Рассекречены документы о прототипе Штирлица

Рассекречены документы о прототипе Штирлица

В стране и миреИстория
Служба внешней разведки России рассекретила архивные материалы о гауптштурмфюрере СС Вилли Лемане — агенте советской разведки, служившем в Гестапо (государственной тайной полиции Третьего Рейха).

Об этом сообщает РИА «Новости», со ссылкой на руководителя бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации СВР Сергея Иванова.

«Накануне войны международный авторитет Советского Союза был настолько высок, что даже в фашистской Германии находилось немало людей, которые, рискуя жизнью, оказывали помощь советской разведке, чтобы избежать катастрофы, которую несли человечеству фашисты. Одним из таких убежденных антифашистов был ценнейший источник советской разведки Вилли Леман»,— сказал Иванов.

По его словам, с начала 1941 года в документах, которые Леман передавал кадровым советским разведчикам, все чаще упоминались сведения о подготовке гитлеровской Германии к войне против СССР. «Девятнадцатого июня 1941 года на встрече с сотрудником берлинской резидентуры «Брайтенбах» сообщил точные дату и время начала войны»,— пояснил Иванов.

История самого высокопставленого гестаповца, работавшего на советскую разведку, а впоследствии ставшего прототипом героя «Семнадцати мгновений весны» Штирлица.

Вилли Леман родился в 1884 году под Лейпцигом в семье учителя. В поисках романтики 17-летним юношей он вступил добровольцем в германский ВМФ, где и прослужил свыше 10 лет. Как видно из материалов его личного дела, хранящегося в архиве Службы внешней разведки РФ, в 1905 году ему довелось быть свидетелем гибели русской эскадры в Цусимском сражении. Он тогда служил артиллерийским старшиной на кайзеровском крейсере, находившемся в районе боевых действий. Проявленные русскими моряками в безвыходном положении мужество и отвага запомнились Вилли, по его словам, на всю жизнь.

В 1911 году Леман уволился с военной службы и был принят в прусскую полицию. Сначала он был рядовым полицейским, но вскоре способного сотрудника перевели в контрразведывательный отдел при полицай-президиуме Берлина.

Во время Первой мировой войны Вилли проявил себя зрелым контрразведчиком, на его счету числилось несколько обезвреженных английских и французских шпионов. Поэтому после обучения на спецкурсах с 1920 года он стал старшим референтом отдела 1А, возглавлявшегося Рудольфом Дильсом. Под этим шифром скрывалась политическая полиция Пруссии, которой суждено было в 1933 году стать ядром гестапо. Леман являлся одним из наиболее авторитетных помощников Дильса. Через него проходили многие важнейшие документы прусской полиции, затем гестапо и созданного в 1939 году РСХА.

Он был в курсе всей переписки отдела 1А, распределял дела между сотрудниками, докладывал начальству о результатах их деятельности, проводил ежедневные совещания с младшими чиновниками, лично вел особо важные расследования. Вилли присутствовал на всех дипломатических приемах с участием военных атташе, выезжал с ними на военные маневры и в другие поездки по Германии, сам и через агентуру осуществляя негласное наблюдение за контактами этих иностранцев с немецкими гражданами.

В 1929 стал агентом советской разведки, получив агентурный псевдоним «Брайтенбах». В 1930 году именно Леману поручили «разработку» советского полпредства и торгпредства в Берлине, а в 1933-м он возглавил спецподразделение в структуре отдела 1А по борьбе с «коммунистическим шпионажем». В 1933 вступил в ряды НСДАП, а в 1934 — в ряды СС. Первое упоминание о Лемане в делах архива СВР датировано 7 сентября 1929 года. В этот день руководитель внешнеполитической разведки СССР (Иностранный отдел ОГПУ) Михаил Трилиссер направил в берлинскую резидентуру, которую тогда возглавлял Борис Берман, шифротелеграмму:

Будучи человеком осторожным, Леман избегал поспешных шагов, благо располагал возможностью использовать для налаживания отношений с советскими разведчиками доверенное лицо. Им стал Эрнст Кур, по совету Вилли обратившийся в советское полпредство в поисках источника доходов. После беседы с Куром, проведенной работником резидентуры, решено было завербовать бывшего полицейского, с тем, чтобы использовать его для конспиративного сбора сведений о лицах, интересовавших советскую разведку, с выплатой денежного вознаграждения за добытую информацию.

Чтобы найти ответы на ставившиеся перед ним вопросы, Кур обращался к Леману, и скоро в резидентуре узнали: наиболее ценные сведения тот получает из источника в политической полиции. Со своей стороны и Леман убедился, что с русскими можно иметь дело, и вступил в прямой контакт с резидентом Берманом.

Вскоре посреднические услуги Кура Леман и «друзья» из СССР сочли не только излишними, но и опасными. Тот имел скверную привычку, получив за конспиративное сообщение деньги, отправляться в злачные места Берлина и гулять ночь напролет. Здесь работали полицейские осведомители, и Леман знал это из первых уст, поскольку регулярно читал их донесения о подозрительных личностях, засветившихся на «Кудаме».

От гулящего агента надо было срочно избавляться. Вилли поговорил со своим приятелем и недвусмысленно дал ему понять, что его уже взяла на прицел контрразведка и лучше бы ему из Германии поскорее исчезнуть. Напуганный Кур внял совету. Его перевезли в Швецию и арендовали для него лавку в одном из небольших городков. Здесь он и доживал свой век под видом мелкого торговца, не порывая отношений с покровителями из СССР. Магазинчик же Кура использовался советской разведкой в качестве «почтового ящика».

А разведывательные возможности Лемана расширялись. В конце 1932 года в его отдел были переданы все дела по польскому шпионажу против Германии, которые в тот период представляли для советской разведки огромный интерес в связи с тем, что Польша проводила в отношении СССР враждебную политику.

Польские дела в отделе 1А вел капитан Абт, приехавший из Восточной Пруссии. Он отслеживал и советский экономический шпионаж. О полученных материалах и той, и другой проблематики он, естественно, ставил в известность своего патрона – Лемана, советовался с ним, тем более что между ними сложились теплые, дружеские отношения. Так благодаря «Брайтенбаху» Абт стал для советской разведки еще одним важным источником информации.

Став куратором оборонной промышленности и военного строительства, «Брайтенбах» переправлял в Советский Союз сведения о новой бронетехнике, артиллерийских орудиях, бронебойных пулях, и так далее. Для советской дешифровальной службы Леман добыл ценнейшие тексты телеграмм Гестапо. Контрразведывательная, военно-техническая и политическая информация Лемана приобретали все большее значение для Советского Союза в связи с обозначившимся поворотом гитлеровской Германии к войне против СССР.

По долгу службы Леман периодически выезжал на крупные военные учения, посещал строящиеся особо важные военные объекты. От Лемана советская разведка получила описания новых типов артиллерийских орудий, бронетехники, минометов, в том числе дальнобойных орудий.

В конце 1940 года работу с Леманом поручили прибывшему в Берлин молодому сотруднику резидентуры Борису Журавлеву. К тому времени капитан СС, криминалькомиссар Вилли Леман стал ответственным сотрудником отдела IV-E (занимался контрразведкой на территории Германии и разработкой персонала иностранных представительств).

В декабре 1942 разведчик был разоблачён, арестован и казнён в застенках Гестапо. Факт предательства столь высокопоставленного офицера СС был скрыт — даже жене Лемана сообщили, что её муж погиб, выпав из поезда Берлин-Варшава.

22 июня, в День памяти и скорби, часть рассекреченных архивных материалов дела «Брайтенбах» будет передана известному писателю и историку Теодору Гладкову, который сейчас работает над книгой, посвященной трагической судьбе агента.

Справка KM.RU
Теодор Гладков — специалист в области истории спецслужб, пишет книгу о Вилли Лемане. С 1955 года работал журналистом в центральной печати, а 2001 года является членом Общества изучения истории отечественных спецслужб. Гладков автор более чем 30 книг. Многие из них переведены на иностранные языки. Значительная часть произведений Гладкова посвящена истории спецслужб. Среди них книги о легендарных разведчиках Александре Короткове – «Александр Коротков», «Лифт в разведку», «Король нелегалов», Николае Кузнецове – «Кузнецов», «С места покушения скрылся» и других. Гладков — автор документальных повестей «Девушка из Ржева», «Прерванный прыжок» и художественных произведений «Последняя акция Лоренца», «Рассказы полковника Бондаря» и «Невозвращенец».

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1497 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире