до юбилея
339 дней
 
Лучшие студенты должны учиться на бюджетных отделениях

Лучшие студенты должны учиться на бюджетных отделениях

В стране и миреВ мире
Ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев выступил с интересным предложением...

...Дать возможность вузам во время учебы не только переводить лучших студентов платных отделений на бюджетные места, но и наказывать рублем студентов нерадивых, переводя их на контрактное обучение. Я созвонился с Николаем Михайловичем, чтобы прояснить, как такой механизм может работать.

- На самом деле ничего революционного в таком предложении нет. Да, необходимо сделать все, чтобы сейчас при наличии вакантных бюджетных мест студенты платных отделений переходили на бюджетные места. И президент Д. А. Медведев говорил об этом же весьма убедительно. На мой взгляд, нужно переводить не только  отличников и хорошистов. Давайте задумаемся: если студент учится на бюджетном отделении на тройки, а на платном отделении есть ребята, которые получают более высокие оценки, то где кто должен учиться?

60 ТЫСЯЧ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ ВАКАНТНЫ

- А что мешает так делать уже сегодня?

- Сейчас нам разрешено переводить с коммерческих отделений отличников и хорошистов. Мы можем перевести ребят, имеющих удовлетворительные оценки, на вакантные бюджетные места в случае, если у них есть материальные проблемы, связанные с финансовым кризисом, например, родители потеряли работу.

Но и в такой ситуации в вузе могут оставаться бюджетные вакантные места. По оценкам специалистов, в российских вузах сейчас примерно 90 тысяч вакантных мест и будет переведено на бюджет около 25 тысяч студентов-платников. Остается больше 60 тысяч вакансий.

Мы говорим, что на бюджет должны поступать лучшие выпускники школ. По результатам вступительных испытаний на бюджетные места приходили те, кто набрал проходной балл. Кто недобрал, поступили на платное. Но разве тезис, что лучшие должны учиться на бюджетном отделении, не означает, что на бюджете и дальше - на 2, 3, 4-м курсах, в магистратуре должен учиться лучший?

Если это соображение вы будете развивать, выводы сами собой напрашиваются. По результатам каждого года обучения нужно определять лучших студентов. Допустим, прием в вуз на какую-то специальность на бюджетное отделение - 150 человек и столько же - на платное. По окончании года обучения или другого определенного срока по результатам обучения выстраивается общий, единый для всех рейтинг студентов  - и бюджетных, и коммерческих. Первые 150 лучших должны учиться за счет бюджета.

На эту же идею работает и установленное законом правило: студенты платного и бюджетного отделений должны получать одинаковое по качеству образование, учиться по общей, единой программе обучения, у одних и тех же преподавателей, по единым требованиям сдавать экзамены, зачеты и т. д. Если все одинаково, а в конце года оценки у студента, обучающегося на платном отделении, выше, чем у студента на бюджетном отделении, то где должен учиться такой платный студент? На бюджете! А где должен учиться слабый бюджетник? На платном отделении!

По-моему, это справедливо.

- А как это осуществить?

- Внести соответствующие изменения в действующее законодательство. И предусмотреть такую возможность. Пока, например, нельзя перевести студента с бюджетного отделения на платное, пусть даже он учится на одни троечки. На какую форму обучения он поступил, на такой и продолжает учиться.

НЕ НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ТРОЕЧНИКОВ

- Вы считаете, опасность перевода слабых студентов на платное отделение повысит ответственность ребят за свое обучение?

- Конечно. Я бы предложил посмотреть на эту проблему еще и с точки зрения эффективности использования государственных средств. Деньги выделяются на то, чтобы в вузах учились лучшие и учились качественно. Если выпускник школы выдержал честный конкурс и заслужил право учиться на бюджетном отделении, то он должен и учиться хорошо в течение всего срока обучения. Иначе государственная задача финансировать из бюджета обучение лучших трансформируется  в обучение тех, кто выдержал вступительные испытания и учится, чтобы только не отчислили. А рядом могут находиться ребята, которые занимаются значительно лучше, но их родители почему-то должны оплачивать их обучение. На мой взгляд, это не только несправедливо, но и неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств. Это к тому же не стимулирует студентов бюджетного отделения учиться лучше.  

- В этом учебном году около 60 тысяч незаполненных бюджетных мест. В следующем может быть еще больше. Ведь прием на бюджетные места сохранен в 2009 году на уровне прошлого года. А выпускников школ будет существенно меньше, чем год назад. Не считаете ли вы, что такая доступность высшего образования и становится причиной большого количества слабых, плохо подготовленных студентов?

- Количество вакантных мест значительно уменьшится. И будет их далеко не 60 тысяч. Как раз за счет того, что их займут студенты платных отделений.

По поводу легкости поступления.  Не существует поступления в вуз вообще. Даже в конкретном вузе конкурсы на разные факультеты разные. У нас в университете есть факультеты, где конкурс в два, три раза меньше, чем на другом факультете. Есть в России вузы, где конкурс есть и на платные отделения. Вы много слышали о таком?

- Не много, но есть.

- Такие факультеты есть и в СПбГУ. Особый конкурс, например, на бюджетное отделение факультета международных отношений, где только медалистов претендовало на бюджетные места более двух с половиной человек на одно место. Так что считать, что во все вузы легко поступить - неправильно...

Я не думаю, что сейчас нужно сокращать или закрывать вузы. В сложной экономической ситуации выпускники школ имеют возможность повысить свой уровень образования и подготовиться к работе по специальности. И это, надеюсь, как раз совпадет с выходом из кризиса всей мировой экономики и экономики России в том числе. Поэтому, если у выпускника школы есть возможность учиться в вузе, надо ее использовать.

Студенты университета часто спрашивают меня: нужно ли после окончания бакалавриата сразу же поступать в магистратуру? Еще два года назад я отвечал: «Идите поработайте, через год-другой поймете, какая вам ближе магистерская программа, и приходите учиться снова». А сейчас говорю: «Если вы не уверены, что по окончании бакалавриата сможете работать по специальности, идите  в магистратуру. А если  уверены, что у вас есть работа по специальности, конечно, идите, работайте. Потом, через какое-то время, вернетесь в магистратуру».

Поэтому государственная политика по сохранению плана приема в бакалавриат и увеличения приема в магистратуру верна. 

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ МЕСТА В ПОЛЬЗУ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ

- Но лицензирование вузов ужесточается...

- Потому что нельзя разрешать заниматься профанацией. Но даже закрытие того или иного вуза не приведет к уменьшению общего числа мест в вузах страны в целом. В случае закрытия слабого вуза, уровень обучения в котором не соответствует государственным требованиям, бюджетные места просто перераспределятся между другими вузами.

Например, закрыли вуз, в котором было 100 бюджетных мест по образовательной программе «Математика». Разве это повод уменьшить общий план приема в России на 100 бюджетных мест по программе «Математика»? Конечно же, нет. Эти места надо передать лучшим научным школам России, например, Новосибирскому университету, МГУ, Санкт-Петербургскому университету...

Надо перераспределять бюджетные места в пользу сильных вузов, чтобы как можно больше ребят смогли получить качественное образование. В новых условиях, когда вместо традиционных вступительных испытаний в школе сдают ЕГЭ, у выпускников из разных регионов России появляется больше шансов поступать именно в сильнейшие вузы страны. 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Николай Михайлович КРОПАЧЕВ. Родился в 1959 году. В 1981 году окончил юридический факультет Ленинградского госуниверситета. С 1985 года работал ассистентом кафедры уголовного права, с 1991 года - старший преподаватель, затем доцент, а с 2001 года по настоящее время - профессор кафедры уголовного права. В 2000 году избран заведующим кафедрой уголовного права.

С 1998 года - декан юридического факультета СПбГУ, с октября 2006 года - первый проректор СПбГУ. 

2000 - 2005 гг. - председатель Уставного суда Санкт-Петербурга.

21 мая 2008 года избран ректором Санкт-Петербургского государственного университета.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Александр МИЛКУС
КП

всего: 1020 / сегодня: 1

Комментарии /1

14:3505-05-2009
 
 
Ew
Такая муть имеет место в Кеме, че они там *** своими гениальными предложениями не пойму ))

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире