Широкий горизонт или тупик?

Широкий горизонт или тупик?

В стране и миреВ мире
Насколько результаты ЕГЭ отражают уровень знаний

Если в системе образования происходят кардинальные перемены, это касается не только самих учащихся, но не оставляет равнодушными практически никого, ведь речь идет о наших детях. Чиновники ведомств столичного образования подводят сегодня итоги прошедших выпускных экзаменов, в том числе Единого государственного экзамена, который с этого года стал обязательным. Для более глубокого анализа последствий нововведений, конечно, потребуется время, однако уже сейчас можно говорить о предварительных результатах.

Руководитель департамента образования города Москвы Ольга Ларионова рассказала, что с 2009 года ЕГЭ, проходивший ранее в виде эксперимента, введен в штатный режим. Причем все вузы обязаны осуществлять прием и зачисление абитуриентов только по результатам единого госэкзамена на все специальности, за исключением творческих. Что касается балльных итогов единого экзамена, то, по словам О.Ларионовой, московские школьники показали вполне приличные результаты.

ОДНАКО сами школьники и их родители не так благожелательно относятся и к самому ЕГЭ, и к системе его результатов как оценки качества имеющихся знаний. Насколько сегодняшние баллы ЕГЭ отражают реальный уровень подготовки выпускников? Дело в том, что в Москве в этом году чрезвычайно строго отнеслись к процедуре экзамена, особенно к тем, кто норовил списывать. В регионах не так жестко подходили к выпускникам, а в маленьких городах, по оценке экспертов, лояльность преподавателей простиралась дальше некуда. В итоге средний балл по регионам оказался выше, чем в столице. При этом результаты всероссийских олимпиад (а они при любых экзаменационных системах признаются наиболее объективным показателем) дают совершенно иную картину. В ситуации, когда поток абитуриентов из регионов с высокими баллами ринется в Москву, как быть столичным выпускникам?

О.Ларионова уклонилась от оценки общей ситуации, ибо для этого есть федеральные органы. Что же касается столицы… К Москве всегда предъявляются особые, повышенные требования; по ее мнению, детям нет смысла обижаться на требовательность и строгость - они получили те баллы, которые заработали. Ведь недостаточно поступить в институт, потом-то придется и учиться. А это по силам только хорошо подготовленным студентам, с обширной базой школьных знаний. Вузы тоже не могут проанализировать, повысился интеллектуальный уровень абитуриентов или нет, помогает ЕГЭ будущим специалистам повысить его или наоборот. Однако тревогу вызывает тот факт, что пока образовательные учреждения и чиновники будут перебирать папки статистических отчетов, дети, не очень успешно сдавшие единый экзамен, попросту потеряют целый год, поскольку вузы даже не примут заявления о поступлении, если балл ЕГЭ ниже необходимого.

КОГДА широкомасштабно вводятся совершенно новые подходы при поступлении в вузы, мы еще несколько лет будем видеть эти перекосы. Но Ольга Ларионова оптимистично считает, что все это войдет в нужное русло и человек, имеющий знания, обязательно пробьется. У москвичей, по ее мнению, проблем не будет, так как количество бюджетных мест в наших вузах превышает число выпускников московских школ. В качестве утешения она привела важный аргумент: дети все-таки ближе к этим вузам, и не все учебные заведения имеют достаточное число мест в общежитиях.

Безусловно, нельзя не согласиться с О.Ларионовой, что московские школьники находятся в привилегированном положении хотя бы потому, что хорошее образование, в том числе и внешкольное, для них более доступно. Но практически вся опрошенная в свое время университетская профессура подтвердила, что некоторая часть студентов из регионов уже со второго курса стремительно обгоняет «натасканных» москвичей.

«Может быть, этот ЕГЭ нужно просто взять и отменить. Вернуться к той самой нашей традиционной системе, которая готовила неплохих специалистов, - заявил мэр Москвы Юрий Лужков, выступая на совместном заседании Совета ректоров государственных вузов Москвы и области. - Имея такую многоликую страну, многоукладную, многоуровневую и по образованию, и по территории, мы привели ее к какому-то одному дурацкому стандарту». По его мнению, из-за введения единого госэкзамена вся российская система образования вошла в «полный тупик».

При таком подходе неизбежно возникают два вопроса: во-первых, возможно ли восстановление социальной справедливости методом прямого подлога и, во-вторых, зачем внедрять заведомо отрицательный опыт и заведомо неработающую схему? Напомним, в статусе экспериментальной программы ЕГЭ существует уже восемь лет - с 2001 года в пяти регионах, с 2004 - в 16, с 2006 - в 79, а в прошлом году во всех. Но перечень обязательных предметов каждый регион выбирал самостоятельно.

ИТАК, если для исправления «отдельных недостатков» методами, отличными от пресловутого подлога, было недостаточно восьми лет, не означает ли это, что предлагаемая система как минимум нуждается в доработке? А как быть с тем, что некоторые варианты вопросов и ответов, мягко говоря, вызывают недоумение?

Например, для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введены погоны; введена должность полевого священника; сформирована специальная служба для выкупа пленных у противника. А на вопрос, что является следствием коренного перелома в годы войны, предлагаются такие варианты ответа: выход Японии из войны; распад антигитлеровской коалиции; расстрел всех немецких военнопленных, находившихся в советском плену. Говорят, когда Президент России Дмитрий Медведев прочитал подобное, его реакция была такая: «Просто удивительно, чудовищно!» После такой оценки главы государства эти «перлы» убрали, но сколько же еще осталось аналогичных?

Конечно, критиковать всегда легче, чем делать. И наверное, изменения в образовательной сфере назрели давно. Но пока выбранный метод вызывает слишком большое количество вопросов. Хочется надеяться, что разумное и оптимальное решение обязательно будет найдено. Ведь речь идет о НАШИХ детях.

Ольга Ларионова отметила, что кризис не коснулся нормативного финансирования системы московского образования в 2009 году. Такие защищенные статьи, как зарплата учителей, питание, коммунальные услуги и нормативы содержания школ будут профинансированы полностью. На важный вопрос о том, как повлияет кризис на возможность нормального трудоустройства выпускников московских вузов, глава департамента оптимистично заявила, что сегодня московский рынок трудоустройства контролируется, так что реальных проблем здесь не предвидится. Правда, имеются субъективные особенности. В результате соцопросов выяснилось, что некоторая часть нынешних студентов, причем далеко не университетского уровня, претендует после получения диплома на зарплату никак не меньше 50 тысяч рублей в месяц. Вот им, скорее всего, свои запросы придется скорректировать.

 

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что необходимо уменьшить нагрузку на старшеклассников, а высшую математику вообще исключить. «Я глубоко убежден, что высшая математика в школе не нужна. Более того, высшая математика убивает креативность. Мы должны ориентироваться не на гениальных учителей и не на выдающихся школьников, а на 13,5 миллиона учеников как в селе, так и в городе», - заявил он.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Елена Введенская
Московская Перспектива

всего: 597 / сегодня: 1

Комментарии /1

01:5012-07-2009
 
 
Читатель
Скажу по собственному опыту ... в столичных Вузах исключая модные и элитные учились всегда не очень подготовленные, ленивые и прямо скажем туповатые мосвичи и ленинградцы.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире