Человек с нетрадиционной аттестацией

Человек с нетрадиционной аттестацией

В стране и миреВ мире
Накануне выпускники российских школ только начали сдавать ЕГЭ, но эксперты уже сейчас полны скептицизма – столько минусов как у единого госэкзамена, пожалуй, не отыщешь ни у одной чиновничьей инициативы последних лет, ведь речь идет не о деньгах или производстве – речь идет о новом поколении граждан. 

Удастся ли родителям оспорить результаты ЕГЭ, почему от такой системы отказались во всем мире, сколько стоят видеокамеры, которые уберегут от коррупции и вернемся ли мы к старым добрым традиционным формам аттестации – об этом и не только Накануне.RU рассказали эксперты.

Декан философского факультета МГУ им. Ломоносова, профессор Владимир Миронов:

В Московском университете мы всегда были противниками ЕГЭ и считаем, что госэкзамен может быть способом оценки знаний учащихся в школе, но не может быть единственным критерием отбора абитуриентов в вузы. Сейчас, к сожалению, такое решение уже принято, и мы обязаны его выполнять.

Но, во-первых, очень часто Министерство образования и науки и конкретно Фурсенко ссылаются на то, что ЕГЭ – это мировой опыт. Так вот, практически нигде в мире аналогов единому госэкзамену нет, кроме совсем уж "экзотики" вроде Китая и Египта. В Европе же ничего подобного нет. И ведущие вузы вводят самые разнообразные испытания: и тесты, и собеседования, и устные экзамены. Так что в данном случае ссылка на мировой опыт не оправдана.

Во-вторых, все немножко забыли, что основной идеей введения ЕГЭ была борьба с коррупцией.  Подразумевалось, что априори во всех вузах царит коррупция. Если вы помните, ЕГЭ "дополнялся" еще одной аббревиатурой – ГИФО: государственные именные финансовые обязательства. Тогда в госэкзамене была хоть какая-то логика. Предполагалось, что ребята, которые сдадут ЕГЭ, целевым образом финансируются, и вуз, зачисляя к себе этих выпускников, получает деньги. Но про ГИФО быстро забыли, так как денег как всегда выделили мало. Остался один ЕГЭ – фактически модифицированный вид коррупции. Мы понимаем, что ЕГЭ во многом отдан на откуп чиновникам, а их вряд ли можно назвать самой антикоррупционной категорией.

Что нас ожидает? К сожалению, очень неприятные вещи. Первое – неизбежное падение уровня образования. Думаю, в течение уже ближайших трех лет мы почувствуем его. Второе – у нас и так уже явные проблемы с грамотностью. Единый госэкзамен же приведет к тому, что школа из института, который дает образование, деформируется в чистую подготовку для ЕГЭ. Не надо будет хорошо знать литературные тексты классических авторов, упадут знания по математике. Перед нами классический пример того, как может резко упасть качество образования, прибавьте к этому переход на болонскую систему бакалавр-магистров. И третье. Это создаст жуткую неразбериху, ребята смогут подавать документы в разные вузы на разные факультеты – внешне это выглядит хорошо, но это означает, что если я зачислю сто человек, то в сентябре ко мне придет, к примеру, 82.

В одном из интервью я сказал следующее: практически полностью уверен, что ЕГЭ в сегодняшнем виде будет отменен – через два, через три года. Также как в свое время при Хрущеве отменили кукурузу. Только кому-то все равно пришлось ее сеять, пришлось ее есть. И ребята, которые заканчивают школу сегодня, пострадают.

Есть и еще одна дикая вещь. Представьте, ребята уходят в армию, отслужили, вернулись, а им надо сдавать ЕГЭ! Разве можно было допускать, чтобы ЕГЭ вводился в том числе и для людей, которые уже закончили школу? Это уже ведет к социальной несправедливости.

При всем этом хочу оговориться, что мы будем выполнять все подписанные документы, попытаемся минимизировать те негативные последствия, которые несет ЕГЭ при поступлении абитуриентов. Получается вот какая цепочка: ребята поступили по ЕГЭ, а преподаватели остались старые, у них требования высокие. У преподавателя выбор: или отчислять ребят и потерять бюджетные места, или снизить уровень образования. Поэтому, к сожалению, у меня такое, не очень радужное мнение об этой аббревиатуре из трех букв.

Что касается дополнительных испытаний, которые разрешили проводить ведущим вузам страны, это палка о двух концах. С одной стороны, если абитуриент раз и навсегда решил для себя поступать в МГУ – он не откажется от этой идеи. Но, например, если выпускник поступает на какой-либо гуманитарный факультет, он, условно говоря, выбирает между МГУ, МГИМО, Высшей школой экономики. И если в МГУ были бы на конкретном факультете дополнительные испытания, то, скорее всего, выбор был бы сделан не в пользу университета.

А вот что касается олимпиад – это позиция ректора и университета в целом, и она уже в этом году даст свои результаты. Насколько я понимаю, одних только победителей олимпиад уже достаточно, чтобы выполнить план приема, учитывая то, что количество таких мест дифференцируется по факультетам. Но цель олимпиад не в том, чтобы набрать студентов – это не замена приемным экзаменам, а в том, чтобы собрать сильных ребят. А уж как с ними поступать будет определяться потом, для них будут разные типы льгот.

Первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Добренькова:

В этом году ЕГЭ впервые проводится уже не в качестве эксперимента, а как обязательная и единственно возможная форма школьной аттестации. И, как показывают социологические опросы, существует некоторый диссонанс между обществом и государством по данному вопросу. Мне бы хотелось, чтобы опыт всеобщей сдачи единых госэкзаменов в этом году способствовал бы обретению компромисса по вопросу ЕГЭ. Сегодня же важно дать школьникам возможность спокойно сдать ЕГЭ, ведь от этого зависят их жизненные перспективы, в частности, возможность поступления по результатам сданного единого экзамена в вуз.

Кстати, я уверена, что результаты применения в этом году ЕГЭ как главного инструменты приема в вузы потребует от нас внесения серьезных правок в соответствующий закон в сторону разнообразия способов поступления. ЕГЭ можно было бы оставить формой поступления на бюджетные места по специальностям, которые наиболее востребованы государством – и здесь, кстати, государству необходимо четко определиться с конкретным количеством тех или иных специалистов, необходимых сегодня нашей экономике. Для поступления на иные специальности и небюджетные формы обучения я бы рекомендовала, помимо ЕГЭ, применять традиционные формы вступительных испытаний – экзамены. Тогда у общества в лице абитуриентов и их родителей появился бы реальный выбор – сдавать ЕГЭ, чтобы идти на бюджетные места и воспользоваться помощью государства или получать аттестат, сдав обычные выпускные экзамены, но потом платить за образование самим. Такой вариант действительно бы привел к компромиссу.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

Что касается отклоненного Верховным судом иска родителей - Верховный суд задержал выдачу нам решения на пять дней. Это является грубейшим нарушением гражданско-процессуального кодекса, о чем я направил официальную жалобу на имя председателя Верховного суда. После этого нам в экстренном порядке решение выдали. В ближайшее время будем внимательно изучать его вместе с юристами. Но и поверхностного взгляда на этот документ достаточно, чтобы сказать: использованы те доводы, которыми пользовалось Министерство образования и науки.

Совершенно однозначно, что мы будем оспаривать это решение в конституционной коллегии Верховного суда. Думаю, что кассационная жалоба будет направлена не позднее, чем в понедельник-вторник следующей недели.

Справка: Верховный суд признал законными правила проведения единого государственного экзамена и отклонил иск родителей учеников, которые оспаривали положение "о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования", утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ 28 ноября 2008 г..Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина:  Насколько я знаю, 15 мая этот процесс завершился. Могу сказать, что я даже не следил за этим процессом, потому что никаких поводов для признания ЕГЭ незаконным не было. Все приказы проходят обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Если документ ее не проходит, его возвращают обратно. Приказ о ЕГЭ прошел эту регистрацию и хотелось бы, чтобы наше общество уважительно относилось к законодательству страны, в которое, в частности, входит и приказ о ЕГЭ. Я думаю, что в этом году итоги ЕГЭ будут значительно хуже, чем в прошлом, поскольку сейчас подключаются регионы, которые не участвовали в эксперименте в предыдущие годы, для них это в новинку, там многие не знают порядка сдачи этого экзамена. Полагаю, что они добавят свой "минус".

По поводу наблюдателей и видеокамер, которые якобы будут установлены в местах сдачи ЕГЭ – деньги на них были выделены, по моим данным, еще в 2005 г., в 2006 г. один должны были быть установлены. Но видеокамер нигде так и не появилось. Сегодня дополнительных средств на ЕГЭ никто не давал, а для установки видеокамер более чем в 20 тыс. пунктах сдачи единого госэкзамена нужно было бы выделить дополнительно как минимум 100-150 млн руб. Этих денег просто нет в бюджете. Мы, естественно, проведем выборочную проверку по регионам, и по результатам этой проверки направим в прокуратуру заявление.

Есть ли шансы у родителей опротестовать результаты ЕГЭ после сдачи? Да, есть, и стоит обратиться в суд. Как я и обещал, мы сейчас уже готовим типовое заявление в суд, которое будет размещено на ряде интернет-порталов и распространено через СМИ. Суть иска о признании недействительными результатов экзамена будет такой же, как и у иска, поданного нами в Верховный суд. Всем, кто будет недоволен результатами экзамена, мы предлагаем подавать в районные суды такие иски. Я думаю, что вероятность отмены результатов по таким конкретным искам будет очень велика.

Еще одна "хитрость" – шкала, по которой будут оцениваться результаты. После того, как мы совершенно серьезно заявили о том, что в этом году без аттестатов останутся от 100 до 120 тыс. выпускников, если останется прежняя шкала, руководство нашего обрнадзора тут же отреагировало и сказало, что придется, видимо, нижнюю планку шкалы опускать еще ниже. Будут смотреть, как все сдали экзамен, и если кто-то и получил минимальное количество баллов, то эта цифра и будет считаться минимальной удовлетворительной. Этим самым опустят порог сдачи, как говорится, ниже плинтуса. Во время пробного экзамена по математике в Санкт-Петербурге нижняя планка составляла десять баллов из ста. Можете представить себе, во что тогда выливается экзамен: если десять баллов – это тройка, по логике, пятерка – это 50 баллов. Думаю, это тоже будет предметом рассмотрения нашего эксперта, и мы попробуем обжаловать данный момент в суде.

Также есть сомнения в законности повторной сдачи выпускных экзаменов для тех, кто закончил школу раньше, но поступать собрался только сейчас. Это, кстати, является основой иска в Конституционный суд, подписанный 92-я депутатами Госдумы. Суть искового заявления в том, что введение ЕГЭ фактически нарушает права тех, кто закончил школу до начала эксперимента или в ходе него и проходили итоговую аттестацию в традиционной форме. По закону это недопустимо – повторная аттестация за курс средней школы.

У вузов ожидания сегодня довольно тяжелые. Мой коллега из "Бауманки" говорит о том, что год от года уровень и качество подготовки абитуриентов в целом понижается, а в связи с введением ЕГЭ у них вообще появляется группа людей, которые подлежат отчислению после первого же семестра. До 80% поступивших ребят из некоторых регионов отчисляется после первой сессии, они не в состоянии учиться. И это, кстати, не только российский эффект – в свое время, в конце 60-х годов с таким же явлением столкнулась Франция. Именно поэтому они прекратили все эксперименты с единым тестовым экзаменом – они поняли, что еще немного и от их системы высшего образования не останется и следа.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Анастасия Мотовилова
nakanune.ru

всего: 1199 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире