась корреспондент газеты «Вечерний Барнаул» Татьяна Кочетыгова.

Если вам не приходилось еще получать письмо с сообщением: «Вы стали победителями лотереи, и теперь вас ждет приз в 500 тысяч рублей», вы везунчик! Ведь ваш адрес не засвечен в почтовой гильдии компаний - любителей срубить денег со всех желающих.

«Это письмо мы отправляем Вам в третий и последний раз. Если Вы не ответите на него, я больше ничего не смогу для вас сделать! Вы хотите выбросить 1 000 000 рублей?». Согласитесь, что человек, не сталкивающийся с почтовой рассылкой, может вообразить бог знает что. По крайней мере, в классических детективных историях письма с угрозами выглядят именно так. Заглянем в конверт. А там - счастье, свалившееся на вашу голову! Рекламный проспект гласит: «Вы стали победителем нашей грандиозной национальной акции с вручением 1 000 000 рублей».

А далее снова предупреждение-издевка от некоего Андрея Макарова, представляющего дирекцию по проведению маркетинговых акций: «У нас осталось совсем мало времени, чтобы вручить Вам приз, который Вы выиграли. Это потрясающая новость, и, должно быть, Вы сейчас очень счастливы! Однако еще раз обращаю Ваше внимание: единственный способ получить Ваш приз – это прислать нам распоряжение о запросе на 1 000 000 рублей вместе с Вашим заказом не позднее 15 апреля 2009 года».

Внизу примечание: «Все эти документы являются строго конфиденциальными. В целях безопасности не забудьте опечатать ваш конверт специальной печатью безопасности. Эта печать позволит быстро идентифицировать Ваше письмо». Что имел в виду господин Макаров, говоря о печати безопасности, остается неясным. Не значит ли это, что нет печати - нет подарка?

Почтовая гильдия компаний существует уже давно, у них общий банк данных. Стоит только попасться на крючок одной из них, как остальные тут же подключаются к обработке клиента.

Вот к таким именно компаниям угодила в лапы читательница «ВБ»  Лариса Воротынцева и незамедлительно обратилась в редакцию  с просьбой помочь оградить ее от усиленной бомбардировки письмами с обещаниями приза..
«Сегодня знаменательный день, потому что подтвердился факт: Вы стали победителем акции с главным призом – 450 000 рублей» - гласило послание из Москвы.

Далее идет пространное поздравление, а затем примечание:
«Позвольте обратить Ваше внимание на тот выбор, который вам предстоит сделать: если Вы, не теряя времени, пришлете в ответ на это Ваш заказ, Вы получите Ваш приз в кратчайшие сроки.
Если Вы этого не сделаете, Вы упустите шанс получить 450 000 рублей».

К рекламному проспекту прилагается каталог книг, которые можно заказать: энциклопедии, сонеты Шекспира, сказки Андерсена и даже «Петр Первый в мифах и легендах». Цены колеблются от 300 рублей до тысячи.
Причем есть специальный сюрприз – две книги за 299 рублей. Что там и сколько на самом деле стоит, неизвестно.
В обращении к будущему победителю сказано: если вы сделаете заказ на 600 рублей, то получите премию 50 000 рублей, если свыше 800 рублей, то получите подарок от фирмы.

Когда именно вам пришлют кота в мешке, не оговаривается.

Пока потенциальный участник акции пребывает в явном недоумении от заманчивых, но несколько туманных обещаний, его огорошивают новой почтовой рассылкой с обещанием выигрыша в миллион рублей. Недурственно! Конверт, в котором приходит сообщение с пометкой «На дом», выглядит почти угрожающе. На желтом фоне черная полоса с пометкой «Последний шанс» и текстом следующего содержания:

Но не будем зацикливаться на мелочах, посмотрим, что тут у нас любопытного в каталоге.
Батюшки! Да это же кладезь залежавшихся на какой-нибудь торговой базе товаров. Вот, например, микроскопический светильник «Львенок» размером 8 на 5,5 сантиметра за 199 рублей. У львенка такая грустная мордашка, как будто его уже не один год продают и все не выкупают.

Нас также заинтриговала швабра с телескопической ручкой. Практически ноу-хау для домработниц, и всего за 349 рублей. Внешне выглядит как увеличенный во сто крат станок для бритья. Читаем инструкцию: «Удобная телескопическая ручка помогает снизить нагрузку на позвоночник, система самоотжима устраняет необходимость мучить руки, супервпитывающий материал губки позволяет проводить влажную уборку без применения бытовой химии».
Думается, что маркетинговая компания не единственная, кто захочет отправить свои послания на адрес и так уже не на шутку обрадованного счастливчика.

Закон бессилен

Где же найти управу на почтовых вымогателей? Закон о защите прав потребителей, как заверили специалисты, против почтового лохотрона не действенен.
Юристы тоже развели руками. Нет статьи, отстаивающей права жертв почтовой рассылки.

Осталась было у нас одна надежда - на Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, куда мы, собственно, незамедлительно и отправили свой запрос с просьбой разобраться, нарушают ли документы рекламной акции компании «Книжный салон»Федеральный закон «О рекламе».

На что нам ответили, что предоставленное письмо от компании «Книжный салон» информирует нашу читательницу о проведении акции с главным призом – 450 000 рублей. Информация, судя по содержанию, может являться стимулирующим мероприятием.

Отношения, связанные с размещением и распространением рекламы о проведении стимулирующих мероприятий, регулируются ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе». Согласно 9-й статье закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организации такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Как вы поняли, последняя надежда о защите прав рухнула.

В России так принято
Остается уповать на Интернет. Благо он знает ответы на все вопросы.
Оказывается, проблема почтового лохотрона существует во всех регионах России. Наши соотечественники страдают от фирм типа "Русбьюти", "Книжный сезон", «Товары на дом» и так далее. В электронных СМИ приводится пример попытки выудить у доверчивых людей немного денег, которая закончилась плачевно. Жительница Ярославля пенсионерка Алла Подмурная рассказала случай, когда из-за призового письма умер человек. Два года назад в свой день рождения она получила письмо из Москвы. Неизвестный автор поздравил ее и сообщил, что дата ее рождения совпала с цифрами лотереи их торговой компании, а, стало быть, она является обладателем призового фонда в 300 тысяч рублей. Чтобы получить деньги, в Москву по указанному адресу нужно отослать 439 рублей. Алла обрадовалась, но на празднование пришел ее брат и рассказал, что такие же письма получали и жильцы из его дома и что все это просто афера. Алла Васильевна стойко перенесла его слова, однако несколько дней спустя точно такое же письмо с выигрышем 500 тысяч рублей получила ее соседка, которая так разволновалась, что умерла от инфаркта.

И нигде на аферистов не могут найти управу, так как юридически они действуют очень грамотно. Затраты на юристов окупаются сторицей. По Интернет-данным, доход одной компании от проводимых рекламных почтовых акций около двух миллиардов в год.

Номер не прошел

Впервые я столкнулась с подобного рода аферой лет семь назад. Приезжаю к родителям в деревню, а у них, как и всех прочих жителей, письма от американской компании «Ридерс Дайджест» с приглашением получить книги на почте, пришедшие в подарок на их имя. Деревенские жители – люди ушлые, поэтому подарки забрали, а вот подписываться на журнал за свои деньги не стали. «Ридерс Дайджест» предприняла новый шаг к завоеванию сибирской деревни и запустила совсем уж, казалось бы, беспроигрышный вариант «Получи по почте справочник «Добрая медицина» и подпиши чек на благотворительность на сумму 500 рублей».

Справочник на почте получили все, а вот чек подписать отказались, потому что в сказки о благотворительных организациях, распространяемые по почте, давно не верят.
С тех пор почтовые пираты стали куда проворнее и разборчивее в методах.

Откуда у лохотрона ноги растут

Как всегда, добрая традиция вымогать у граждан деньги пришла к нам с Запада. Там почтовое мошенничество считается одним из наиболее распространенных преступлений. После краж личных данных, организации незаконных интернет-аукционов и веб-лотерей почтовое мошенничество в США занимает "почетное" третье место.
Особенно популярны в Америке "письма-цепочки". В послании вас обещают сделать миллионером. Для этого нужно всего лишь отправить пять долларов первому из прилагаемого списка адресов. Организаторы беспроигрышной акции обещают, что однажды и вы окажетесь первым в списке и получите много денег.

Второй вариант -"Неожиданный приз". Даже если вы никогда не участвовали в конкурсах и лотереях, однажды вам может прийти открытка с поздравлениями по поводу выигрыша и предложением выбрать приз. Чаще всего предлагают автомобиль или цветной телевизор. Однако вам нужно оплатить за доставку приза. Житель города Сан-Матео (штат Калифорния) выплатил 398 долларов за перевозку модели "Понтиак" 88 года. Ни машины, ни своих денег он не увидел. Правда, иногда призы все-таки доходят до получателей. Так, обещанная в письме "супермашина" на деле оказалась газонокосилкой.

"Иностранная лотерея" проводится иначе. Вам присылают брошюру о канадской или австралийской лотерее. Необходимо отправить деньги по определенному адресу, взамен обещают лотерейные билеты.
Это уловка для тех, кто не знает законов США: иностранные лотереи по почте запрещены. Мошенники могут находиться как в указанной стране, так и в самой Америке.

"Вам письмо из правительства". В вашем почтовом ящике лежит коричневый конверт. На нем - название госорганизации, ее печать и пометка: "Открыть немедленно". Внутри - просьба пожертвовать деньги на какой-то проект, цели которого неясно сформулированы. На одном из таких писем стояла печать FBI (ФБР - Федеральное бюро расследований). Позднее выяснилось, что отправители действительно работали именно в этой организации. Только расшифровывалось ее название по-другому: Fountains Bureau of Invitations (Бюро приглашений "Фонтаны").

Некоторые ловятся на письмо с сообщением: "Вы выиграли путевку на Багамы". Для того чтобы воспользоваться неожиданной возможностью, нужно вступить в туристический клуб. Членский взнос – 200-300 долларов. Уплатив нужную сумму, вы начинаете составлять план поездки. "Туроператор" предлагает самое неудобное время, неудобную гостиницу. Изменения графика - только за дополнительную плату. Но когда все споры наконец улажены, "туроператор" вдруг перестает отвечать на звонки.

Соблюдайте осторожность

Как видите, проблема почтового лохотрона стара как мир.
Для тех, кто не желает попадаться на удочку любителей чужих денег, сообщаем пять признаков, по которым вы можете узнать, что вас втягивают в лохотрон:

1. Если вам сообщают о крупном выигрыше, но при этом настойчиво навязывают товар.
2. Если предлагаемый товар можно купить в любом магазине, но за меньшие деньги.
3. Если в газетном объявлении вместо адреса фирмы указывается только номер почтового ящика.
4. Если часть текста письма набрана мелким шрифтом и почти сливается с цветом бумаги.
5. Если делается акцент на то, что фирма иностранная и очень известная, но лично вам ее название ни о чем не говорит.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1196 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире