«Психушка» на двое суток

«Психушка» на двое суток

В стране и миреВ стране
Конституционный суд (КС) принял постановление о запрете на принудительное помещение в психиатрическую лечебницу больных более чем на 48 часов без решения суда.

Эта норма действует и сейчас. Но судьи снабдили ее оговоркой, по которой с ходатайством о лечении или обследовании пациента на более длительный срок к служителям Фемиды должны обращаться не только врачи, но и «другие лица».

Подобное решение возможно лишь в исключительных случаях и «не должно зависеть от усмотрения одного из участников процесса», считает КС. Правда, кто еще, кроме самих психиатров, сможет инициировать пребывание в лечебнице, непонятно. Пресс-служба Конституционного суда в Санкт-Петербурге ушла в отпуск до конца августа, а по телефонам московского представительства в четверг никто не ответил. Не удалось получить разъяснений на этот счет и в Институте судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

«Под другими лицами могут пониматься соседи, родственники, милиционеры и т.д.», — пояснил в беседе с «Росбалтом» известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов. Однако эксперт убежден, что такая расплывчатая формулировка без правки действующего законодательства рискует обернуться очередным витком незаконной психиатрической практики. Требование о более широком списке ходатайствующих о госпитализации больного может быть нивелировано вступлением в сговор того же врача и «черного риэлтора», а, значит, на деле КС не усилил защиту кандидатов на лечение в «дурдом», заметил Виноградов.

Кроме того, минуя предварительное решение суда, по-прежнему будут отправлять в «психушку» так называемых буйных больных, «когда лицо представляет опасность для себя или окружающих, а характер опасности требует оперативного реагирования».

Поводом для принятия решения КС стала жалоба москвички Надежды Хорощавцевой, которую пару лет назад насильно отправили в стационар. Судьи вняли аргументам истца, посчитав, что принудительная госпитализация в такие клиники по своей природе ничем не отличается от ареста, а значит, невозможна без участия суда.

Отметим, работа российских психиатров уже давно вызывает нарекания у правозащитных организаций, которые не понаслышке знают о «карательной психиатрии», памятуя советские времена. Кроме того, еще в 2003 году Европейский суд по правам человека признал несоответствующим европейской практике действующий российский закон об оказании психиатрической помощи. Тогда же страсбургские судьи признали незаконной принудительную госпитализацию жительницы Екатеринбурга Тамары Ракевич, которую упекла в «психушку» ее же подруга, вызвавшая «белую карету» после разгоревшегося между ними религиозного спора.

Случаи, когда обитателям «желтого дома» удается вернуть себе доброе имя и наказать врачей, перегнувших палку при диагностике и, следовательно, общественной опасности больного, единичны. Зачастую в психиатрические клиники отправляются не только неугодные — будь то властям, соседям или родственникам люди, но и жертвы вполне конкретных экономических махинаций.

В этой ситуации «психушка» оказывается куда страшнее самой жуткой тюрьмы: однажды задержавшись в ней, человек рискует лишиться не только последнего здоровья, но и превратиться в «юридический ноль», полностью потеряв дееспособность. К примеру, не так давно тот же КС уже рассматривал дело 26-летнего Павла Штукатурова, который оказался в лечебнице по инициативе собственной матери, получившей после этого все права на распоряжение жильем.

По словам представителей правозащитных организаций, все чаще жертвами принудительного лечения в психбольницах оказываются воспитанники детских домов. Известный правозащитник Лев Пономарев рассказал «Росбалту», что его буквально завалили подобными жалобами: «Наиболее активных детей с целью установления в детдоме палочной дисциплины без решения суда отправляют в психбольницы и реально там колют». Надо заметить, что детские психлечебницы — самые закрытые учреждения, «в них так просто не заглянешь», говорит правозащитник.

Аналогичный пример из своей практики привел в интервью «Росбалту» и глава российского представительства Amnesty International Сергей Никитин. «Защищая права детей с трудностями в обучении, я столкнулся с тем, что врачи-специалисты нередко занижали их умственные способности, что позволяло оставить их в интернате сколь угодно долго», — пояснил Никитин.

Решение КС поможет приостановить «психиатрический беспредел», считает эксперт. «Сейчас же можно неправомерно использовать бреши в законе и принудительно изолировать людей от общества», — констатирует Никитин.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Елена ЗЕМСКОВА
rosbalt.ru

всего: 1424 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире