Как не ошибиться в выборе автошколы и к чему готовиться во время обучения, решил разобраться корреспондент «КП».
- На дворе февраль, а резина у нас лысая, поэтому забудь про педаль тормоза. Шапку не снимай: печка у нас слабая - все стекла в инее, поэтому возле перекрестков открывай окошко, чтобы видно было. И гони деньги на бензин - зимой расход больше, а газовать правильно вы не умеете, - такими словами инструктировал меня «мастак» досаафовской школы перед первым выездом в город во время обучения.
Почти 15 лет назад это было, но до сих пор помню все их наставления. И как нервный старик-инструктор пытался долбануть меня по коленке, когда я норовил разогнаться больше 30 км/ч (при учебной езде положено ехать не больше 40 км/ч), и как таксовали по городу на учебном 412-м «Москвиче» (но доли от «шабашки» я не получал), и как развернуло меня на пустой, к счастью, зимней трассе на лысых, как портрет Котовского, колесах - все помню. Но тогда, в первые постсоветские годы, выбора не было, а сейчас появилась масса водительских курсов. Но улучшилась ли от этого подготовка водителей?
НЕ ВСЕ ХОРОШО, ЧТО РЯДОМ
Вместе со всеми филиалами только в Москве сейчас действует около двух тысяч лицензированных автошкол, по России - до восьми тысяч. Кроме того, есть неофициальные заведения, частные инструктора, работающие без лицензии и налогов - их никто не считал. И та автошкола, что расположена рядом с вашим домом, не всегда может оказаться лучшей. Перед тем как раскошелиться - загляните в учебные классы. Отсутствие компьютеров, светофоров, автотренажера должно насторожить. Узнайте, сколько человек будет в группе (если более 30, то научиться чему-либо при такой численности практически нереально). Посмотрите, на каких машинах проходят уроки практического вождения. Отечественные развалюхи только усложнят учебу. «Свежие» иномарки с автоматическими коробками, конечно, хороши, но при сдаче экзамена в ГИБДД инспектор потребует тронуться в горку именно на «механике». А этому нужно научиться.
Главное: справьтесь о наличии у школы лицензии на образовательную деятельность. И какие документы будут выданы по окончанию автошколы для сдачи экзамена в ГИБДД. Если лицензия имеется, и будет выдано свидетельство об окончании автошколы и водительская карточка (документ с вашей фотографией, паспортными данными, номером выданного свидетельства и печатью ГИБДД), то вы попали по адресу.
Лучше предпочесть проверенную временем автошколу, или организованную при именитом вузе. Они и обучат лучше, и организуют экзамен в ГИБДД «без сучка и задоринки» (лояльность инспекторов тоже имеет значение). А вот экстернат - не всегда благо. Желание сэкономить деньги и отучиться по-быстрому может подвести. Нередко экстерновые курсы не отвечают ни за подготовку, ни за сдачу экзамена в ГИБДД.
УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ...
Обучение состоит из теоретического курса и уроков практического вождения. С января этого года программы автошкол изменились, теперь при обучении на категорию «В» мучить вас теорией и матчастью будут совсем недолго - 110 часов, зато увеличилось до 50 часов (с 32 - ранее) время практического вождения, в основном - по городу.
Не ищите в современных кабинетах автошкол муляжи двигателей и кабин в разрезе, их разрешено заменить компьютерами. Предмет «Правила дорожного движения» теперь называется «Основы законодательства в сфере дорожного движения», хотя содержание и подход к его преподаванию серьезно не поменялись. Новая программа содержит и новые темы по основам безопасного управления автомобилем и формирования бесконфликтного поведения на дороге.
Подготовка к теоретическому экзамену в ГИБДД является главным делом, поэтому нужно состредоточиться на экзаменационных вопросах. Их 800! Вызубрить все ответы невозможно, значит, их надо понимать. А для этого разбирать жизненные ситуации, задавать вопросы преподавателю, «впитывать» опыт наставников.
Занятия по вождению подразделяются на две части. Сначала отработка упражнений на площадке. Научитесь парковаться, ездить «змейкой» и трогаться в горку - и в город. Не стоит заранее бояться: учебный автомобиль оборудован дополнительными педалями для инструктора, все ваши ошибки он быстро сгладит нажатием на тормоз, где надо - за вас подрулит. А другие водители обычно стараются объезжать «черепаху» со знаком «У» за версту, ведь все когда-то были «чайниками».
В итоге спустя два-три месяца с начала учебы вы сдаете внутренний экзамен в автошколе, и она организует сдачу экзаменов в ГИБДД. Подробнее об этом вы можете прочитать на официальном сайте ГИБДД (http://www.gibdd.ru/examination/).
Даже успешно подготовившись и сдав экзамен в ГИБДД, мало кто чувствует себя на дороге комфортно. Поверьте, это нормально. Для своих выпускников некоторые автошколы предлагают программы «докатки». Например, инструктор индивидуально поможет освоить необходимые вам в повседневной жизни маршруты (дом - детский сад - работа - супермаркет) или преподаст курс экстремального вождения. Но это - за отдельные деньги.
ЧТО БУДЕТ?
Жуткая статистика ДТП и нарушений правил истошно кричат о том, что не все в порядке со знаниями и умением водить у наших автомобилистов. Милицейское начальство вторит им в унисон.
- В Москве около 300 автошкол, которые готовят «полуфабрикаты»: неделю покатают по городу на «Жигулях», а потом отправляют сдавать экзамены. Неудивительно, что потом они не могут вписаться в поворот на своих «Лексусах» или «Лэндкрузерах»,- так оценил Сергей Казанцев, начальник Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы их работу. И правительство распорядилось: изменить систему подготовки водителей и приема экзамена в ГИБДД.
Так что, если вы только подумываете обзавестись заветным пропуском за руль, знайте, что вам, скорее всего, придется учиться и сдавать экзамены под прицелом видеокамер. Дело в том, что с 1 июля 2009 года вступили в силу новые требования к автошколам. Теперь им продлят лицензию на обучение только при наличии специального оборудования. Например, «видеорегистратора процесса обучения», то есть камеры, которая будет снимать в автоматическом режиме весь процесс обучения и сдачу экзамена и хранить эти данные. Так что сдать «на шару» не прокатит. Обяжут автошколы и закупить программные комплексы психодиагностики, изучающие особенности психики ученика. Значит для работы автокурсам потребуется раскошелиться минимум на 100 тысяч рублей. Кроме того, школам придется обзавестись автодромом и специально оборудованными машинами, конечно. Сдавать экзамен в ГИБДД придется тоже «в прямом эфире» и под видеозапись, правда, новая методика приема экзамена в ГАИ вводится в действие с 1 ноября 2011 года.
СТРАНА СОВЕТОВ
ПОДСКАЗКА «КП»
Для записи в автошколу потребуются:
Для сдачи экзамена в ГИБДД нужно также предоставить:
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Хорошо ли готовят водителей автошколы
Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:
- Автошколы занимаются только подготовкой водителей, а допуском их на дороги занимаются сотрудники ГИБДД. Никакого достоверного критерия оценки водительских качеств начинающих пока никто не придумал. Хотя есть оценка по количеству успешно прошедших экзамен в ГАИ. Правда, и там действуют субъективные факторы: волнение, например. Но опыт показывает, что в среднем по стране от 40 до 60% выпускников лицензированных автошкол сдают экзамены инспекторам с первого раза - это неплохой результат.
Михаил Кривоспицкий, тренер-инструктор школы искусства вождения Driving Art:
- В автошколах нередко не просто недодают курсантам правильных водительских знаний и умений, но и закладывают неправильные привычки. Зачастую водители после окончания курсов не делают даже элементарного: не регулируют под себя зеркала заднего вида, кресла, рулевую колонку. Одна девушка просто не пользовалась зеркалами заднего вида, ее так научили: включаешь поворотник, считаешь до трех, потом поворачиваешь руль... После таких курсов водителей нужно переучивать.
Андрей Гречанник kp-avto.ru
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: