ЕГЭ возвращает Россию в эпоху неграмотности

ЕГЭ возвращает Россию в эпоху неграмотности

В стране и миреКультура
В России завершилась очередная эпопея со сдачей Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Чиновники от образования бодро рапортуют о том, что подавляющее большинство российских школьников успешно прошли главное испытание этого лета – сдали ЕГЭ по всем предметам и теперь могут подавать документы на поступление в вузы.

По официальным данным, лишь около 2% выпускников не осилили тестов с первой попытки. Однако, при ближайшем рассмотрении эта благостная картина «самой объективной» формы итоговой аттестации знаний выпускников средних учебных заведений, оказывается не более чем изощренной профанацией и подгонкой действительности под факты. Дело в том, что ЕГЭ напоминает уникальную разновидность «соревнований», правила которых определяются уже после их окончания. Напомним, что в прошлом году русский язык и математику (два обязательных предмета для экзаменационной сдачи в форме ЕГЭ) «завалили» соответственно 11,3% и 24,07% ребят. Естественно, что Рособрнадзор (ведомство, отвечающее за организацию ЕГЭ) сделал нужные выводы и в этом году объявил минимальный проходной балл сразу после того, как…стали известны результаты ЕГЭ-2009.

Разумеется, минимальный балл, чтобы избежать конфуза и критики (вполне справедливой) в этом году стал еще «минимальнее». То есть, тех знаний, которых в прошлом году не хватило бы для получения аттестата зрелости, на этот раз окажется вполне достаточно для того, чтобы поступить в вуз. После чего не стоит, наверное, удивляться тому сопротивлению, которое оказывает вузовское сообщество окончательному закреплению практики ЕГЭ в экзаменационном процессе. Ректоров престижных высших учебных заведений с высокой международной репутацией, конечно, никак не может устраивать тот факт, что планка требований к выпускникам постоянно снижается. Вчера Рособрнадзор опубликовал итоги последних тестов – по истории и физике. Результаты таковы: 15 тысяч участников ЕГЭ по истории из 180 тысяч не преодолели минимального порога, по физике — около 12 тысяч из 200 тысяч участников. К настоящему моменту обработано 98,5% и 96,3% работ по каждому из предметов соответственно. Таким образом, не преодолели минимального порога по истории 8,7% участников, по физике — 5,8%. Для экзамена по физике минимальная планка была установлена в 32 балла, по истории — 30 баллов. В то же время максимальное количество — 100 баллов — по истории получили 135 участников, по физике −170 человек. Ранее были обнародованы окончательные результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку, литературе, биологии, информатике и географии. Обязательный экзамен по русскому языку сдавали все выпускники 2009 г. и часть выпускников предыдущих лет, которым этот экзамен необходим для поступления в вуз — всего 960 300 человек. В итоге из этих пяти экзаменов русский сдали лучше всего — лишь 6% не преодолели минимальный порог в 37 баллов.

Хуже всего выпускники сдали экзамен по информатике и информационно-коммуникационным технологиям — минимальный порог (36 баллов) не преодолели 11,4% человек. Этот предмет по стране сдавали почти 67,5 тысяч выпускников. Географию не сдали 10,1% от 30,5 тыс. участников экзамена, которые не смогли набрать минимальные 34 балла по этому предмету. С экзаменом по биологии не справились 8% от 153 670 сдававших — им не удалось преодолеть минимальный порог в 35 баллов. ЕГЭ по литературе оказался не по силам лишь 6,5% из 48 389 участников экзамена. Минимальный порог по этому предмету был ниже, чем по остальным четырем предметам,— 30 баллов. Худший результат продемонстрировали школьники, сдававшие немецкий язык,— 10,4% не справились с тестом. Не преодолели минимальный порог 5,3% учеников, сдававших английский язык, 2,3% — сдававших французский, 10,4% — сдававших немецкий. При сдаче ЕГЭ по испанскому языку учеников, не преодолевших минимальный порог, нет. KM.RU уже писал о том, что опыт проведения Единого государственного экзамена в этом году все больше развенчивает миф о нем как о наиболее адекватной форме итоговой аттестации знаний выпускников школ и эффективном механизме борьбы с коррупцией в сфере образования. По результатам проверки результатов ЕГЭ сотрудники Рособрнадзора обратили внимание на подозрительно высокую успеваемость школьников, продемонстрированную в ряде регионов (вопреки общероссийской тенденции). По мнению помощника руководителя федеральной службы Сергея Шатунова, в 2009 году оценку «отлично» по биологии и информатике получили неправдоподобно большое количество школьников (и это при том, что результаты ЕГЭ по информатике – наихудшие среди всех экзаменов). Шатунов отметил, что «подозрительные» отметки получили ученики школ четырех регионов России, которые он отказался назвать. Конечно, сотрудникам Рособрнадзора еще только предстоит провести проверку, чтобы разобраться в причинах малопонятных результатов учащихся. Тем не менее уже сейчас можно говорить о том, что подобные факты отнюдь не внушают доверия к тестовой форме проведения выпускных экзаменов (они же автоматически являются вступительными в вузы). О какой пресловутой «прозрачности» (о которой так любят говорить сторонники ЕГЭ) можно говорить, когда экзаменационные результаты вступают в неразрешимое противоречие с законами логики и здравого смысла?! В обоснование необходимости проведения Единого госэкзамена часто приводится аргумент о том, что эта процедура является эффективной мерой противодействия всевозможным злоупотреблениям во время сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Утверждается, что ЕГЭ предоставляет школьникам равные возможности во время сдачи экзамена и тем самым помогает действительно талантливым ребятам успешно поступать в вузы. Но в это трудно поверить, если вспомнить, к каким скандалам уже привело проведение Единого госэкзамена. KM.RU уже писал о скандальной истории с Владимиром Хлебниковым, бывшим руководителем Федерального центра тестирования — организации, участвующей в проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который был обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Как сообщается на сайте Следственного комитета при прокуратуре РФ, «установлено, что руководство центра, который проводит Единый государственный экзамен в большинстве регионов Российской Федерации, заключило ряд фиктивных договоров с коммерческими организациями на проведение централизованного тестирования школьников и абитуриентов в учебных заведениях, обработку его результатов и распечатку сертификатов с результатами тестирования». Мало того, «за счет средств бюджета руководство организации неоднократно выезжало на отдых за границу, оформляя поездки как служебные командировки, а также незаконно покупало квартиры для своих сотрудников. Ущерб, причиненный действиями Хлебникова, составил около 60 миллионов рублей». Таким образом, и без того со всех сторон критикуемая процедура ЕГЭ обзавелась совсем уж неприлично-скандальной репутацией, как говорится, дальше ехать некуда.

Результаты ЕГЭ-2009 в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

—  Я считаю, что в этом году мы имеем довольно грустные результаты ЕГЭ. И с каждым годом они будут становиться все грустнее. Потому что процесс перестройки системы образования с фундаментальной классической на прикладную идет полным ходом. И результаты этого года в полной мере демонстрируют этот процесс. Порядка 22 тысяч (при том, что сейчас еще неизвестны результаты пересдачи ЕГЭ по математике) сегодня уже остаются без школьного аттестата. Это является грубейшим нарушением Международной конвенции по правам человека, которая предусматривает, что каждое государство обеспечивает получение полноценного среднего образования, что должно завершаться итоговой аттестацией с выдачей положительного документа о завершении среднего образования. Замена полноценного аттестата на справку не может являться выходом. Справка не является документом об образовании. Это всего лишь бумага, удостоверяющая, что человек учился в одиннадцатом классе. Не более того. С ней можно идти только в вечернюю школу (которых в нашей стране уже практически не осталось) или в ПТУ, но без среднего профессионального образования. То есть можно получить какую-нибудь профессию, при этом не повторяя основы средней школы. Больше некуда не поступишь — ни в ПТУ для получения среднего образования, ни в техникум, ни в училище. Не говоря уже об институте или каком-либо высшем учебном заведении. На работу устроиться с такой справкой тоже практически невозможно. Разве только на неквалифицированную работу. А все виды таких работ, как мы знаем, сегодня заняты гастарбайтерами. Таким образом, мы получаем дополнительный источник социальной напряженности в условиях кризиса. Кроме того, большая часть мальчиков, которые закончат школы с такой справкой, уйдут в армию. Либо осенью этого года, либо весной следующего. А это значит, что возможность пересдать ЕГЭ у них появится только после прохождения службы в армии. Естественно, что уровень знаний к тому времени у них будет равен нулю. И это означит, что они на всю жизнь останутся без полного среднего образования. Что в корне противоречит закону об обязательном полном среднем образовании, который в свое время очень активно продвигали министр Фурсенко и партия «Единая Россия». Хотя фактически они же своими действиями довели ситуацию до того, что этот закон стал невыполнимым. Руководство страны должно выразить благодарность главе Рособрнадзора госпоже Глебовой. Потому что социальные последствия могли бы быть намного более серьезными, если бы она не снизила (очень резко) порог минимального проходного балла (по русскому языку, например, это 37 баллов, что равняется двойке с минусом, а по математике еще меньше).

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 579 / сегодня: 1

Комментарии /1

12:1724-06-2009
 
 
Читатель
интересно... некоторые, пока учились в школе, ничего не делали, а теперь им аттестат выдай! за что?

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире