Водопад в иные миры

Водопад в иные миры

В стране и миреПутешествия
Низвергающаяся речная вода — это не просто красивое природное явление. Это повод изменить мировоззрение.

Разные культуры рождают разное отношение к воде и водопадам. Так, китайцы считают, что падающие вниз потоки воды наиболее богаты жизненной энергией «ци», поэтому даосские монастыри стараются строить в горах. В исламе водопад — одна из непременных составляющих райской жизни. А вот жители некоторых районов Центральной Африки убеждены, что водопады скрывают в себе злых духов. Прямо противоположны африканцам филиппинцы. Для них водопад — жилище фей.

В европейской культуре отношение к водопадам зачастую противоречиво. Это одновременно и голос Бога — «Бездна бездну призывает голосом водопадов твоих» (Пс. 41,8) — от которого гибнет слух смертных, как гибнет глаз от прямого взгляда на солнце (символ божественного), и в то же время — символ грехопадения. До изгнания Адама и Евы из рая земля была идеально гладкой — горы и водопады появились уже после совершения первородного греха, как символ деградации божьего творения. Вероятно, такая смысловая сложность — эхо амбивалентного (внутренне противоречивого) образа водопада, характерного для первобытной культуры многих народов. Там водопад связан с ритуалами инициации как вход в царство мертвых. Инициируемые мальчики должны были проплывать под водяным потоком, имитируя ритуальную смерть (вполне серьезно принимаемую за настоящую), необходимую для последующего воскресения в новом социальном статусе. То есть, вода водопада — это одновременно и «мертвая», и «живая» вода.

В XVIII–XIX веках неоднозначная сущность водопада была истолкована по-новому: бесформенность его потоков, которая раньше символизировала греховность земного мира, теперь стала символом бесконечности, «наполняя, — по словам Карла Зольгера (Karl Wilhelm Ferdinand Solger, 1780–1819), — нас ужасом, и в то же время привлекая величием и великолепием, в котором воплотились силы природы». Это и самое прекрасное из её произведений, и одновременно «самая ужасающая из её сцен» — абсолютная сочетаемость несочетаемого.

Многие века считалось, что нет такого искусства, которое могло бы передать все величие водопада — ни поэзия, ни живопись не обладали такими возможностями. С каким бы облегчением вздохнули древние философы, знай они, что все-таки настанет время и появится аппарат, способный зафиксировать бурление летящей вниз воды с точностью до каждой капли.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1540 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: